Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты, их действие и систематизация




3.

Охранительная функция направлена на охрану регулируемых правом отношений, охрану основополагающих ценностей (жизни, честит, здоровья человека, собственности, общественной безопасности и.т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности и предупредительно-охранительные меры иного характера.

Регулятивная динамическая функция направлена на оформление правоотношений между субъектами права, определятся при этом порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений (отношения купли-продажи, перевозки, финансирования, трудовых, процессуальных отношений и др.).

Регулятивная статическая функция сводится к фиксации существующих общественных отношений (закрепление форм собственности, субъектов права и их правоспособности, структуры государственных органов, прав и обязанностей граждан и.т.д.).

С юридической точки зрения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции.

Регулирующие свойства права проявляются в его функциях. С точки зрения социальной направленности, функции права совпадают с функциями государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная).

Назначение права в обществе состоит в регулировании и упорядочении общественных отношений.

Источники права - это внешняя форма воплощения и закрепления юридических норм.

Виды источников права:

1) правовой обычай;

2)юридический прецедент;

3)нормативно-правовой акт;

4) нормативный договор (в частности международные договоры и соглашения);

5) юридическая доктрина (юридическая наука);

6) священные религиозные книги (являются источником права религиозных правовых систем).

Рассмотрим основные источники права.

Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторе­ния людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Исторически право возникло как обычное право, состоящее из правовых обычаев. По мере развития общества обычаи систематизируются, составляются списки обычного («Русская правда», Салическая правда»). С усилением роли централизованного государства, роль обычая, консервативного и не учитывающего потребностей общественного развития резко снижается. Все большую роль начинают играть иные источники:

Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Юридический (судебный) прецедент – как источник права характерен для англо - саксонских правовых систем.

Нормативный правовой акт - это юридический документ, в котором содержатся нормы права. С помощью нормативных актов устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В Республике Беларусь нормативно правовой акт – основной источник права

Виды нормативно-правовых актов;

1) Конституция;

2) законы;

3) подзаконные акты.

 

Правовые нормы, содержащиеся в источниках права, определенным образом систематизированы. Основой для такой систематизации выступает характер и содержание регулируемых правом общественных отношений. Так складывается определенная система права.

Система права - внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах.

Исходным «кирпичиком» любой системы права является правовая норма.

Норма права - волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественное отношение путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Итак, норма права это правило поведения, в котором:

- Выражена воля, веление государства. Оно обращено к сознанию, воле субъектов права, граждан;

- Это общеобязательное правило поведения, она носит общий для всех характер, а субъективное отношение субъектов права не лишает норму общеобязательности;

- Это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении людей;

- Это формально определенные правила, которые четко определенно описывают обстоятельства и юридические последствия;

- Это принудительность, как наиболее специфическое свойство юридических норм отличающее эти нормы от любых остальных;

- Принуждение в нормах права выступает как потенциальное, рассчитанное на неисполнение, нарушение норм права.

 

По предмету правового регулирования нормы подразделяются по отраслям права на нормы конституционного, уголовного, гражданского права и др.

 

По юридическим функциям нормы подразделяются на: регулятивные, охранительные, и специализированные.

Регулятивные нормы рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают положительные права и обязанности, вытекающие их самого характера отношений.

Охранительные или правоохранительные нормы рассчитаны на отклоняющиеся нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они предусматривают меры принуждения, юридической ответственности, меры защиты нарушенных прав.

Специализированные нормы – это нормы о нормах. Они предписывают, как нужно понимать другие нормы, термины в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных случаях. К числу специализированных норм в сою очередь относят дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дифинитивные нормы - содержат легальные определения (дефиницию) терминов.

Коллизионные нормы рассчитаны на случай, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю. Они предписывают, какая из норм, должна быть применена.

Оперативные нормы отменяют действие других норм, или напротив продлевают их действие или распространяют их действие на более широкий круг субъектов.

 

По характеру обязательности существуют:

- Императивные нормы (носят категорический характер, их требование не может быть изменено соглашением сторон);

- Диспозитивные нормы (предоставляют право участникам отношений самим регулировать круг и объем прав и обязанностей на основе соглашений).

Следует выделить технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию технические правила (санитарные, государственные стандарты, технические условия, правила техники безопасности и др.), нарушение которых влечет за собой различные юридические последствия (ответственность, возмещение вреда).

 

Каждая правовая норма обладает своей внутренней структурой. Структура нормы права – это ее внутреннее строение, складывающееся из отдельных элементов. Норма (правило поведения) регулирует общественные отношения и складывается из двух взаимосвязанных частей. Первая описывает ситуацию в обобщенном плане, условия, факты, на которые распространяется ее действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, т. е. на права и обязанности наступающие при наличие условий, указанных в первой части. Традиционно первая часть регулятивной нормы называется гипотезой, а вторая – диспозицией Диспозиция регулятивной нормы указывает на положительные права и обязанности не связанные с принуждением и наказанием.

В охранительных нормах уголовного и административного права, предусматривающих конкретные виды юридической ответственности, первая часть правовой нормы называется диспозицией, а вторая - санкцией.

Существует в юридической учебной литературе взгляд, согласно которому любая норма состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции – и строится по схеме «если» (гипотеза), то должно быть (диспозиция) а иначе (санкция). Норму такого рода называют логической, в отличие от реальных норм. Ряд норм вообще не нуждаются в такой части, как санкция, ибо их реализация обеспечивается за счет применения других норм права или судебных решений.

Итак, правовые нормы складываются из двух частей и регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи и взаимодействии.

Структурные элементы могут быть по своему составу простыми и сложными. Простая гипотеза (или диспозиция охранительной нормы) указывает на одно обстоятельство (один факт), при наличии которого норма вступает в действие. Сложная – на два и более обстоятельства, а альтернативная на два и более обстоятельств, при условии, что для вступления нормы в действие достаточно любого из них.

Простая диспозиция (или санкция охранительной нормы) указывает на одно юридическое последствие, сложная на два и более последствия, которые могут наступить одновременно, а альтернативная указывает на два или более последствий, из которых наступить может только одно.

Санкции и диспозиции (в регулятивных нормах) с точки зрения их определенности могут быть как абсолютно определенными, так и относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно (например - штраф в определенном размере), а во втором случае эти последствия определены рамочно (например лишение свободы от трех до пяти лет), или соотносятся с размером причиненного ущерба (например возмещение вреда соответственно его размеру).

По предмету правового регулирования норы права группируются в правовых институтах, подотраслях и отраслях права.

Отрасль права - главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, инсти­тутов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь, по сути упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права.

Правовой институт - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.

Классификация отраслей права:

o профилирующие (базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, материальные - граждан­ское, административное, уголовное и соответствующие им отрасли процессуального права - ГП, УП, АП);

o специальные отрасли права - приспособлены к особым сферам жизни общест­ва: трудовое, земельное, финансовое, семейное и т.п.;

o комплексные (характерно соединение разнородных институ­тов профилирующих и специальных отраслей: экологические, предпринимательское, военное).

 

Система законодательства Республики Беларусь.

 

Взаимозависимость и взаимообусловленность системы права и системы законодательства, которые соотносятся между собой как форма и содержание одного и того же общественного явления – права, нашли свое выражение в системе законодательства.

Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, издаваемых и группируемых в соответствии со сложившейся системой права, целями и потребностями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Базовые, основные отрасли права, как правило, закреплены в кодификационных актах – как правило, кодексах. Так гражданское право получило внешнее выражение в виде Гражданского кодекса, уголовное право – в виде Уголовного кодекса. Институты отраслей права выступают в виде разделов кодексов или иных кодификационных актов (положений, уставов). Нормы права получают свое выражение в виде статей, параграфов, пунктов нормативных актов.

Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», к основным видам нормативных правовых актов отнесены:

· Конституция – Основной Закон Республики Беларусь;

· решения референдумов;

· законы;

· декреты и указы Главы государства;

· постановления палат Парламента;

· постановления правительства;

· нормативные акты Конституционного Суда (заключения), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (постановления пленумов этих судов), Генерального прокурора принятые в пределах их компетенции;

· постановления органов республиканского управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально;

· Регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, относительно процедуры деятельности этих органов;

· Инструкции правила, уставы (положения) приказы;

· Решения органов местного управления и самоуправления

Высшей юридической силой обладает Конституция. Законы, декреты, указы, иные акты государственных органов, принимаются, издаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения декрета, указа, закона, иного нормативного акта с Конституцией – действует Конституция. В случае расхождения декрета, указа с законом, закон действует (имеет верховенство) только тогда, когда полномочия на издание декрета, или указа были предоставлены законом.

Законы декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Парламента, Совета Министров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального Прокурора и иным нормативным актам Республики Беларусь.

Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют высшую силу относительно нормативных правовых актов министерств, ведомств, иных органов государственного управления и Национального банка.

Кодексы – кодифицированные нормативные акты, обеспечивающие полное системное управление в определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу, чем другие законы. Гражданский кодекс, в частности, имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил, определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются. Так, юридическая сила Устава Внутренней Службы, определяется юридической силой соответствующего Указа президента Республики Беларусь.

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу, относительно нормативных актов нижестоящего органа (должностного лица).

Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу нормативному акту того же государственного органа (должностного лица).

Применение в национальном законодательстве международных нормативных правовых актов регулируется ст.8 Конституции Республики Беларусь, где сказано: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Согласно ст. 10 Закона «О нормативных актах Республики Беларусь «Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в законную силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, и, подлежат непосредственному применению, кроме случаев когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта…». Возможность непосредственного применения норм международного договора, имеет огромное значение для обеспечения защиты прав человека.

В случаях, когда соответствующие отношения не урегулированы нормативными актами (это в принципе невозможно) или возможность применения обычая прямо оговаривается в законодательстве, применяется правовой обычай. Беларусь, как субъект международного права, руководствуется также обычаями, сложившимися в международной торговле, морских перевозках и др.

Нормативные договоры как источники права широко используются в международных отношениях (см. выше). Вместе с тем, они применяются для регулирования внутригосударственных отношений. Так, между коллективами работников наемного труда в лице профсоюзов и нанимателями заключаются коллективные договоры, для определения взаимных обязательств, в сфере трудовых и социально-экономических отношений. К нормативным договорам относятся Генеральные соглашения (на республиканском уровне) и тарифные соглашения (на отраслевом уровне) по поводу условий труда, социальных гарантий и занятости. Нормативные договоры все более широко применяются в сфере предпринимательской деятельности.

Правильное применение нормативных правовых актов зависит от точного определение отрезка времени, в течение которого действует тот или иной нормативный акт. Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования.

Под официальным опубликованием в нашей стране понимается доведение до всеобщего сведения нормативных актов путем их опубликования в «Национальном реестре правовых актов республики Беларусь», а также других официальных изданиях, определенных Президентом Республики Беларусь. Такими изданиями, в соответствии с Декретом Президента от 190 декабря 1998 г., являются газеты Советская Беларусь (Беларусь сегодня), «Звязда», «Народная газета», «Рэспублiка». Датой опубликования является день выхода в свет официального издания. В случае разновременного опубликования, такой датой является дата первоначального опубликования.

Декреты Президента, и законы, после их подписания Президентом, а также в случаях, когда закон считается в соответствии с Конституцией подписанным, подлежат обязательному и немедленному, официальному опубликованию. Указы Президента нормативного характера подлежат обязательному опубликованию, если иное не установлено актами самого Президента или законом. Так, не подлежат опубликованию Указы Президента, касающиеся вопросов обеспечения Национальной безопасности и обороны государства, в связи с содержащимися в них государственными секретами. В таком же порядке подлежат опубликованию Постановления Совета Министров нормативного характера. Иные нормативные правовые акты могут быть официально опубликованы, после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Опубликование правовых актов в неофициальных изданиях, объявление текстов по радио и телевидению не являются официальными и ссылки на такие публикации не допускаются.

Законодательство предусматривает различные варианты вступления нормативных актов в силу. По общему положению ст.104 Конституции и ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законы страны вступают в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самих актах не указан иной срок.

Указы Президента, Постановления правительства, и иные нормативные акты вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Постановления палат Парламента вступают в силу с момента их принятия (сразу), если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Под иными сроками вступления в силу нормативных актов понимается:

- время; указанное в самом нормативном акте или специальном акте о введении его в действие;

- момент принятия акта или его опубликования;

Важное значение имеет определение времени действия нормативного акта, и момента утраты им юридической силы.

Нормативный акт действует бессрочно, если в нем не оговорено иное.

Утрата нормативными актами юридической силы происходит при наступлении следующих обстоятельств:

- в связи с истечением срока действия нормативного акта, если он был принят на определенный срок;

- вследствие отмены нормативного акта путем указания об этом в новом нормативном акте, соответствующей силы;

- вследствие фактической замены ранее действовавшего нормативного акта, новым актом, регулирующим по-иному общественные отношения. Последний способ является наименее приемлемым, так как может повлечь ошибки в правоприменении.

С действием нормативных правовых актов во времени неразрывно связаны такие юридические категории, как «переживание закона» и «обратная сила закона».

Переживание нормативного правового акта означает такую ситуацию, когда отмененный акт продолжает действовать в отношении правоотношений, возникших ранее на основании его норм. Такое положение нередко складывается в связи с тем, что некоторые правоотношения (арендные, кредитные, подрядные и др.) являются длящимися и их невозможно привести в соответствие с новым законодательством без ущерба для интересов сторон и подрыва стабильности имущественных отношений.

Обратная сила закона означает распространение действия нормативного правового акта на те отношения, которые существовали еще доего вступления вюридическую силу. Однако, как правило, закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие только на те отношения, которые возникают после вступления его в силу.

Исключение (в соответствии со ст. 104 Конституции и ст. 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») составляют случаи:

- новый закон смягчает или отменяет юридическую ответственность, установленную ранее действовавшим законом;

- в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на определенные отношения, возникшие до его вступления в силу;

- вновь принятый закон иным образом (кроме отмены или смягчения ответственности) улучшает правовое положение лиц, на которых распространяется действие соответствующих актов.

Действие в пространстве нормативных правовых актов связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации. В международном праве под территорией государства понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и находится под его суверенной властью. В состав территории государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (прибрежные воды морей и океанов определенной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (морские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море, и в международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. К территории государств приравниваются территории их посольств, консульств, миссий, находящихся за рубежом.

В соответствии с международным принципом территориального верховенства как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории.

Нормативные акты местных государственных органов действуют в пределах той территории, на которую распространяется их юрисдикция. Эти теоретические положения нашли нормативное закрепление в ст. 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Нормативные правовые акты республиканских (центральных) государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь».

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. По общему правилу нормативные акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории. Это - граждане данного государства, лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица с двойным гражданством, а также все организации, функционирующие на территории государства.

Соответствующее положение закреплено в ч. 2 ст. 68 названного выше Закона: «Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц». Однако в приведенной правовой норме не названы иные организации, кроме юридических лиц, которые действуют на территории страны.

Некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие лишь на определенные категории лиц, государственных органов, организаций. Так, Закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции» действует в отношении органов милиции и их сотрудников. Определенные акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на ее территории пользуются правами и свободами, и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Так, в отношении этих лиц, находящихся (проживающих) на территории Беларуси, имеются некоторые правовые ограничения: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы государства, участвовать в референдумах; не могут выполнять обязанности по несению воинской службы; не вправе занимать определенные государственные должности, состоять на службе в органах внутренних дел.

Существуют некоторые особенности, связанные с распространением действия определенных нормативных правовых актов на граждан, независимо от места их нахождения. Так, согласно ст. 10 Конституции гражданину Беларуси гарантируется защита и покровительство государства как на его территории, так и за ее пределами. Нормой ст. 6 Уголовного кодекса установлено, что гражданин Беларуси или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившее преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежит ответственности по этому Кодексу, если совершенные им деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве.

Определенные лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определенной служебной принадлежности обладают дипломатическим иммунитетом. Эти лица пользуются правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Вопросы уголовной или административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в случаях совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломатическим путем. Дипломаты пользуются иммунитетом от гражданско-правовой юрисдикции, за исключением случаев, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 г.

В то же время дипломатические представители обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.