Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миф (былины), религия, философия




Ученые считают, что первой формой существования философии можно назвать миф. Слово миф греческого происхождения и означает в переводе «сказание», «предание». Чаще всего мифы создавались народами для того, чтобы объяснить происхождение мира и особенности его законов. Мифы восточных и западных народов обладают специфическими чертами, в них отразились как природно-климатические особенности регионов, так и характер народов. Мифы являются порождением культуры и вместе с тем именно мифы существенно влияют на всю культуру народов нашей планеты. Мифологические представления о мире и его сотворении, превращении первичного хаоса в гармонию, как правило, связывались с борьбой добрых и злых сил, жизни против смерти, и на этой основе вырабатывалось определенное понимание природы и общества. Наиболее развитой формой космологических мифов можно считать «Колесо жизни», лежащее в основе индуистской духовной культуры, созданной более трех тысяч лет тому назад.

Широко известны мифы древней Греции, где раскрывается не только происхождение Земли, но и показана картина мира, основанная на принципе одушевления всего существующего (гилозоизма).

Для мифологического мировоззрения характерны высокая эмоциональность и образное мышление. В мифе вещественное и идеальное тождественны, не разделены, поэтому миф оказывает сильное воздействие на людей и в измененных формах существует и формирует мироощущение современного человека. В период господства фашизма в странах Западной Европы, и условиях существования современных тоталитарных и иных недемократических политических режимов мифологическое мировоззрение специально прививают народу с помощью средств массовой информации. Так создается сознание масс, отличающееся пассивностью и непоколебимой верой в тот или иной социальный миф.

Следующей после мифа формой существования философии стала религия, как попытка ответить на коренные проблемы бытия с помощью вмешательства в природу общества и в жизнь человека сверхъестественного божественного начала. Ранние формы религии неразрывно связаны с мифом, они также оказывали сильное эмоциональное воздействие на человека. Религия прошла большой путь развития: от первоначального одухотворения сил природы, через многобожие (политеизм) к единобожию (монотеизм). Каждому из этапов исторического развития религиозного сознания присущи свои характерные особенности. Они отличаются спецификой отражения действительности религиозным (мистическим) сознанием, ролью религии в жизни общества, ее функциями в жизни общества.

Переход от мифа к религии связан, в частности, с переходом от поклонения фетишам1 и тотемам2, от соблюдения табу (запретов) и ритуалов, к поклонению вначале многим (политеизм), а затем—одному (монотеизм) богу и к соблюдению их или его предначертаний и заветов.

Лучше других многобожие известно но истории античной Греции, где по мнению эллинов того периода многочисленные боги жили в течение многих веков на горе Олимп.

В период политеизма начинается, а с переходом к монотеизму завершается создание религиозных учреждений— храмов, устанавливаются четкие религиозные обряды, создаются специальные религиозные службы, символы веры, догматы. Религия все в большей степени становится одним из мощных средств воздействия на сознание масс.

В настоящее время сложились три главные мировые религии: буддизм, христианство и мусульманство.

Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии. Его основателем считается легендарный сын царя Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будда (просветленный или пробужденный). Будда проповедовал отречение человека от активной жизни, считая, что главное— это совершенствование своего внутреннего мира. Бесконечно «колесо жизни» и человек, находясь в нем, связан со всем Космосом. Любые действия человека способны нарушить ритм вселенной, поэтому задача человека—понять законы жизни и не противодействовать им. Отсутствие желаний и страстей позволяет человеку достичь безмятежного состояния духа—нирваны. Для буддизма характерна его четкая нравственная направленность и обращенность к человеку. Буддизм выступает против любых крайностей, будь то человеческие страсти или аскетизм. Его отличает высокая терпимость ко всему, что окружает человека. Буддизм проповедует доброту и мягкость как важнейшие качества человека. Он считает, что созерцательное размещение (медитация) позволяет человеку осознать целостность бытия и получить чувство совершенного удовлетворения жизнью.

Политеистическая в своей основе религия древней Индии (индуизм) приняла Будду в число своих многочисленных ботов. В то же время, буддизм в развитии индуистской религии создал учение о нравственном совершенствовании человека и о путях достижения этого совершенства. В итоге неотъемлемым элементом буддистской религии стала идея о роли нравственного совершенствования человека. Буддизм считает, что совершенства может достичь любой человек, а не только служитель бога. Возникает особое направление буддизма - культ йоги или созерцания, а позднее получает известность и тантризм (культ женских сил).

Важной частью индуистской, а затем и буддистской религии стала сансара или учение о перерождении личности и души. Буддистско-индуистская-концепция о перерождении подчеркивает родство всего живого на земле и относительность границ между животным, человеком и богом. Человек будет без конца рождаться вновь и вновь, если в процессе своей земной жизни он не стремится к достижению нравственного идеала. Достигнув его, человек превращается в бодисатву (совершенство), приобщается к сонму индуистских богов и тем самым циклы его рождений и смертей заканчиваются. Таким образом, буддизм ставит перед человеком вопрос о его нравственной ответственности за эту жизнь, которую он ведет.

В странах Центральной Азии в начале XIV в. на основе буддизма создается ламаизм. Его основу составляет учение о том, что для достижения блаженства человеку необходимо отрешиться от всех соблазнов материальной жизни и устремить свой дух к постижению высших тайн бытия. С точки зрения ламаизма простой человек не в состоянии один, без особых руководителей (лам), достичь спасения. Поэтому очень высок авторитет лам среди народов, исповедующих эту разновидность буддизма (в России—это калмыки, тувинцы и буряты).

В ламаистской религии большое внимание уделяется пышным театрализованным богослужениям, особым мистериям, магии и колдовству. В наше время, обращаясь к каноническим священным текстам ламаизма—Канджур и Танджур, находят в них немало интересного из области знаний по медицине психологии и другим наукам. Иглоукалывание, лечебный массаж, диетическое питание и здоровый образ жизни, лечебные свойства растении, минералов и воды—все это и многое другое описано в трактатах приверженцев ламаизма.

Еще в XIX в. европейские ученые описывали уникальные способности тибетских монахов в области гипноза и телекинеза, в основе которых, по их утверждению, лежал ламаизм.

Проникнув в Японию через Китай и Тибет, буддизм своеобразно изменил традиционную японскую религию—синтоизм. Религиозная принадлежность никогда особенно не волновала японцев, ни в личностном, ни в государственном плане. На избрание типа вероисповедания в Японии оказывают влияние удобство или традиция, социальный престиж или родство, личные связи и многое другое.

Синтоизм—древняя религия Японии—это типичное многобожие и культ верховного божества—Солнца. Связь между небом и людьми осуществляет император Японии—Микадо. Поэтому в синтоизме обожествляется природа, божеские почести отдаются Микадо, душам великих героев и вообще всем предкам.

Наряду с буддизмом на японскую религиозную традицию оказали сильное влияние древние философские течения — даосизм и конфуцианство, а также христианство. В итоге, в религиозном сознании японцев, по их же утверждению, оказались соединенными воедино все выверенные веками истины. Конфуцианство учит уважению власти, государства, семьи. Даосизм предлагает следовать природе; буддизм учит человека правильному поведению и самопознанию; синтоизм дает уроки мудрого отношения к своей земле, предкам, своим богам, которые охраняют страну и каждого человека от разных напастей, заряжают всех энергией Солнца. Христианство проповедует милосердие и общечеловеческие нормы нравственности.

В Японии пользуется большой популярностью одно из направлений буддизма, известное под названием «дзэн». Именно дзэнбуддизм, считают специалисты, помог Японии выжить, восстановить моральное здоровье и психику ее населения после сокрушительного поражения во второй мировой войне.

Дзэн учит: «Высшее Я—это постижение собственной природы, изначального сердца, а для этого нужны покой и сосредоточенность. Тело человека рождается и гибнет, но истинное сердце не возникает и не гибнет, ибо оно безначально и бессмертно. Меняется лишь мир вещей, поверхность явлений.

Специалисты отмечают, что XXI в. будет веком господства тихоокеанскою региона во главе с Японией. Выдвижение Японии на ведущее место в мире во многом определяется господствующими в Японии духовными традициями, ее обращенностью к прошлому и к традициям собственной культуры, а также открытостью мировоззрения японцев, хорошо видящих достижения других народов и умело перенимающих эти достижения на благо японскою общества.

Второй мировой религией является христианство. Оно возникло в 1 в. н.э. на Ближнем Востоке (в Палестине), а затем распространилось по всему миру.

Христианство утверждает существование единого Бога, творца всего существующего. Важнейшие догматы христианства заключаются в том, что Бог един в трех лицах—Отца, Сына и Святого духа; что эта Святая Троица равна по достоинству и своей сущности; что Иисус Христос сын божий. совмещает в себе божественную и человеческую природу.

Христианство утверждает, что человек был создан по образу и подобию Бога, но грехопадение Адама и Евы разрушило богоподобие человека и первородный грех тяготеет над всем человечеством. В основе христианской доктрины человека—страдание за грехи, «принимая и неся свой крест», человек может побеждать зло в себе и вокруг себя. Покорность судьбе, аскетизм, непротивление злу насилием, милосердие ко всем, даже великим грешникам, составляет особенность христианства. Особое место в христианстве занимает культ Девы Марии -- богородицы (в православной терминологии) или мадонны (у католиков).

Христианство прошло тысячелетия своего существования как мощное идейное течение, оставившее глубокий след в духовной культуре практически всех народов мира. Вместе с тем христианство довольно рано превратилось и в большую политическую силу в странах Европы и «во имя Христа» велись многочисленные войны (начиная с эпохи Крестовых походов за освобождение гроба Господня и до настоящего времени). К христианской вере приобщали Крестом и мечом, как славянские народы Европы в Х—XII вв., так и народы (северной и Южной Америки, Африки, аборигенов Австралии и Океании. Христианство в течении многих веков осуществляло идейный над народами с помощью ордена Иезуитов и в других не менее жестких формах.

В настоящее время христианство представлено тремя мощными направлениями – римско-католическая церковь, во главе которой находиться живущий в Ватикане глава всех католиков, Папа Римский: греческая или православная церковь, к которой относятся русская, армянская, грузинская (григорианская), болгарская, коптская и др; протестанская церковь, которая имеет множество школ и направлений – бантизм, лютеранство, кольвинизм и мн. другие.

Ислам (в переводе с "арабского—«предание себя человеком богу») является одной из наиболее молодых мировых религий. Он возник на Ближнем Востоке. Его автор—реальное историческое лицо Мухаммед (Магомет) родился в г. Мекка в 571 г. н.э. Историкам хорошо известны все факты биографии Мухаммеда. Они считают, что изучая существовавшие в то время религии (иудейскую и христианскую), основатель новой религии отверг первую из них за националистический гуманизм, а вторую—за догматизм. Объявив себя пророком, Мухаммед 16 июля 622 г. торжественно вступает в город Медину (в переводе с арабского—«город пророка»), где его избирают верховным главой общины и он проводит реформы, направленные на объединение арабов и предупреждение междуусобных войн между ними. В Медине Мухаммед прожил до самой смерти (8 июня 632 г. н.э.), там он и похоронен. Сторонникам пророка Абу Бекру и Омару удалось утвердить ислам и распространить, его в других странах, населенных арабами.

Ислам—это религия, основанная на вере в единого, всемогущего и милосердного бога (аллаха) и его пророка Мухаммеда. Верующие в ислам обязаны соблюдать пост в продолжение месяца рамадана, их главная цель жизнь—совершить паломничество в Мекку, для них обязательна пятикратная ежедневная молитва. Кроме того 10% всех доходов зажиточные мусульмане должны отдавать в пользу бедных. Источником мусульманского вероучения является Коран, в который следует верить, так же как в откровение божье.

Все, сохраненные преданием факты жизни Мухаммеда, носят название сунны (обычаи). Все, сохранившиеся его поучительные изречения и приписывающиеся ему действия признаны обязательными для верующих.

Современный ислам имеет несколько разных направлении (сунниты, шииты и др.), различия между которыми играют довольно большую роль в международных отношениях. В современном мире насчитываются десятки миллионов приверженцев ислама, живущих на всех материках планеты и практически во всех странах мира. В Российской Федерации также много сторонников этой религии—это казанские, крымские и тюменские татары, а также большинство народов Северного Кавказа: кабардинцы, балкары, адыги, чечены и др. Достаточно жесткая по своим правилам исламская религия не сумела обойти центральную проблему ХХ в. – идею социализма. Так возникло внутри ислама учение об исламском социализме, имеющее своих сторонников практически во всех мусульманских странах.

Религиозное видение мира формирует в сознании человека представление о сверхъестественных силах, упование на чудо, веру. Религиозно мыслящий человек считает себя носителем эзотерического (тайного, открытого только избранным) знания, которое не нуждается в традиционных логических доказательствах. Религиозное сознание усиливает идущую еще от мифологии тенденцию разделения мира на мир физический (природный, чувственный) и метафизический (духовный).

На этой основе уже начинает развиваться собственно философское видение мира, которое характеризуется свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Философия даже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического или религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Центральными проблемами в любых философских школах были проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой, выявление сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком. Это многообразие проблем и привело к довольно раннему выделению внутри философии ее отдельных частей—онтологии, гносеологии, антропологии и др.

Многообразие ответов на каждый из этих коренных вопросов рождало множество школ и направлений. И несмотря на то, что дать исчерпывающую классификацию и сравнительный анализ каждого такого направления невозможно, можно выделить ряд значимых параметров, которые отличают все философские школы и направления.

Философия всегда является интегрирующей формой духовной жизни человека и человечества. Она решает предельно общие и потому наиболее волнующие людей проблемы, и в этом смысле она является особым видом духовного производства, выступающим как самосознание общества и индивидуума.

Философия всегда выступает в роли толкователя (интерпретатора) общественно-исторического процесса. Она ориентирована на объяснение мира, на его познание в тех «словах», которые помогают переделать его, приспособить к нуждам человека и человечества. В этом своем качестве философия выступала не только в марксизме, но и значительно ранее, в философских теориях Платона и Блаженного Августина, философов Возрождения и Нового времени. Поэтому разработка философских понятий, категорий составляет одну из важных особенностей философии, независимо от того, к какому философскому течению относятся те или иные философы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.