КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История философии в лицах 7 страница
[54] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 159. [55] Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2, С. 312. [56] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. С. 27. [57] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 181. [58] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 167. [59] В русском языке слово «справедливость» произошло от слова «право» (правый, правда), а в латинском justitia (справедливость) — от jus (право).
[60] См.: Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986 [61] «Когда человек ходит ночью спокойно по улице, ему и в голову не приходит, что это могло быть иначе, ибо эта привычка к безопасности сделалась второй натурой, и мы не размышляем о том, что эта безопасность представляет собою лишь результат особых учреждений. Связь-де государства — так часто мнит обычное представление — поддерживается силой, но действительной поддержкой является лишь основное чувство порядка, которым все обладают» (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. VII. С. 277). [62] Виндельбанд В. О свободе воли. СПб., 1994. С. 55. [63] См.: Макиавелли Н. Сочинения. М.; Л., 1934. С. 479. [64] Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 185. [65] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 426. [66] Гегель Г.В.Ф. Сочинения, М., 1934. Т. VII. С. 338. [67] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 85. [68] Там же. С. 169. [69] См.: Филатов В.П. «Тоталитаризм» // Современная западная философия. М., 1991. С. 303-304. [70] Шовинизм — от имени Н. Шовена (Chauvin) — солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона; означает проповедь национальной исключительности, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти, идею избранности одной нации над другими якобы неполноценными нациями и расами. [71] См.: Фашизм // Философская энциклопедия. 1970. Т. 5; Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981; Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. М., 1981. [72] См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 244. [73] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 225. [74] У нас процветали и вульгарный социологизм, и грубая идеологизация научных исследований. Так, в одной психологической работе (автор — очень талантливый человек!) было написано буквально такое: половое влечение при нормальных условиях пробуждается лишь в период полового созревания, но эти нормальные условия для масс осуществимы только при социализме! [75] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1970. Т. 1. С. 188. [76] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 332. [77] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 240. [78] Булгаков С.Н. Два града. Т. II. С. 289. [79] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932. Т. IX. Ч. 1. С. 9. [80] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 29-30. [81] Гюго В. Собрание сочинений. М., 1953-1956. Т. 15. С. 44-45. [82] Демокрит // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 169. [83] Лихтенберг Г.К. Афоризмы. М., 1963. С. 144 [84] Гельвеций К. Об уме. М., 1938. С. 139-140. [85] См.: Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000. [86] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Л., 1937-1959. Т. 3. С. 279. [87] Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 45-46. [88] Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Вопросы философии и психологии. 1984. Кн. VII. С. 74-75. [89] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. С. 68. [90] Т. Мальтус (1766-1834) — английский экономист и священник, сформулировал «закон», согласно которому народонаселение всегда растет в геометрической прогрессии и опережает темпы роста производства продуктов питания, который происходит в арифметической прогрессии, что и является причиной все усиливающейся нехватки последних. Этот процесс фатально неизбежен, и никакие благотворительные мероприятия не в силах помочь страдающему человечеству. Всякая помощь только отодвигает, а вместе с тем и углубляет приближающуюся катастрофу. [91] Гете И.В. Собрание сочинений. М.; Л., 1932-1937. Т. 4. С. 160. [92] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1932. Т. 1. С. 208. [93] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 417. [94] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 737. [95] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 211. [96] Вавилов С.И. Собрание сочинений. М., 1956. Т. 3. С. 607. [97] Разве может этика пройти мимо проблемы клонирования, особенно если эту идею пытаются реализовать на человеке? Это не просто умаляет, но грубо оскорбляет человеческое достоинство. Невольно вспоминаются слова Шекспира о человеке: «Краса вселенной! Венец всего живущего!» Бог создал человека не в качестве подопытной крысы, а как свое подобие, и все попытки его клонирования есть тяжкий грех перед священным даром, перед гордым светочем мироздания в нескончаемом множестве никогда не повторимых уникальностей. Было бы не только драматично — трагично, если бы люди и духовно, и физически оказались на одно лицо. Представим себе, что биохимики в союзе с медиками найдут способ самозванной регуляции рождения детей по желанию. Этот механизм дан природой, и нельзя заменить его своеволием: хочу только мальчиков, а теперь только девочек. Что может получиться при вмешательстве человека в этот процесс? Скорее всего, полный хаос: переизбыток то мальчиков, то девочек. Разум природы строго сохраняет баланс полов — и в мире животных, и в социальном мире. Видимо, тайны жизни должны храниться не только органами безопасности, но и всем благоразумно мыслящим человечеством от научно-технических фанатиков с дурно направленным интересом. Ведь есть же и нравственно оправданные, т.е. мудрые, пути использования достижений науки, в том числе и генной инженерии, для поддержания здоровья человека, продления, в рамках возможного, его жизни и многое другое, а не механическая штамповка однотипных «людей-кукол». [98] Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 290-291. [99] Цит. по: Гулыга А.В. Кант. М., 1977. С. 162. [100] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 3. С. 53-54. [101] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 499-500. [102] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 212. [103] В античности были разработаны не только фундаментальные категории красоты и гармонии, но и более «технические» эстетические понятия, которые лежат в основе современных представлений. Это прежде всего понятия мимесиса (подражание) и катарсиса (очищение). В понятии мимесиса античность отразила проблему особой формы подражания миру, которая свойственна ремеслам и искусству, создающим вторую наряду с природным миром реальность, а в понятии катарсиса заложено учение об очищающей психологической силе искусства, которое путем потрясения добивается от слушателя эффекта сопереживания и эстетического удовлетворения. [104] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 275. [105] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб., 1911-1918. Т. XIX. С. 77 [106] Это особенно выражается в игре талантливых и уж тем более гениальных актеров, для которых сцена — любимое поприще для самостоятельного творчества, не ограничивающегося умелым и достоверным изображением того, что задумано автором. Такой актер стремится в олицетворение созданного автором образа вложить свое личное понимание духовной сущности и бытовых условий этого образа. Становясь истолкователем автора публике, он нередко своим пониманием внутреннего мира изображаемого лица уясняет самому автору то, что им, быть может, бессознательно, было вложено в это лицо как возможность, и обращает эту возможность в действительность (см.: Кони Л.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 126). [107] Существует три мировые религии («мировые» потому, что имеют широкое межнациональное распространение): христианство, ислам и буддизм. [108] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 37. [109] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 50-51. [110] Франк С.Л. С нами Бог. Париж, 1964. С. 80. [111] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1976. Т. 14. С. 289. [112] См.: Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 380. [113] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1948. Т. VIII. С. 19. [114] Бердяев Н.А. Русская идея. СПб., 1907. С. 3. [115] Гейне Г. Полное собрание сочинений. СПб., 1904. Т. 4. С. 390. [116] Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 2. С. 422. [117] Например, и на Западе, и у нас широко и некритически повторяют представление XIX в. о социализме как некоем общественном идеале, основанном на справедливости, равенстве распределения жизненных благ. Современные прогрессивные публицисты у нас теперь нередко усматривают социалистические черты то в Шведском устройстве общества, то едва ли не в современном капитализме США и Германии. Соответственно неуспех, мягко говоря, социального эксперимента в нашей стране интерпретируется, как то, что «социализма мы не построили», «социализма у нас еще не было» и т.д. Вопрос не праздный, ибо от ответа на него зависит, что делать дальше, к чему стремиться в практической деятельности. Неожиданными для многих могут прозвучать слова А.И. Солженицына, что на самом деле социализм с древних времен (социалистические учения в первую очередь, и социалистические государства, например, империя инков) был вовсе не прогрессом, а явлением реакционным, «реакции: Платона — на греческую культуру, гностиков — на христианство, реакции — одолеть распрямление человеческого духа и вернуться к приземленному бытию самых примитивных государств древности» (Сочинения. Т. 10. Вермонт; Париж, 1981. С. 456). [118] Молох — в мифологии древних финикиян, карфагенян, израильтян и др. бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы; символ жестокой силы, требующей множества человеческих жертв. [119] Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1956. Т. VI. С. 35-36. [120] По остроумному замечанию Вл. Соловьева, сторонники «теории прогресса» мыслят странным силлогизмом: человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга. [121] Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. М.; Л., 1929. С. 89. [122] Современные социологи пользуются понятием «качество жизни», более широким, чем «уровень», включающим также общественную защищенность, устойчивость существования и т.д. [123] «При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» (Солженицын А. В круге первом. Вермонт; Париж, 1978. С. 369.) [124] Хотя... Вот крупноблочное строительство — вполне очевидно прогрессивнее дедовских методов. Но выясняется, что железобетон разрушается едва не в 50 лет (корродирует и лопается стальной прут), а старые каменные дома, сложенные вручную, практически вечны.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |