Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объемлющее 19 страница




Естественная ассимиляция — итог непосредственного кон­такта этнически разнородных групп, обусловлена потребностя­ми упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассими­ляция (как в мире в целом, так и в отдельных странах и регио­нах) отражает закономерные интеграционные процессы обще­ственного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов и других от­рицательных явлений.

Насильственная ассимиляция представляет собой целе­направленную систему мер органов власти во всех сферах об­щественной жизни, направленных на искусственное навязыва­ние и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических мень­шинств, давления на их этническое самосознание и т.д. В со­временной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отноше­нию к русским. Мировой исторический опыт убедительно свиде­тельствует об упорном сопротивлении насильственной этничес­кой ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов.

ТЕМА 13. НАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

48. Этносы и политика

Человечество исторически разделено на многочисленные группы — этносы. Эти достаточно устойчивые группы возника­ют и исчезают в историческом времени. На различных стадиях общественного развития этносы выступают в виде племени,

народности, нации.

Каждая из этих социальных форм этносов имеет существен­ные особенности, но в каждой из них этнос представляет собой исторически сложившуюся на определенной территории устой­чивую совокупность людей, обладающих культурной, в том числе языковой, психологической, общностью, осознанием своего един­ства и отличием от других подобных образований.

Нации как высшая этническая форма стали складываться с возникновением индустриального общества, когда резко усили­лось интегрирующее значение буржуазного права во всей жиз­ни общества. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один на­род — одна нация». Он действовал более 100 лет, но к концу XIX в. устарел, так как началось возникновение многонациональ­ных государств. Сегодня в мире тысячи различных этносов, из них примерно 270 насчитывают в своем составе свыше 1 млн человек.

Большинство стран мира многонациональны, что является объективной основой возникновения межнациональных отноше­ний самого разного характера. Ведь каждая нация и народность имеет специфические интересы, потребности и даже стратегию своего развития. К тому же современные нации и народности разнообразны: многочисленные и малочисленные, богатые и бедные, древние и молодые, развитые и отставшие в своем развитии, имеющие свою государственность и не имеющие ее, сильные и слабые, господствующие и подчиненные.

Различия в положении и интересах превратили межнациональ­ные отношения в острый политический вопрос. Его главные эле­менты — проблема равноправия или подчинения, проблема нера­венства уровней экономического и культурного развития, пробле­ма национальной вражды. Разрешение каждой из таких проблем представляет собой сложнейший политический процесс.

На протяжении последних веков, особенно в XX в., нацио­нальные отношения становились политическими. Это обуслов­лено прежде всего решающей ролью государства в формиро­вании и развитии нации; а также непосредственной принадлеж­ностью важнейших национальных проблем к сфере политики. Среди них достаточно актуальной является проблема как наци­онального самоопределения, так и интеграции в целое.

49. Этнополитические идеи и концепции

Этнополитология является достаточно развитой мировой на­укой. Многие великие мыслители (Т. Гоббс, О. Бауэр, Р. Шприн-гер, К. Каутский, М. Вебер, В. Ленин, Н. Бердяев, Л. Гумилев) внесли свой вклад в ее разработку. Каждый из них констатиро­вал колоссальное значение национальных моментов в полити­ческом процессе.

Целенаправленное внимание ученых посвящено самому феномену нации: ее происхождению, сущности, эволюции в ис­торическом пространстве. Историческая практика подтвержда­ет тесную связь между нацией и государством. Процессы фор­мирования наций и вызванные ими политические движения объективно вели к образованию государств. В этом смысле на­ция и государство — понятия очень близкие. Этнос, переходя­щий в нацию, создает и государство. Поэтому основополагаю­щий принцип государственного устройства большинства стран мира таков, что нация понимается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может. В веберовской концепции под нацией понимается сообщество людей, которое объединено в собственном автономном государстве.

Убедительную концепцию по национальному вопросу пред­ставил американский политолог К. Дойч. В своей теории нации он прямо утверждает, что народ становится нацией только тог­да, когда в процессе социальной и политической мобилизации со­здает свое государство и получает тем самым контроль над ин­ститутами общественного насилия. Нация, по мнению Дойча, — это народ, обладающий государством. Если же этническая группа еще лишь стремится добиться политической власти, то она мо­жет быть квалифицирована только как народность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.