КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объемлющее 19 страница
Естественная ассимиляция — итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассимиляция (как в мире в целом, так и в отдельных странах и регионах) отражает закономерные интеграционные процессы общественного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов и других отрицательных явлений. Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мер органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на искусственное навязывание и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их этническое самосознание и т.д. В современной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отношению к русским. Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует об упорном сопротивлении насильственной этнической ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов. ТЕМА 13. НАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ 48. Этносы и политика Человечество исторически разделено на многочисленные группы — этносы. Эти достаточно устойчивые группы возникают и исчезают в историческом времени. На различных стадиях общественного развития этносы выступают в виде племени, народности, нации. Каждая из этих социальных форм этносов имеет существенные особенности, но в каждой из них этнос представляет собой исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих культурной, в том числе языковой, психологической, общностью, осознанием своего единства и отличием от других подобных образований. Нации как высшая этническая форма стали складываться с возникновением индустриального общества, когда резко усилилось интегрирующее значение буржуазного права во всей жизни общества. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один народ — одна нация». Он действовал более 100 лет, но к концу XIX в. устарел, так как началось возникновение многонациональных государств. Сегодня в мире тысячи различных этносов, из них примерно 270 насчитывают в своем составе свыше 1 млн человек. Большинство стран мира многонациональны, что является объективной основой возникновения межнациональных отношений самого разного характера. Ведь каждая нация и народность имеет специфические интересы, потребности и даже стратегию своего развития. К тому же современные нации и народности разнообразны: многочисленные и малочисленные, богатые и бедные, древние и молодые, развитые и отставшие в своем развитии, имеющие свою государственность и не имеющие ее, сильные и слабые, господствующие и подчиненные. Различия в положении и интересах превратили межнациональные отношения в острый политический вопрос. Его главные элементы — проблема равноправия или подчинения, проблема неравенства уровней экономического и культурного развития, проблема национальной вражды. Разрешение каждой из таких проблем представляет собой сложнейший политический процесс. На протяжении последних веков, особенно в XX в., национальные отношения становились политическими. Это обусловлено прежде всего решающей ролью государства в формировании и развитии нации; а также непосредственной принадлежностью важнейших национальных проблем к сфере политики. Среди них достаточно актуальной является проблема как национального самоопределения, так и интеграции в целое. 49. Этнополитические идеи и концепции Этнополитология является достаточно развитой мировой наукой. Многие великие мыслители (Т. Гоббс, О. Бауэр, Р. Шприн-гер, К. Каутский, М. Вебер, В. Ленин, Н. Бердяев, Л. Гумилев) внесли свой вклад в ее разработку. Каждый из них констатировал колоссальное значение национальных моментов в политическом процессе. Целенаправленное внимание ученых посвящено самому феномену нации: ее происхождению, сущности, эволюции в историческом пространстве. Историческая практика подтверждает тесную связь между нацией и государством. Процессы формирования наций и вызванные ими политические движения объективно вели к образованию государств. В этом смысле нация и государство — понятия очень близкие. Этнос, переходящий в нацию, создает и государство. Поэтому основополагающий принцип государственного устройства большинства стран мира таков, что нация понимается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может. В веберовской концепции под нацией понимается сообщество людей, которое объединено в собственном автономном государстве. Убедительную концепцию по национальному вопросу представил американский политолог К. Дойч. В своей теории нации он прямо утверждает, что народ становится нацией только тогда, когда в процессе социальной и политической мобилизации создает свое государство и получает тем самым контроль над институтами общественного насилия. Нация, по мнению Дойча, — это народ, обладающий государством. Если же этническая группа еще лишь стремится добиться политической власти, то она может быть квалифицирована только как народность.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |