Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опустошение жизненного пространства 2 страница




 


ни воли, живущего сердцем и нуждающегося в деятельности, нуж­но не мертвое, не мнимое или мысленное, а живое, действительное воскресение; он не может найти утешения в воскрешении мнимом, в какие бы пышные фразы оно ни было облечено и как бы ни были соблазнительны эти фразы для сословий вроде адвокатов, орато­ров, живущих фразами. Вот, например, как изображают это мни­мое воскрешение: “Мир прошедший, покорный мощному голосу науки, поднимается из могилы свидетельствовать о переворотах, сопровождавших развитие поверхности земного шара (поднима­ется из могилы не для себя, не для жизни, а лишь для того, чтобы удовлетворить наше праздное любопытство); почва, на которой мы живем, это надгробная доска жизни миновавшей, становится как бы прозрачною, каменные склепы раскрылись; внутренности скал не спасли хранимого ими. Мало того, что полуистлевшие, полуока­менелые остовы обрастают снова плотью! Палеонтология стремит­ся раскрыть закон отношения между геологическими эпохами и полным органическим населением их. Тогда все, некое живое, вос­креснет в человеческом разумении, все исторгнется из печальной участи бесследного забвения, и то, чего кость истлела, чего фено­менальное бытие совершенно изгладилось, восстановится в свет­лой обители науки, в этой области успокоения и увековечения вре­менного” (Герцен. Письма об изучении природы). Впоследствии, впрочем, тот же писатель логику назвал кладбищем и в этом ближе подошел к истине.

Все сказанное относительно того, что сделано Западом для мнимого, или мертвого, воскрешения, относится, конечно, к одной лишь чистой, неприкладной, науке. Но приложения науки слу­чайны и не соответствуют широте ее мысли, иначе она вышла бы из рабства торгово-промышленному сословию, которому в насто­ящее время служит; в этом служении и заключается характерис­тика западной науки, которая с тех пор, как из служанки богосло­вия сделалась служанкою торговли, уже не может быть орудием действительного воскрешения. Если бы наука имела в виду быть вполне прилагаемой, то, развившись внутри торгово-промыш­ленного организма, она должна была бы выйти на свет, родиться в новую жизнь.

Начало настоящей нынешней науки положено вместе с об­разованием особого городского сословия, с отделением города от села, имеющего дело с живою природою, живущего одною с при­родою жизнью; вместе с отделением мануфактурного промысла от земледелия полагаются основы мертвого, так называемого субъективного знания, мысленного или мнимого восстановления. Всякое ремесло должно прежде всего лишить жизни растение или животное, выделить из общего строя или хода предмет или вещь, чтобы произвести над ним свои операции. Среди таких-то работ и родилась наука; мастерская была колыбелью физики и


химии. За этими эмпирически отвлеченными науками последова­ли, пошли тем же путем анализа, разделения и умозрительные. Все развитие этих последних состоит в разделении и отвлечении: человека наука рассматривает отдельно от условий его жизни, антропологию от космологии; точно так же душу отделяют от тела, психологию от соматологии; последняя также разделяется на физиологию и анатомию; словом, чем далее идет анализ, тем мерт­веннее продукты его. Выше всего, казалось бы, стоит в этом отно­шении метафизика, эта мертвеннейшая из мертвых, отвлеченнейшая из отвлеченных. Однако есть еще онтология, наука о са­мом отвлеченном бытии, равнозначащем уже небытию. Поэтому понятно выражение Плотина (который в данном случае является представителем вообще спиритуализма — откуда и аскетизм), что состояние смерти есть самое философское понятие; и еще бо­лее ясно, почему Воскресение есть самое нефилософское поня­тие; Воскресение все собирает, восстановляет и оживляет, тогда как философия все разделяет, все отвлекает и тем умерщвляет, в конце же концов философия не только восстановление делает лишь мысленным, т. е. самым отвлеченным, но даже самый внеш­ний, существующий мир благодаря созерцательной, сидячей не­деятельной жизни обращается в представление, в психический лишь факт, в фантом; и такое превращение действительного ми­ра в субъективное явление есть результат сословной жизни, функция мыслящего органа человечества.

Но тем не менее все это необходимый, предшествующий мо­мент, ибо прежде все нужно разложить, разделить, чтобы потом сложить и соединить, так как только смертью может быть попрана смерть. Нужно было дойти именно до такой глубины сомнения, что­бы только воссоздание, восстановление всего исчезнувшего и бес­смертие исчезающего признать полным доказательством действи­тельного существования, и для такого доказательства необходимо, чтобы мышление стало действием, чтобы мысленный полет пре­вратился в действительное перемещение.

Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. Т. 1. — М., 1982. — С. 61—62, 314—317.

К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ

6. Прогресс земного человечества

Сейчас мы касались только физического состояния космоса и при­шли к выводу, что если и гаснут солнца, если и умирают Млечные Пути в отдельности, то в общем сколько солнц погаснет, столько и возникает снова. Так что вид Млечного Пути долго остается неиз­менно блестящим.


Так же и в группе млечных путей. Если и умирают временно некоторые из ее членов, то столько же и оживает. Следовательно, и обычный вид Эфирного острова в среднем постоянен. Далее ней­дем, хотя впереди еще целая бесконечность непрерывно возраста­ющих периодов и групп, но все они ничтожны в сравнении с истин­ною бесконечностью.

Теперь мы перейдем к жизни существ, к роли разума во Все­ленной, Но для этого полезно сначала проследить возможную жизнь существ на Земле, прошедшее этой жизни, ее настоящее и будущее.

Прошедшее есть постепенный переход от неорганической материи к органической мертвой, от органической мертвой к орга­нической живой, от живой простой к живой сложности, т. е. от бак­терий к человеку. Это достаточно исследовали биологи.

Настоящее хоть и известно, но очень печально: существа ед­ва вышли из пеленок, едва выделились из звериного бытия и со­ставили группу человечества. Почти все звериные задатки еще крепки и приносят свои ужасные плоды в форме самоистребления и всякого рода бедствий. Только разум людей воссиял односторон­не, дал познание природы, но не дал сил одолевать звериные ин­стинкты. Тот же разум выяснит их, одолеет и устранит тогда все человеческие несчастья. Кроме того, не забудем, что не все челове­чество выдвинулось и умом, а только миллионная часть его, не­сколько тысяч особей. Ничтожный процент человечества глубоко воспринял это движение. Около 30 процентов восприняло его малосознательно, а огромное большинство людей находится еще в первобытном состоянии полного невежества.

На что же мы можем еще надеяться? Какова картина буду­щего прогресса человечества: технического, физического и нрав­ственного? Если мы от мертвой материи перешли к живой, к созна­нию, к современному умственному и техническому прогрессу, то что же выйдет из нас через миллионы лет!

Все три стороны развития Земли и ее обитателей будут ше­ствовать одновременно. Одно без другого немыслимо, практически невозможно.

Начнем с важнейшего — с нравственного прогресса. Распро­страняются знания. Каждый получит столько сведений, сколько может вместить его ум. Знание полезного вредного для человека станет очевидным. Выработаются и усвоятся социалистические идеалы. Уясните наиболее естественный и короткий путь к ним. В несколько сотен лет они постепенно осуществятся. Человечество сольется в одно целое и будет управляться единым избранным разумом.

Возможность грандиозных боен все более и более устраняет­ся. Человек ставится в условия, способствующие его правдивости и честной жизни. Нравственность и добрые качества улучшаются


подбором. Чем ниже качества людей, тем менее им дают возмож­ность размножаться. Так человечество в течение тысяч лет преоб­разуется в совершенную породу и поднимется так же высоко, в сравнении с современным человеком, как последний высок в срав­нении с обезьяной... Но наше воображение не может изобразить или превзойти действительность.

Физическое развитие будет заключаться в улучшении здо­ровья, в увеличении продолжительности жизни, в красоте тела, в совершенстве органов чувств и движения, в плодовитости и т. п. До чего это может дойти — предугадать трудно. Может быть, умирать будут только по собственному желанию. Страдания рождения и смерти сойдут постепенно со сцены. Производительность женщи­ны увеличится по мере надобности.

Но все это непонятно без связи с техническим прогрессом. Согда объединится человечество, то будут управляться высшим избранным разумом, то оно будет идти к могуществу гигантскими ' шагами. Население достигнет полного довольства и будет быстро расти. Образуются трудовые армии, которые уничтожат с корнем всю дикую природу богатейших экваториальных стран и сделают ее здоровой, с желаемой температурой, с культурными растени­ями, полями и садами. Они прокормят население в 100 раз больше теперешнего.

Далее сухие, песчаные и холодные пустыни сделают теплы­ми, плодородными и здоровыми. Жаркие пустыни станут таковы­ми же, с умеренною теплотою. Пути сообщения всех родов будут превосходны. Жилища, одежда, обстановка будут безукоризнен­ны. Рабочий день дойдет до четырех часов. Население будет так велико, что приступят к преобразованию атмосферы (Атмосфера чрезвычайно разрядится и станет ясной, как на Марсе). Азот ат­мосферы, кислород и вода поглощались многочисленным населе­нием, богатой флорой, органическими запасами и пр. Разница между температурой на горах и в долинах сделается незначитель­ной. Атмосфера будет наиболее благоприятна для растений и че­ловека. Животные мало-помалу сойдут со сцены. Урожайность плодов увеличится в тысячи раз. Использование солнечной энергии дойдет до 50 процентов. Каждый человек будет обильно кормиться и получать все необходимое в сотни кв. метров поверх­ности суши.

Воздух еще более разредится и будет состоять из небольшо­го количества углекислоты, азота, кислорода, водяных паров и не­которых других газов и паров.

Будут попытки завладеть океаном с точки зрения земледе­лия. Вследствие разрежения атмосферы и слабых ветров, волне­ние в водах Земли будет очень ослаблено. Это позволит развести во всех океанах полезные, приносящие плоды водоросли. Последние почти уничтожат волнение, несмотря на остатки ветров.


Затем, кроме водорослей, выше их вознесутся плавающие полувоздушные растения, корни которых будут плавать в воде, а плоды будут превосходны и обильны.

Население еще возросло раз в десять.

В полярных странах температура давно уже непрерывно понижалась, по мере разрежения атмосферы и покрытия морей. Там непрерывно накоплялись огромные пласты снегов, давление которых в летнее таяние превращало их нижние слои в ледники. С каждым годом уровень океанских вод понижался вместе с пло­тами, а уровень полярных ледников повышался и площадь их увеличивалась. Они начали покрывать и дно северных морей.

В несколько сотен лет вся вода из океанов испарилась и пере­местилась в полярные страны в виде ледников. Температура их была так низка, что там же могли найти место излишние для чело­века газы. Они также обратились в твердые тела.

Непрерывно нарастающее давление в полярных странах понизило эти местности и повысило части земли без ужасных ка­тастроф, так как совершалось постепенно, в течение чуть не ты­сячи лет.

Атмосфера растений изолировалась теперь в оранжереях разного рода, сообразно свойствам растений. А атмосфера челове­ка заключалась лишь в его жилищах. Кругом было непосредствен­ное небо с малыми следами паров и газов. Непрерывный солнечный свет днем и ночное лучеиспускание тепла, комбинируясь между собою при посредстве особых приборов, давали желаемую темпе­ратуру для растений.

И человек совершенно не зависел от климата: он создавался по желанию и надобности.

Океанов и морей не было. Обнажилось их дно и громадные залежи в нем руд, дорогих камней, минерального угля и т. д.

Дно океанов превратилось в поля, сады и рудники.

Ранее температура высоких местностей была невозможно холодней атмосферы. Теперь не было границы в этом отношении между вершинами гор и незанятыми теперь водой пропастями океанов. Даже на поверхности ледников, около полярных стран, в течение лета могли быть жилища и оранжереи с высокой темпе­ратурой. Наоборот, экваториальные местности могли иметь, по желанию, низкую температуру, несмотря на широту и глубину места.

Теперь легко было, благодаря отсутствию атмосферы, по­лучать с помощью Солнца и лучеиспускания любую температуру, в любой части земли, от 2700 холода до 50000 тепла по Цельсию. И такие контрасты в температурах тел могли устраиваться чуть не рядом. Это имело громадное техническое значение.


К сжиганию растений прибегали реже, чем к использованию солнечных лучей. Последние давали тепло в жилищах, в банях, в прачечных. Они же давали: дезинфекцию, стерилизацию, уничто­жение всех вредных существ и растений в почве.

Тепло Солнца питало почти все фабрики, заводы и двигатели. Оно же служило для приготовления пищи и напитков.

Лучи доставляли электричество и химическую силу. И то, и другое давало возможность сосредоточивать энергию в огромном количестве, когда это надо было.

На каждого жителя Земли, на 100 кв. метров приходилось несколько лошадиных сил непрерывно действующей механичес­кой энергии. Понятно теперь, почему человек был господином зем­ли, воды, воздуха, растений и животных.

Состав атмосферы жилищ и растений менялся по желанию. Проводились дороги, уравнивалась суша ради них же. Способов со­общения было много, но все экипажи и вагоны опирались на твер­дую землю. Не было ни водного, ни воздушного сообщения (если не считать применения жидкостей и газов к ослаблению трения). По­ра воздушных и водных сообщений в свое время достигла высшего расцвета, а потом вовсе иссякла. Были пути разных сортов. Все они имели разное устройство. Скорости движения тем были больше, чем длина дорог значительнее.

Прекратились не только муки человека, но и муки живот­ных, которых не стало. Изоляция и дезинфекция местностей их со­вершенно уничтожила. Вредные бактерии были изгнаны даже из крови и тела человека. Оставались всюду только полезные, как по­лезные растения. Мир же животных, даже будто полезных, дол­жен был увянуть, исчезнуть. Убой высших животных и муки их прекратились. Даже морские животные исчезли, когда прекратил­ся доступ света к водам и тем более, когда испарились самые океа­ны. Остатки разнообразных животных оставались только в обшир­ных научных лабораториях. Но там существование было вечной масленицей. О них заботились, не убивали, не мучили и не позволя­ли им мучить друг друга.

В вагонах была искусственная атмосфера, но сами они дви­гались в пустоте и потому могли приобретать громадные скорости, совершенно немыслимые даже в самой разреженной атмосфере. Конечно скорости поездов при малых перемещениях были малы. Но чем больше требовалось перемещение тел или людей, тем ско­рости эти были выше. Она могла доходить до 8, даже 11 километров и более в секунду.

При первой скорости бесколесные экипажи и другие снаря­ды теряли тяжесть и носились кругом Земли как луны, не испыты­вая трения. Как небесные тела, они могли носиться вечно, не опаса-


ясь упасть на Землю. Мы говорим про небольшую высоту над Зем­лей, где следы воздуха исчезли окончательно или не мешали стре­мительному движению. В нижних слоях эта скорость все-таки ос­лаблялась и терялась.

Растения на Земле остались только полезные. Найдено и вы­работано было и много новых родов. Все они в небывалой степени утилизировали солнечную энергию. Использование это доходило до 50 %. Но часть лучей Солнца использовались непосредственно на тепло, свет, химическую силу, электричество и механическую ра­боту. Энергия запасалась, аккумулировалась, поглощалась, осо­бенно на экваторе, и это было одним из способов понижать темпе­ратуру места.

Животными, заметно страдающими и радующимися, чело­век не пользовался. Оставались только немногие низшие, чувства которых немного превышали чувства растений. Человеком же вся земля была заполнена и размножение его было чудовищно. Оно всячески еще усиливалось. Куда же деваться родившимся? Начи­нается усиленный искусственный подбор, который выражается только в том, чтобы давать возможность быстро размножаться са­мым совершенным особям. Нашли и способ скорого размножения человеческой породы путем особых его приемов (Говорить об этом теперь не решаемся из опасения быть непонятыми и осужденны­ми напрасно).

7. Человек овладевает Солнечной системой

Человечество одновременно и улучшалось во всех отношениях, и расселялось в Солнечной системе. Ее энергия может прокормить в два миллиарда раз больше существ, чем кормит Земля. Итак, по­ток жизни направился к Солнцу и остановился вокруг него в ис­кусственных жилищах, устроенных и размещенных между орби­тами Марса и Земли, а также и ближе и дальше от Солнца.

Люди посетили свои планеты и их спутники. Неудавшуюся жизнь ликвидировали, т.е. милосердно уничтожили муки существ, как когда-то их уничтожили на Земле для животных и несовер­шенных людей. Установили там жизнь новую и совершенную. По­ставили стражу на всех планетах и во всех уголках Солнечной сис­темы, где могла возродиться жизнь. Цель стражи не допускать ни­чего до мук. Пусть царит счастье и блаженство везде. Это было в интересах всех существ: разумных и несознательных. Действи­тельно, атом живет жизнью космоса. Хорошо в космосе, хорошо и атому. Поэтому сознательные и совершенные существа во всей Вселенной стремились из истинного эгоизма везде устанавливать счастье и уничтожать горе.


Совершенное население быстро росло кругом Солнца. Сол­нечная система не только была благоустроена в отношении жизни, но и заселена довольно скоро, хотя для этого человечеству надо бы­ло умножиться в два миллиарда раз. Оно уже усовершенствовалось настолько, что дальше идти было некуда. Было множество разнооб­разных и совершенных, в своем роде, пород, приспособленных к разной тяжести, разным атмосферам, к жизни в пустоте, к жизни без пищи и т. д. Действительно, была даже выработана порода, кото­рая могла жить лишь солнечными лучами. Для нее было достаточно одной лучистой энергии светила. Между тем они мыслили и жили как мудрецы и были счастливы. Их познание космоса было так вы­соко, что мы не в силах его описать.

8. Переселение к иным солнцам

Размножение же продолжалось, а энергии лучей Солнца было для населения недостаточно. Как же быть? Конечно, можно было при­остановить население. Это было в руках человека, как и теперь. Но зачем, когда в космосе есть еще бесчисленное множество солнц с их девственными лучами!

Но, может быть, они уже заселены... Давно начались сноше­ния с иными солнечными системами, с их разумными существами. Были признаки, по которым можно узнать свободные, не занятые, пустующие солнечные системы. Вот туда то и решили направить избыток населения, оказавшийся не по силам нашему Солнцу.

Таким образом, в короткое время заселилось множество сол­нечных систем. Несовершенную жизнь в них ликвидировали и за­менили совершенной. Это было своего рода суд. Но суд не страш­ный, а милостивый и выгодный для несовершенных: после их без­болезненного естественного умирания без потомства они оживали для лучшей жизни.

Расстояния между солнцами не то, что между планетами. Если межпланетные путешествия требовали годов, то межсолнечные — сотен тысяч лет.

Такие времена мы не считаем громадными. Да и что такое время! Разве есть в нем недостаток! Разве природа скупо его отпу­стила! Свет требует для своего прохождения между разными сол­нечными системами десятков лет. Движение снарядов не может быть так быстро, но оно может сравняться с планетными скоростя­ми и дойти до 300 кило [метров] в секунду, а может быть, и больше. Но и тогда потребуется десятки тысяч лет при достижении бли­жайших солнц.

Поезда, отправляющиеся для такого путешествия, были громадны не столько по числу пассажиров, сколько по запасам энергии и материалов, которых должно было хватить на тысячи лет пути в холодной звездной пустыне.


Трудное путешествие! Не будут ли рассыпаться и разру­шаться все тела, орудия и экипажи от холода, как рассыпается от него олово! Но против этого можно употребить непрерывное вну­треннее нагревание. А наружная неизбежно холодная оболочка может быть построена из особого материала, который не боится холода.

Во время пути путешественники жили, как всегда, ни­сколько не страдая. Часть их вымирала, часть оставалась в жи­вых — лично или в виде новых поколений. Потребная для пути скорость еще приобреталась на родине, у нашего Солнца, силою его лучей. Приостанавливалась она или преобразовывалась за­пасами энергии, а то теми же солнечными лучами (только иных солнц). Попадали в заранее известные пустынные места, ждав­шие заселения или с неудачей, недоразвившейся или уродливой жизнью...

Вот что может произойти с земным населением. Его дорога — от камней к сложным соединениям, от последних к бактериям, да­лее — к мягкотелым, рыбам, пресмыкающимся, гадам, млекопита­ющим, человеку и высшим существам.

Что тут невозможного и как может быть иначе? Если мине­ралы преобразовались в человека, то как же человеку не изба­виться от своих недостатков и не достигнуть высшей формы? Уже теперь, среди человечества, мы видим необыкновенных по своим свойствам членов: они никогда не болеют, другие дожива­ют чуть ли не до двухсот лет, третьи гениально делают великие изобретения, открывают истины, обладают необыкновенной па­мятью, отличаются высокой нравственностью, красотою ума, красноречием, разными талантами. Стоит только поставить та­ких людей в условия благоприятного размножения, и они запол­нят Землю.

Теперь скажем нечто еще в отношении технического про­гресса. Если пассивный камень, глупое животное дошло, разви­ваясь, в настоящее время до постижения Вселенной, до желез­ных дорог, пароходов, фабрик, аэропланов, телеграфов, радио, говорящих машин и т. д., то почему же не надеяться, даже как же можно сомневаться, что прогресс пойдет далее и доведет нас до победы над всей планетной системой и окружающими нас солн­цами. Современный поражающий нас прогресс техники, собст­венно, дело нескольких сотен лет. Но впереди еще тысячи, мил­лионы, биллионы лет! Как же возможно быть неуверенным в из­ложенную тут в сущности скромную и узкую картину будущего. Ведь никакого воображения не хватит его предвидеть и изобра­зить в полной мере. О чем говорим мы исполнится с избытком и есть минимум. Действительность почти всегда опережает вооб­ражение пророков. Пушкин надеялся, что через сотню лет в Рос­сии будет достаточно шоссейных дорог. Но прошел век, и постро-


ено множество железных путей, чего, он, конечно, не предвидел. Огюст Конт не только не мечтал, но даже находил совершенно невозможным для науки узнать когда-нибудь состав небесных тел. Но и это узнали. Да и кто из самых гениальных людей древ­ности предвидел настоящее? Так и мы его в полной мере предви­деть не можем...

Циолковский К. Э. Живая Вселенная // Вопросы философии.— 1992.№ 6. — С. 148—154.


 

Перечень имен

(Краткие сведения о философах, фрагменты из работ которых, приведены в данной книге)

Абеляр Пьер (1079—1142) — французский философ, теолог и поэт. Одни из основателей схоластического метода. Рационалис­тическая направленность его идей вызвала протест ортодоксаль­ных церковных кругов. Основные сочинения: “Да и нет”, “История моих бедствий”.

Августин Аврелий (354—430) — выдающийся христианский мыслитель, один из “отцов церкви”, признанный в католицизме святым, а в православии — блаженным. Создал первую наиболее развитую философско-теологическую систему на базе христиан­ского вероучения, которая на протяжении всего средневековья яв­лялось образцом христианской мудрости. Основные работы: “Ис­поведь”, “О Граде Божием”, “Об истинной религии”, “О порядке”, “О свободной воле”.

Аврелий Марк Антонин (121—180) — римский философ-стоик, император. Автор сочинения “К самому себе”, содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики.

Аксаков Константин Сергеевич (1817— 1860) — видный рос­сийский писатель, публицист, один из основоположников славяно­фильства. Основное философско-социологическое произведение “О внутреннем состоянии России”.

Анаксагор из Клазомен (ок. 500—428 до н. э.) — древнегрече­ский философ, фактический основоположник афинской философ­ской школы.

Анаксимандр из Милета (610 — ок. 540 до н. э.) — древнегре­ческий философ, один из ярких представителей милетской школы.


Анаксимен из Милета (ок. 585 — ок. 525 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из ярких представителей милетской школы.

Аристотель Стагирит (384 — 322 до н. э.) — крупнейший древнегреческий философ, систематизатор научно-философского знания своего времени, основоположник науки логики и ряда от­раслей специального знания. Ученик Платона, основал в Афинах (335 до н. э.) собственную философскую школу “ликей”. Основные философские работы: “Метафизика”, логический свод “Органон” (“Категории”, “Об истолковании”, “Аналитики”, “Топика”), “О ду­ше”, “Этика”, “Политика”, “Риторика”, “Поэтика”.

Башляр Гастон (1884—1962) — французский философ, ос­новоположник неорационализма — философской школы в рам­ках методологии и философии науки. Основные работы; “Новый научный Дух”, “Рациональный материализм”, “Прикладной ма­териализм”.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — русский революционный демократ, литературный критик, публицист и философ. Философские взгляды Белинского эволюционировали от увлечения гегельянством до материализма. Уделял большое вни­мание проблемам философии истории и диалектики. Основные фи­лософские работы опубликованы в сборнике “Избранные фило­софские сочинения”. Т. 1—2.1948 г.

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, пред­ставитель философии жизни. Основные работы: “Творческая эво­люция”, “Материя и память”, “Два источника морали и религии”.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский философ, один из основоположников экзистенциализма и персона­лизма. Доминантой философского творчества Бердяева является идея свободы. Основные работы: “Философия свободы”, “Смысл творчества”, “Смысл истории”, “Философия свободного духа”, “О назначении человека”, “Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX — начала XX века”.

Беркли Джордж (1685—1753) — английский философ, пред­ставитель субъективного идеализма и эмпиризма, Основная идея его работ сформулирована в мысли “Существование вещей состо­ит в их воспринимаемости”. Сочинения: “Опыт новой теории зре­ния”, “Трактат о началах человеческого знания”, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”.


Бруно Джордано (1548—1600) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма, развивал гелиоцентрическую сис­тему Коперника. Основные работы: “О бесконечности вселенной и мирах”, “О причине, начале и едином”.

Булгаков Сергей Николаевич (187 1—1944) — русский рели­гиозный философ и экономист. Представитель софиологии. Цент­ральным пунктом философского творчества Булгакова является учение о Софии — мудрости, воплощением которой является Бого­матерь. Основные произведения: “О богочеловечестве”, “Филосо­фия хозяйства”, “Свет невечерний”, “Купина неопалимая”.

Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, пред­ставитель эспиризма и материализма, родоначальник методоло­гии опытной науки, сформировал концепцию индуктивного метода познания. Основная работа — “Новый Органон”.

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий фило­соф, глава баденской школы неокантианства, обосновал коренное различие методов естественных и общественно-исторических на­ук, уделял большое внимание исследованию в области истории фи­лософии. Основные работы “История и естествознание”, “История древней философии”, “История новой философии”.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — французский писатель, философ, историк, один из видных представителей французского Просвещения. Основные философские произведе­ния: “Философские письма”, “Трактат о метафизике”, “Основы философии Ньютона”, “Опыт о нравах и духе народов...”.

Гадамер Ханс Георг (р. 1900) — немецкий философ, один из ведущих представителей философской герменевтики середины XX века. Основное сочинение — “Истина и метод”.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой клас­сический философии. На основе идеи приоритета духовного нача­ла и диалектики создал грандиозную систему, в которой попытал­ся упорядочить все современное ему знание. Основные сочинения: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философ­ских наук”, “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии религии”.


Гельвеции Клод Адриан (1715—1771) — французский фи­лософ-материалист, один из представителей французского Про­свещения, сыграл значительную роль в подготовке Великой Фран­цузской революции. Основные работы: “Об уме”, “О человеке”.

Гераклит Эфесский (ок. 520 — ок. 460) — древнегреческий философ, представитель ионийской школы, диалектик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.