Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира




 

Греко-римская культура и образование оказали определенное влияние на варварский мир, лежавший на окраинах Античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного варварского воспитания.

Так, издревле были знакомы с греко-римской цивилизацией народы Восточной Европы. Например, среди скифов-аборигенов Северного Причерноморья ее очагами стали греческие колонии, возникшие в VII-VI вв. до н. э. (Ольвия, Фанагория и др.). Такими же очагами сделались и появившиеся позже эллино-скифские поселения (Борисфен - порт в устье Днепра). Представители племенной скифской верхушки осваивали греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования (царь Скил, философ Анахарсис).

В VI-IX вв. плодами средиземноморской цивилизации пользовались восточные славяне, которые, в частности, применяли для записей греческий и латинский алфавит.

Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н. э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы, и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами.

Вопросы и задания

 

1. Какие основные этапы развития воспитания и образования вам известны в истории цивилизаций Античного Средиземноморья?

2. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции.

3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

4. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды одного из них.

5. Каковы отличительные особенности воспитания и обучения в Эллинскую эпоху?

6. В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей Эллинской эпохе? Проанализируйте сходство и различия в подходах к воспитанию Катона Старшего, Цицерона и Квинтилиана.

7. Каковы взгляды отцов раннего христианства на человека и воспитание?

8. Что вы знаете о влиянии греко-римского образования на варварский мир Европы?

Литература

 

Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4-х т. - М.,1984.-Т. 4.

Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976.

Быт и история античности. М., 1976

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. - Разд. II. - Гл. 2.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.

История педагогики. - М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 3.

Ксенофонт. Киропедия. - М., 1965.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989. - Гл. 1.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. - Ч. 1.- Гл. З.

Платон. Законы // Соч.: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 2.

Платон. Государство // Соч.: В 3-х т. - М.,1972. - Т. 3. -Ч. 1.

Плутарх. Застольные беседы. - Л., 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М.,1964. -Т.З.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М., 1977.

Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.

Цицерон М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974.

Цицерон М.Т. Тускуланские беседы // Избр. соч. - М., 1975.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй./Пер. с нем. - М., 1979.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

 

Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.