КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Печатается по решению Ученого совета
РЕЧЬ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ Составитель О. В. Защиринская ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Санкт-Петербург 2003 Институт специальной педагогики и психологии Международного университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Рецензенты: Е. С. Иванов, д-р мед. наук, проф. кафедры клинико-физиологических основ специального образования Института специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга; Н. Я. Семаго, канд. психол. наук, ведущий научи, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета М. М. Семаго, канд. психол. наук, доц. кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва Составитель: Защиринская О. В. Института специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга П86 Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с. Хрестоматия является учебным пособием для студентов, обучающихся специальной психологии. В ней собраны научные труды авторов о задержке психического развития (ЗПР), ставшие для теории и практики уже классическими. Представлены также современные исследования, в которых анализируются вопросы этиологии, диагностики, классификации ЗПР. В хрестоматию включены статьи по исследованию личности, коммуникативного опыта, поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР. Рассматриваются концептуальные подходы и прикладные аспекты психокоррекции трудностей в обучении. Книга окажется полезной в учебном процессе для студентов, обучающихся по смежным со специальной психологией специальностям: клиническая психология, специальная дошкольная педагогика и психология, олигофренопедагогика, социальная педагогика, логопедия. 13ВЫ 5-9268-0215-6 ББК 88.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие........................................................ 5 Раздел I. Сравнительное изучение задержки психического развития: диагностика, классификации........ 7 Е. С. Иванов. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе….9 Т. А. Власова, М. С. Певзнер. Дети с временной задержкой психического Развития…………………………………………………………………………12 В. В. Ковалев. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития…………………... ……23 Классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности........................................... ……………………………28 Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности............................................ …………………………...29 Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности.......................................... ……………………………39 Психологическая диагностика задержки психического развития…………55 Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности………….59 К. С. Лебединская. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития...................................... …………………………..63 Клиническая систематика задержки психического развития…………..66 Роль средового фактора в формировании задержки психического Развития……………………………………………………………………77 Клинические критерии отбора в специальные школы для детей с задержкой психического развития. Вопросы терапии и профилактики....................................................................... …………………………..79 В. В. Лебединский. Задержанное психическое развитие……………………83 Ю. Г.Демьянов. Пограничные с олигофренией состояния ………………..101 Международная классификация болезней (10-й пересмотр)………………133 Нарушения психологического развития.... …………………………...133 А. О. Дробинская. Астенический синдром....... …………………………..143 Л. М. Щипицына. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционо-развивающего обучения…………………...152 Дети с нарушением интеллекта................... …………………………...156 Дети с нарушением речевого развития...... …………………………...157 Дети с нарушением слуха........................... …………………………..158 Дети с ЗПР и дети «группы риска»............ …………………………..160 Раздел II. Личность, общение, поведение детей с задержкой психического развития.................................. ………………………….165 Г. В. Грибанова. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития.................. ………………………….167 В. И. Кондрашин. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната........................... ………………………….179 Е. Н. Васильева. Формирование эмоционального отношения к близким Методика исследования и анализ фактических данных ………………190 Типы мотивации требований родителей к ребенку…………………….191 Е. Е. Дмитриева. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития........................................................................... …………………………200 Г. А. Карпова, Т. Л. Артемьева. Диагностика особенностей поведения учащихся........................................................... …………………………210 Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной поведения учащегося……………………………………………………………….216 Г, А. Карпова, Т. П. Артемьева. Диагностика межличностных Отношений………………………………………………………………….217 О. В. Защиринская. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития…………………………223 Е. А. Винникова, Е. С. Слепович. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития........................................................ …………………………….229 Н. Л. Белопольская. Дифференциально-диагностическое значение изучения самосознания у детей с ЗПР......... …………………………….240 Т. Н. Павлий. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития………………………….245 О. В. Защиринская. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития…………………256 Раздел III. Психокоррекция задержки психического развития детей................................................................. …………………………293 В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова. Психологические проблемы задержки психического развития..................................... ………………………….295 И. Ю. Кулагина. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития... ………………………….308 Е. С. Слепович. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития……..321 У. В. Ульенкова. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников…..344 Н. А. Никишина. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы........................................................................... …………………………...357 А. О. Дробинская. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией…………………………370 Я Я. Малафеев. Классы КРО И ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей…………………..381 С. Г. Шевченко. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР)....394 Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития, утвержденная Приказом Министерства просвещения СССР от 03.07.1981 г. №103...................................... ……………………………412 Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях ……………………………415 Об организации классов для детей с проблемами в развитии, поведении,
ПРЕДИСЛОВИЕ. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными и пр. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость», которые обнаруживаются обычно у ребенка с момента поступления его в школу, начинают объяснять «незначительными» отклонениями от психической нормы. Эти отклонения связывают с действиями неблагоприятных биологических и социальных факторов. Начинает формироваться учение о «временных задержках психического развития». Позже термин «временная» исчезает, остается «задержка психического развития» (ЗПР). Уже с самого начала возникает вопрос — «временная» или «постоянная»? Убедительного ответа на этот вопрос пока нет. Предыдущие десятилетия формировали и другие вопросы о сущности отклонения от психической нормы при школьной неуспеваемости. Возникали и возникают концепции, касающиеся этиологии, патогенеза, клинико-психологических проявлений при задержке психического развития, диагностики, психолого-педагогической коррекции и многого другого. Однозначного научно обоснованного ответа пока нет. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами. Именно этим можно объяснить то, что ежегодно увеличивается число так называемых «классов коррекции» — классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, которые создаются с целью оптимизации условий формирования учебных умений и навыков у «ленивых» школьников. Известно, что к пониманию сложного явления следует подходить с позиций его исторического формирования. И если соглашаться с этими позициями, то с полным основанием можно сказать, что за прошедшие годы в отечественной дефектологии и специальной психологии многие аспекты задержки психического развития были основательно разработаны в теоретическом отношении и внедрены в практику образования. В Международной же классификации болезней 10-го пересмотра Всемирной Организации Здравоохранения задержка психического развития получила название «Специфические расстройства развития школьных навыков» и рассматривается только как учебная проблема (1992). Такой узкий подход не способствует научному раскрытию всей сложности проблемы задержки психического развития. Работы, представленные в хрестоматии, отражают процесс исторического формирования учения о задержке психического развития по основным разделам: этиология, личность и социализация, психокоррекционная работа. ВI разделе содержатся работы, в которых освещаются преимущественно биологические проблемы: этиология, патогенез, диагностика, классификации. Обосновываются комплексные клинические и психолого-педа гогические исследования, излагаются трудности качественной и количественной интерпретации эмпирических данных при изучении и дифференциальной диагностике. В данный раздел хрестоматии включена глава из книги М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1973), которая является определенным итогом многолетней экспериментальной работы по клинико-психологическим исследованиям отстающих в развитии детей. Научные взгляды В. В. Ковалева (1979, 1995), К. С. Лебединской (1982), В. В. Лебединского (1985) служат основой для формирования концептуальных представлений о подходах к классификации задержки психического развитии- Практическую направленность имеет дифференциация сборной группы детей с задержкой психического развития на 9 клинических форм, предложенная Ю. Г. Демьяновым (1988). Работы Л. М. Шипицыной (1999), А. О. Дробинской (1997) представляют собой современные исследования психологических особенностей детей на основе анализа биологических причин возникающих трудностей в обучении. Во Н разделе излагаются проблемы личности, общения, поведения. В представленных работах Е. Н. Васильевой (1993), Е. Е.Дмитриевой (1993), Т. Н. Павлий (2000) анализируется личностная готовность к школьному обучению, формированию коммуникативных навыков, культуре поведения и пр. В статьях определяются особенности развития детей в современном обществе, которое влияет на процесс развития личности, моральных и нравственных основ социально адекватного поведения. Содержание III раздела посвящено психокоррекции. Вопросы помощи в развитии ребенку рассматриваются И. Ю. Кулагиной (1982), Е. С. Слепович (1990) с дошкольного возраста. Читатель имеет возможность сравнить педагогические и психологические подходы к решению данных вопросов в специальном образовании. В. И. Лубовским и Л. В. Кузнецовой (1984), У. В. Ульенковой (1990), Н. А. Никашиной (1994) показана роль взрослых — родителей,, учителей, воспитателей и других специалистов по социальной адаптации и интеграции детей с задержкой психического развития. Особое внимание читателя привлекут концептуальные представления о содержании психокоррекционной помощи детям с трудностями в обучении в публикациях Н. Н. Малофеева (2001) и С. Г. Шевченко (2001), обоснованные многолетней историей и традициями московской дефектологической школы. Своим содержанием хрестоматия поможет студентам, обучающимся специальной психологи в изучении дисциплин общепредметного цикла — «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная педагогика», «Специальная психология», а также дисциплин предметной подготовки — «Введение в специальность», «Психология детей с ЗПР». СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ДИАГНОСТИКА, КЛАССИФИКАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |