Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Печатается по решению Ученого совета




РЕЧЬ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ

Составитель О. В. Защиринская

ИЗУЧЕНИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Санкт-Петербург 2003


Институт специальной педагогики и психологии

Международного университет семьи и ребенка

имени Рауля Валленберга

Рецензенты: Е. С. Иванов, д-р мед. наук, проф. кафедры клинико-физиологических основ специального образования Института специальной педагогики и психо­логии Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга; Н. Я. Семаго, канд. психол. наук, ведущий научи, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета

М. М. Семаго, канд. психол. наук, доц. кафедры коррекционной педагогики и спе­циальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работ­ников образования г. Москва

Составитель: Защиринская О. В.

Института специальной педагогики и психологии

Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга

П86 Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.

Хрестоматия является учебным пособием для студентов, обучающихся специ­альной психологии. В ней собраны научные труды авторов о задержке психического развития (ЗПР), ставшие для теории и практики уже классическими. Представлены также современные исследования, в которых анализируются вопросы этиологии, диагностики, классификации ЗПР.

В хрестоматию включены статьи по исследованию личности, коммуникативно­го опыта, поведенческих особенностей детей и подростков с ЗПР. Рассматриваются концептуальные подходы и прикладные аспекты психокоррекции трудностей в обу­чении.

Книга окажется полезной в учебном процессе для студентов, обучающихся по смежным со специальной психологией специальностям: клиническая психология, специальная дошкольная педагогика и психология, олигофренопедагогика, соци­альная педагогика, логопедия.

13ВЫ 5-9268-0215-6

ББК 88.5

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................ 5

Раздел I. Сравнительное изучение задержки психического

развития: диагностика, классификации........ 7

Е. С. Иванов. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе….9

Т. А. Власова, М. С. Певзнер. Дети с временной задержкой психического

Развития…………………………………………………………………………12

В. В. Ковалев. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности,

в том числе задержки темпа психического развития…………………... ……23

Классификация пограничных состояний интеллектуальной

недостаточности........................................... ……………………………28

Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной

недостаточности............................................ …………………………...29

Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллекту­альной недостаточности.......................................... ……………………………39

Психологическая диагностика задержки психического развития…………55

Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с

пограничными формами интеллектуальной недостаточности………….59

К. С. Лебединская. Основные вопросы клиники и систематики задержки

психического развития...................................... …………………………..63

Клиническая систематика задержки психического развития…………..66

Роль средового фактора в формировании задержки психического

Развития……………………………………………………………………77

Клинические критерии отбора в специальные школы для детей с задержкой психического развития. Вопросы терапии и профилактики....................................................................... …………………………..79

В. В. Лебединский. Задержанное психическое развитие……………………83

Ю. Г.Демьянов. Пограничные с олигофренией состояния ………………..101

Международная классификация болезней (10-й пересмотр)………………133

Нарушения психологического развития.... …………………………...133

А. О. Дробинская. Астенический синдром....... …………………………..143

Л. М. Щипицына. Нейропсихологические аспекты диагностики

детей в процессе коррекционо-развивающего обучения…………………...152

Дети с нарушением интеллекта................... …………………………...156

Дети с нарушением речевого развития...... …………………………...157

Дети с нарушением слуха........................... …………………………..158

Дети с ЗПР и дети «группы риска»............ …………………………..160

Раздел II. Личность, общение, поведение детей с задержкой

психического развития.................................. ………………………….165

Г. В. Грибанова. Психологическая характеристика личности подростков с

задержкой психического развития.................. ………………………….167

В. И. Кондрашин. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию

в условиях школы-интерната........................... ………………………….179

Е. Н. Васильева. Формирование эмоционального отношения к близким
взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития
в зависимости от характера отношений в семье………………………………188

Методика исследования и анализ фактических данных ………………190

Типы мотивации требований родителей к ребенку…………………….191

Е. Е. Дмитриева. Особенности формирования коммуникативной

деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития........................................................................... …………………………200

Г. А. Карпова, Т. Л. Артемьева. Диагностика особенностей поведения

учащихся........................................................... …………………………210

Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной поведения учащегося……………………………………………………………….216

Г, А. Карпова, Т. П. Артемьева. Диагностика межличностных

Отношений………………………………………………………………….217

О. В. Защиринская. Внутрисемейные отношения у младших

школьников с задержкой психического развития…………………………223

Е. А. Винникова, Е. С. Слепович. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического

развития........................................................ …………………………….229

Н. Л. Белопольская. Дифференциально-диагностическое значение

изучения самосознания у детей с ЗПР......... …………………………….240

Т. Н. Павлий. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоцио­нальной сферы детей с задержкой психического развития………………………….245

О. В. Защиринская. Коммуникативные качества личности в контексте

социализации детей с задержкой психического развития…………………256

Раздел III. Психокоррекция задержки психического развития

детей................................................................. …………………………293

В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова. Психологические проблемы задержки

психического развития..................................... ………………………….295

И. Ю. Кулагина. О возможностях формирования учебной мотивации

у детей с задержкой психического развития... ………………………….308

Е. С. Слепович. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой

игры у старших дошкольников с задержкой психического развития……..321

У. В. Ульенкова. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников…..344

Н. А. Никишина. Педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития. Основные направления коррекционной работы........................................................................... …………………………...357

А. О. Дробинская. Пути формирования активного отношения к

обучению младших школьников с церебрастенией…………………………370

Я Я. Малафеев. Классы КРО И ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный

подход к образованию нормально развивающихся детей…………………..381

С. Г. Шевченко. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР)....394 Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития, утвержденная Приказом Министерства просвещения СССР

от 03.07.1981 г. №103...................................... ……………………………412

Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего

обучения в общеобразовательных учреждениях ……………………………415

Об организации классов для детей с проблемами в развитии, поведении,
обучении в учреждениях общего образования. Информационно-мето­
дическое письмо Комитета по образованию от 20.06.97 № 1141-уд……427

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными и пр. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость», которые обнаруживаются обычно у ребенка с момента поступления его в шко­лу, начинают объяснять «незначительными» отклонениями от психической нормы. Эти отклонения связывают с действиями неблагоприятных биологи­ческих и социальных факторов. Начинает формироваться учение о «времен­ных задержках психического развития». Позже термин «временная» исчезает, остается «задержка психического развития» (ЗПР). Уже с самого начала воз­никает вопрос — «временная» или «постоянная»? Убедительного ответа на этот вопрос пока нет.

Предыдущие десятилетия формировали и другие вопросы о сущности от­клонения от психической нормы при школьной неуспеваемости. Возникали и возникают концепции, касающиеся этиологии, патогенеза, клинико-психологических проявлений при задержке психического развития, диагности­ки, психолого-педагогической коррекции и многого другого. Однозначного научно обоснованного ответа пока нет.

Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами. Именно этим можно объяснить то, что ежегодно увеличивается число так называемых «классов коррекции» — классов выравнивания, компенсирующего и коррек­ционно-развивающего обучения, которые создаются с целью оптимизации ус­ловий формирования учебных умений и навыков у «ленивых» школьников.

Известно, что к пониманию сложного явления следует подходить с пози­ций его исторического формирования. И если соглашаться с этими позиция­ми, то с полным основанием можно сказать, что за прошедшие годы в отече­ственной дефектологии и специальной психологии многие аспекты задержки психического развития были основательно разработаны в теоретическом от­ношении и внедрены в практику образования. В Международной же класси­фикации болезней 10-го пересмотра Всемирной Организации Здравоохране­ния задержка психического развития получила название «Специфические расстройства развития школьных навыков» и рассматривается только как учеб­ная проблема (1992). Такой узкий подход не способствует научному раскры­тию всей сложности проблемы задержки психического развития.

Работы, представленные в хрестоматии, отражают процесс исторического формирования учения о задержке психического развития по основным раз­делам: этиология, личность и социализация, психокоррекционная работа.

ВI разделе содержатся работы, в которых освещаются преимуществен­но биологические проблемы: этиология, патогенез, диагностика, класси­фикации. Обосновываются комплексные клинические и психолого-педа гогические исследования, излагаются трудности качественной и коли­чественной интерпретации эмпирических данных при изучении и диффе­ренциальной диагностике. В данный раздел хрестоматии включена глава из книги М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1973), которая является опреде­ленным итогом многолетней экспериментальной работы по клинико-психологическим исследованиям отстающих в развитии детей. Научные взгля­ды В. В. Ковалева (1979, 1995), К. С. Лебединской (1982), В. В. Лебедин­ского (1985) служат основой для формирования концептуальных представлений о подходах к классификации задержки психического раз­витии- Практическую направленность имеет дифференциация сборной группы детей с задержкой психического развития на 9 клинических форм, предложенная Ю. Г. Демьяновым (1988). Работы Л. М. Шипицыной (1999), А. О. Дробинской (1997) представляют собой современные исследования психологических особенностей детей на основе анализа биологических причин возникающих трудностей в обучении.

Во Н разделе излагаются проблемы личности, общения, поведения. В пред­ставленных работах Е. Н. Васильевой (1993), Е. Е.Дмитриевой (1993), Т. Н. Павлий (2000) анализируется личностная готовность к школьному обу­чению, формированию коммуникативных навыков, культуре поведения и пр. В статьях определяются особенности развития детей в современном обществе, которое влияет на процесс развития личности, моральных и нравственных ос­нов социально адекватного поведения.

Содержание III раздела посвящено психокоррекции. Вопросы помощи в развитии ребенку рассматриваются И. Ю. Кулагиной (1982), Е. С. Слепович (1990) с дошкольного возраста. Читатель имеет возможность сравнить педа­гогические и психологические подходы к решению данных вопросов в специ­альном образовании. В. И. Лубовским и Л. В. Кузнецовой (1984), У. В. Ульенковой (1990), Н. А. Никашиной (1994) показана роль взрослых — родителей,, учителей, воспитателей и других специалистов по социальной адаптации и интеграции детей с задержкой психического развития. Особое внимание чи­тателя привлекут концептуальные представления о содержании психокоррекционной помощи детям с трудностями в обучении в публикациях Н. Н. Малофеева (2001) и С. Г. Шевченко (2001), обоснованные многолетней истори­ей и традициями московской дефектологической школы.

Своим содержанием хрестоматия поможет студентам, обучающимся спе­циальной психологи в изучении дисциплин общепредметного цикла — «Кли­ника интеллектуальных нарушений», «Специальная педагогика», «Специаль­ная психология», а также дисциплин предметной подготовки — «Введение в специальность», «Психология детей с ЗПР».

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ДИАГНОСТИКА, КЛАССИФИКАЦИИ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.