Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведения учащегося 3 страница




При анализе ответов детей с интеллектуальной недостаточностью по содержанию коротких рассказов было обнаружено, что среди не­правильных ответов присутствует большое количество ответов эгоцен­трического типа. При стандартном предъявлении рассказов здоровые дети без труда понимали их смысл и качество ответов всегда оценива­лось в 3-4 балла.

Дети с ЗПР разделились на группы: с преобладающей эгоцентри­ческой точкой зрения, с потребностью в оказании эмоциональной и рациональной помощи и с потребностью в эмоциональной поддерж­ке. Дети с умственной отсталостью также разделились на группы: с потребностью в эмоциональной и рациональной помощи, с эгоцент­рической точкой зрения и с неадекватными ответами.

Принципиальным диагностическим моментом для дифференциа­ции легкой задержки развития явилась способность этих детей к пол­ному пониманию рассказов при персонифицированном способе предъявления. Для детей с выраженной ЗПР полное понимание смыс­ла достигалось при однократном драматизированном предъявлении рассказов. Умственно отсталым детям тоже оказалось доступным по­нимание рассказов, но уже при условии многократного драматизиро­ванного предъявления с обсуждением отдельных фрагментов ситуации.

Данный эксперимент позволил выявить специфические особенно­сти самосознания детей с фенилкетонурией. Они сохраняют эгоцент­рическую точку зрения как при стандартном, так и при персонифици­рованном предъявлении рассказов. По-видимому, на уровне их пони­мания отражается социальная ситуация развития этих детей, которые в силу специфики своей болезни вынуждены соблюдать строгую дие­ту и получать ежедневное лечение. Содержание же некоторых из предъявленных рассказов пересекается с эмоционально значимыми для них ситуациями.

Экспериментальное исследование личностных реакций на неуспех позволило разделить детей на группы по критериям, характеризую­щим их деятельность при выполнении заданий разного содержания. Удалось выделить группы детей: с «внутренней» и «внешней» мотива­цией, с «умеренной» и «сильной» стимуляцией, с формирующейся в экспериментальных условиях и неформирующейся самооценкой.

Известно, что эмоции играют роль регулятора деятельности и в су­щественной степени определяют ход и успешность ее выполнения. Как уже было сказано, одной из важных особенностей детей с ЗПР при ди­агностическом обследовании являются такие реакции на трудности, которые ведут к отказам отвечать или выполнять задание, нелепым от­ветам, аффективным вегетативным реакциям. Часто эти реакции вы­зываются даже не реальными трудностями, а ожиданием возможных неудач, что затрудняет или делает невозможным оценку их интеллекту­ального развития. По нашим наблюдениям, это связано с тем, что дети с интеллектуальной недостаточностью в своей повседневной жизни го­раздо чаще, чем дети с нормальным интеллектом, получают отрицатель­ные оценки окружающих. Особенно это относится к заданиям, требую­щим определенных интеллектуальных усилий. Мы предположили, что эти реакции имеют непосредственное отношение к формирующейся самооценке у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В исследовании проверялась гипотеза о том, что сам ход формиро­вания зачатков самооценки у детей с интеллектуальной недостаточ­ностью может служить дифференциально-диагностическим критери­ем их развития. Во время индивидуальных занятий у детей вырабаты­вались адекватные реакции на трудности в работе, т. е. такие реакции (по нашему определению), которые побуждали ребенка хотя бы в те­чение некоторого времени продолжать деятельность в условиях неус­пеха. На протяжении эксперимента ребенок последовательно двигался от ситуации искусственного успеха к самостоятельному выполне­нию задания с собственной оценкой его результатов. Дети начинали движение по этапам с заданий игрового типа, затем отрабатывали эти этапы на заданиях, требующих волевых усилий, и, наконец, перехо­дили к выполнению интеллектуальных (счетных) заданий. Такая орга­низация эксперимента позволила оценить число занятий, необходи­мых для формирования адекватных реакций на неуспех, и провести качественный анализ личностных реакций детей.

По числу проведенных занятий все дети, участвовавшие в экспери­менте, были разделены на три группы: с высокой, средней и низкой сте­пенями успешности формирующего эксперимента. Более дробная (пять групп) классификация детей была получена на основании возможнос­ти формирования у них положительного «эмоционального предвосхи­щения» в диагностической ситуации. Не менее важным результатом исследования явилась сама возможность описания типичного хода фор­мирования предпосылок самооценки у детей с ЗПР и умственно отста­лых, имеющего дифференциально-диагностическое значение. Как след­ствие, полученные результаты позволили по собственным критериям диагностировать группу детей с неуточненным диагнозом.

Резюме

1. Для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста так же, как для детей с нормальным ходом психического развития, доступна половоз­растная идентификация с образами настоящего, прошлого и будуще­го, однако для многих детей с ЗПР оказывается трудным правильно построить полную идентификационную последовательность, тогда как интеллектуально полноценные дети в подавляющем большинстве вы­страивают ее правильно.

2. Часть детей с ЗПР обнаружила четкую ориентацию на будущий возрастной образ (также, как дети с нормальным развитием), выбрав в качестве самого привлекательного образ младшего школьника или старшеклассника. Как показали лонгитюдные наблюдения, эти дети скомпенсировали задержку развития уже в начальной школе.

Дети со значительной ЗПР в качестве привлекательного образа выбирали свой настоящий образ или младенчество.

3. Для умственно отсталых дошкольников возможности в половоз­растной идентификации ограничены недостаточным осмыслением воображаемой ситуации. Некоторые из них не смогли идентифици­ровать свой пол и возраст в настоящем с каким-либо рисунком, а дру­гие не могли понять смены возрастных ролей в процессе жизни чело­века, затруднялись в определении образов прошлого и будущего.

4. Принципиальным диагностическим моментом для дифференциа­ции легкой задержки развития явилась способность детей с ЗПР к пол­ному пониманию смысла рассказов при персонифицированном спосо­бе предъявления, что свидетельствовало об их возможности действовать в плане эмоционального воображения и способности к идентификации. Дети со значительной ЗПР достигали полного понимания смысла рас­сказа при его однократном драматизированном предъявлении.

5. Умственно отсталые дети могли понять смысл рассказов при условии многократного драматизированного предъявления с обсужде­нием отдельных фрагментов ситуации, причем часто оно основыва­лось на запоминании. Однако обратного переноса на рассказ не на­блюдалось.

6. Одним из важных факторов, лежащим в основе негативных эмо­циональных проявлений в интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, является возникновение отрицательного эмоционального предвосхи­щения ситуации, основанное на прошлом опыте или связанное с не­пониманием ситуации или задания.

7. Дети, обнаружившие способность к быстрому формированию адекватных реакций на неуспех и трудности в работе, были расценены как дети, у которых возможна достаточно быстрая коррекция личност­ных особенностей, мешающих преодолению задержки развития, что подтвердили лонгитюдные наблюдения.

Дети с неустойчивым (положительное - отрицательное) эмоциональ­ным предвосхищением ситуаций, требующих волевых и интеллекту­альных усилий, были расценены как дети со значительной ЗПР, нуж­дающиеся, как показали лонгитюдные наблюдения, в специально орга­низованном процессе обучения.

Преобладание отрицательного эмоционального отношения к си­туациям, требующим волевых и интеллектуальных усилий, было свой­ственно в большей степени умственно отсталым детям, хотя экспери­ментально адекватные реакции на неуспех и трудности в работе уда­лось сформировать и у них.

8. Результаты исследования позволили наметить новое направле­ние в коррекционной работе с детьми с ЗПР, имеющее целью направ­ленное развитие самосознания.

Для проверки обоснованности и надежности предложенного мето­да в качестве дифференциально-диагностического было проведено лонгитюдное наблюдение за теми детьми, которые участвовали во всех экспериментах. Наблюдение длилось пять лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.