Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 3 страница




Развитию рабовладельческой цивилизации способствовало наличие ряда условий:

1) организация крупного господского хозяйства (при примитивной тех­нике);

2) контроль племенной знати, а впоследствии и государства над жизнен­но важными средствами ведения общинного хозяйства (оросительными ка­налами, рудными разработками и др.);

3) расширение источников получения новых рабов.

Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая цивилиза­ция была значительным шагом вперед по сравнению с первобытным обще­ством:

— получило развитие специализированное ремесло;

— завязывались широкие торговые связи;

— возникали города с высокой для того времени культурой;

— появилась письменность, которая сохранила имена народов и драго­ценные сведения об их языке и образе жизни.

Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказы­вает нам о превращении в XI в. до н. э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий и было разгромлено около 590 г. до н. э. милянами, южными соседями урартцев. Десятки племен были подчи­нены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н. э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.

В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах — полукочевое (эйлажное) скотоводство. Возделывались разные сорта пшени­цы, ячменя, проса, выращивались виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневод­ство, имевшее большое значение для потребностей царского войска. Разво­дились верблюды.

Урартские ремесленники были опытными мастерами, постигшими тех­нику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дере­ва и т. д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к рабам.

Главным рабовладельцем Урарту был царь, стоявший во главе большого войска. Он владел многими городами, крепостями, каналами и многочислен­ными рабами.

Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Жители Урарту при­носили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях — людей. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытного общества: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки. У населения Урарту была своя письменность (клинопись), возникла матема­тическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.

В Средней Азии к середине I тысячелетия до н. э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, который при­вел к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевро­пейскими народами Средней Азии древний эпос («Авеста») упоминает Хо­резм — «страну солнца» (по нижнему течению Амударьи), Согдиану — «бога­тую людьми и стадами» (в долине Зеравшана), Бактрию — «страну с высоко поднятыми знаменами» (в верховьях Амударьи). Особенность развития этих стран, как и других стран Древнего Востока, состояла в сохранении элемен­тов родоплеменного строя.


Предшественники древних славян. На северных берегах Черного моря, ко­торое греки называли Понт Эвксинский, в VII—VI вв. до н. э. возникли мно­гочисленные греческие колонии — города-государства (полисы). Наиболее извест-

ными из них были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Танаис (около Ростова-на-Дону) и др.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками и во многом копировали устройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриар­хального рабства народов, находящихся на стадии разложения первобытно-об­щинного строя, основывалось на высоком уровне товарного производства. Ак­тивная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сло­жились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось чис­ло рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.

Греки вели с местным населением — скифами — не только оживленную торговлю, но й оказывали на них культурное влияние. Греки покупали в ос­новном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

В результате таких связей создались эллино-скифские поселения. С цент­ром в Пантикапее возникло Боспорское царство (V—IV вв. до н. э.), объеди­нившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов.

Скифские кочевые племена в VIII—VII вв. до н. э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую там этническую общ­ность— земледельческий народ киммерийцев, который ушел во Фракию. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена, которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племе­нем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них — скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.

Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предполо­жениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили, в ча­стности, их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответ­ствующими славянским «добро», «секира», «пес».

Основными занятиями скифов были скотоводство и земледелие. По сви­детельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали «лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготавливали оружие, выделывали кожу.

В VI—IV вв. до н. э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скиф­ском (около Симферополя). Это государство представляло собой союз воин­ственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во вре­мя походов. Власть царя передавалась по наследству.

В III в. до н. э. скифов вытесняет новая этническая общность — сарматы. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обшир­ны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во II—III вв. н. э. сарматов вытеснили германские племена готов. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.

IV—VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Наше­ствием гуннов открываются походы на Европу. Возглавив мощный союз пле­мен, гунны разбили готов и предприняли опустошительные походы во мно­гие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил вождь Аттила.

В VI в. гуннов сменяют авары, которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В VII в. появилось новое кочевое племя хазары, которые основали обшир­ное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра — Хазарский каганат (до конца X в.).

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Вос­точно-Европейской равнине славянских племен, но и в дальнейшем сосед­ствовали с ними, оказывая друг на друга взаимное влияние.

Прародина славян и их этногенез. Ученые выдвигают несколько версий прародины славян и их этногенеза[1]. Но основой большинства теорий являет­ся древнейший русский письменный памятник — летопись «Повесть времен­ных лет», в которой монах Киево-Печерского монастыря Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя — Иафету. Именно Иафет после раздела земель с бра­тьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повество­вании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Отту­да, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться на новые места — на Вислу и Днепр.

«Дунайской» версии прародины славян придерживался русский историк С. М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.

Ученик С. М. Соловьева — историк В. О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине.

Часть отечественных ученых склонялась к «дунайскому» происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об эт­ногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность — в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.

Б. А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытал­ся объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Вос­точной Европы.

В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этни­ческой общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной таким районом была территория между Одером (Одрой) и Вислой — Одерско-вислянская теория, по другой — это был район между Одером и Средним Днепром — Одерско-днепровская теория (М. С. Шумилов, С. П. Рябикин).

В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находит­ся в стадии обсуждения. По-видимому, выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию.

Античные (I—II вв.) и византийские (VI—VII вв.) авторы упоминают сла­вян под разными именами: венеды, анты, склавины.

К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образова­лось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии воз­никло мощное государство — Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.).

В Западной Европе в V—VII вв. шло расселение германских племен, кото­рые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называе­мые «варварские» королевства — Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.

В VI в. славяне (под названием словене) включились в мировой миграци­онный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основ­ным направлениям: на юг — на Балканский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную.


Глава 3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НА ПОРОГЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА (VI-IX вв.)

• Природные условия

• Территория восточных славян

• Экономическое развитие

• Общественный строй

• Обычаи, нравы и верования

Природные условия. На складывание и развитие государства определяю­щее влияние оказывает ряд факторов: географическое положение, климати­ческие и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континенталь­ный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снеж­ная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни наро­дов Восточно-Европейской равнины. Вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. В лесу жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они слу­жили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобретали международное значение, они со­единяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерно­морскими греческими колониями, а через них — с Византией.

Другой международный речной путь — «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».

Территория восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытно-

общинного строя. В VI—IX вв. они объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В Повести временных лет рассказывается о расселении славянских пле­мен. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен исто­риками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 100—200 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя в свою очередь состояло из большого ко­личества родов и занимало значительную территорию.

Рассказ летописи о расселении славян был подтвержден археологически­ми раскопками. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К се­веру от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К за­паду от полян на побережье Днепра — древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, потомки дулебов. Меж­дуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Соть и ее притокам — радимичи.

Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Во­круг озера Ильмень жили ильменские словене.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточных славян. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русы». Исто­рики полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Выдающий­ся русский историк В. О. Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.

Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частно­сти, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и X. Дэвидсон при­держиваются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племе­ни «русь», и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отме­тить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.

Некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные под­тверждают существование в районе реки Рось славянской общности.

В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь — это название одного из славянских племен.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют сосед­ствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяй­ственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

1) на западе:

— балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.;

— западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);

2) на северо-востоке:

— угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;

3) на Нижней Волге:

— хазары;

4) на востоке:

— волжские болгары;

5) на юге в Причерноморье:

— печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

Экономическое развитие. Сохранившиеся литературные памятники и ар­хеологические находки свидетельствуют о том, что славяне еще до своего рас­селения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продол­жали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и ско­товодством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных райо­нах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с желез­ным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворе­ния насущных потребностей.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были в основном охота, рыболовство и бортничество.

Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняка­ми, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в по-

ле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо, из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались.

Производство глиняной посуды в VIII—IX вв. сделало большой шаг впе­ред. На смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гон­чарного круга.

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а поз­же — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочис­ленным рекам и их притокам.

Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, ко­нечно, греками (византийцами). В. О. Ключевский, ссылаясь на арабские ис­точники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину — десятину.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой — стра­ной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, кото­рый и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества: Куябия (Куяба — вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появле­ния у них государства.

Общественный строй. В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой обще­ства был род — группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3—5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объеди­нялись в союзы с вождями во главе.

В VII—IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного

к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, террито­риальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а явля­лись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севе­ре — «вервь» (в Западной Европе — «марка»). В соседской общине сохраня­лась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной зем­ли — «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая се­мья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

В племенной среде VII—начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» — вож­ди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укреплен­ными усадьбами. Зарождалась частная собственность.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только не­обходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происхо­дило накопление прибавочного продукта, а на его основе — развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но посте­пенно значение его падало.

Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль воена­чальника — князя, который, как правило, являлся главным лицом в управле­нии племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины пле­мени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Воен­но-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр — вотчинников и подчинение им общинников.

К VIII—IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужья».

Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI—IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которо­му запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п.

Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

Обычаи, нравы и верования. Обращаясь к соплеменникам, восточные сла­вяне говорили: «отец», «мать», «дед», «дядя», «сын», «дочь», «внук», «свояк», «шурин» и т. д. Возможно, личные имена были привилегией вождей, старей­шин и выдающихся воинов. Зги имена были заимствованы у западных сла­вян (Ярослав, Мстислав) и варягов (Игорь, Олег, Рюрик) или являлись клич­ками типа Соловей-разбойник.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у сла­вян стало два имени. «Настоящее» — данное при крещении (еврейские или греческие имена), и мирское — «от сглаза»: языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно «нена­стоящим» именем. И многие не помнили, что князь Владимир Красное Сол­нышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый — Юрием (Георгием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.

У славян были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали — ходили по до­мам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встре­ча весны — Масленица. В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли большой медовый каравай.

Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.

Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и криви­чи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы-гробы с сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали кур­ганы, рядом с которыми проводили ристания — военные состязания в память умершего и поминальные пиры — тризны.

В IX в. славяне начали хоронить умерших, не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: род­ственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-об­щинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям при­роды, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, богиня плодородия — Мокошь. В VI в., по свидетель­ству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога — Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фи­гур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприношения — требы.

Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага домовых, леших, что кричали по-сови­ному в дубравах. Отголоском старинных верований являлся культ щуров (чу- ров) — предков. В минуту смертельной опасности славяне кричали: «Чур меня!», надеясь на помощь предка-пращура. Для щуров в специальные роди­тельские дни топились бани и ставились еда и питье.

В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм — многобожие).

4. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX—XIII вв.

4.1. Древнерусское государство (IX—XII вв.)

• Предпосылки образования Древнерусского государства. «Норманнская теория»

• Политическая организация

• Общественное развитие

• Экономические отношения в древнерусском обществе

• Христианизация Руси

Предпосылки образования Древнерусского государства. «Норманнская тео­рия». Одним из крупнейщих государств европейского Средневековья стала в IX—XII вв. Киевская Русь. При всей дискуссионности вопроса об определе­нии государства нам представляется, что под государством следует понимать механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с опреде­ленной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.