Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 17 страница




Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен яв­лялись главными органами исполнительной власти, были заменены минис­терствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отрасле­вого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответ­ственности министерств пред императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и конт­ролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право де­лать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из выс­шего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись выс­шими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой со­вокупность ряда полусамостоятельных учреждений — департаментов. В со­став каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых ца­рем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената увеличилось до 12. В целом его деятельность была малоэффективной, все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2)расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дво­рянства на владение землей;

3) улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не мог­ли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда й следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);

4) указы 1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось прода­вать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земель­ных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

A. в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведе­ний». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагоги­ческий институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

B. издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректо­ра и деканов;

C. созданы органы управления просвещением и образованием.

Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на

общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Спе­ранский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспо­собность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным ка­чествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперан­ский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введе­ние к Уложению государственных законов», по которому:

— рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

— важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

— расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государ­ственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

— предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа раз­деления властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть долж­на быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учрежде­ний должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и обще­государственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в ко-

тором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и все­ми государственными структурами. Члены Государственного совета назнача­лись царем.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и куль­туры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь не­сколько:

— в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

— все чиновники должны были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математи­ку и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

— в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

— с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяю­щий основные принципы организационного устройства министров и поря­док их деятельности, — «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

— для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; по­душная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на по­мещиков.

Реформы М. М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, не­сколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали свя­зывать с государственной изменой. М. М. Сперанского обвинили в шпиона­же в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был от­странен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, счи­тая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М. М. Сперанский оставил свои кон­ституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.

Практически одновременно с возвышением М. М. Сперанского в бли­жайшем окружении императора появился А. А. Аракчеев (1769—1834), генерал от артиллерии (1807), в 1808—1810 гг. военный министр, с 1810 г. — председа­тель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 г. факти­чески сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров и Собственной его императорского величества кан­целярией; был единственным докладчиком царю по большинству ведомств (в том числе Синода). Проводил политику грубой военной дисциплины, од­нако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы гораздо

большие, чем по плану декабристов (Н. А. Бенедиктов). Несмотря на это, для современников, сторонников либеральных идей, Аракчеев был воплощени­ем реакции. Известна эпиграмма А. С. Пушкина об Аракчееве: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель... Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести...» После смерти Александра I сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.

Военные поселения — особая организация войск в России в 1810—1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались — как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обучен­ных войск. Первое опытное ополчение было создано в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии, с 1816 г. введено в широких масштабах.

Поселенные войска формировались из женатых солдат и местных жите­лей — мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, имевших собственное хозяйство. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. Прикрепленных к земле крестьян одели в военную форму, поставили под ежечасный мелочный надзор началь­ников; фактически лишили детей, сделав из них маленьких солдат; дочерей выдавали замуж по указанию начальников. За минимальные проступки жес­токо наказывали.

Период царствования Александра 1с 1816 по 1825 г. в отечественной исто­рической науке получил название аракчеевщина. Однако это название, по мнению JI. М. Ляшенко, отражает, притом не очень точно, лишь внешний облик времени. А. А. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» императора, человеком, имевшим голос при принятии того или иного реше­ния. Он оставался при любых обстоятельствах нерассуждающим исполните­лем замыслов Александра I, его пунктуальным и незаменимым помощником. Граф был честен (не присвоил ни одного рубля из огромных средств, отпу­щенных на организацию военных поселений) и скромен (не раз отказывался от незаслуженных орденов, предпочитая личные знаки внимания: миниа­тюрный портрет императора он всегда носил на шее).

Наступление периода аракчеевщины, вероятно, следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом 1821— 1822 гг., когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих на­чинаниях, отдалился от государственных дел.

Неурядицы и тупики в общественной жизни соединялись с личными по­трясениями и драмами Александра I. В 1818 г. после простуды скончалась в совсем еще молодом возрасте его любимая сестра Екатерина Павловна. За­тем Александр I пережил еще один удар: в возрасте шестнадцати лет совер­шенно неожиданно скончалась его любимая дочь Софья, его единственный оставшийся в живых ребенок. Затем с небольшими промежутками следует страшный пожар в Царскосельском дворце и печально знаменитое наводне-

ние в Петербурге (ноябрь 1824 г.), принесшее много жертв. Начинается пово­рот Александра к религиозности, а позднее — к мистицизму.

В этот период времени управление страной легло на Кабинет министров, а точнее на А. А. Аракчеева, в канцелярии которого для императора составля­лись еженедельные отчеты из министерских докладов. Обстоятельства, и ни­чего более, сделали А. А. Аракчеева «теневым премьер-министром» России. Легенда о его всесилии родилась позже.

При всей сложности и противоречивости личности Александра I и прово­димой им политики исследователь В. В. Тот считает, что трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы, осно­вой которых должна была стать дарованная Конституция и отмена крепост­ного права (в качестве подготовки осуществления этих мероприятий в России Александр I в 1815 г. подписал Конституцию Польши; была попытка освобож­дения крестьян от крепостного права в 1817 г. в Курляндии, а в 1819 г. в Лифляндской губернии). Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственных реформ первой четверти XIX в. учеными выдвигаются различные версии (В. В. Тот, Л. М. Ляшенко, Г. И. Чулков).

1.Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновы­полнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной собственную власть, источник бес­правия не только крестьян, но и всех слоев России.

2.Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполео­ном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно непонятно, почему освободитель­ница Европы должна резко менять социально-экономические и политиче­ские порядки, «подстраиваясь» под побежденных ею противников.

3. Император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим за­мыслам. Даже в семье звучали голоса протеста (матери, братьев) против пре­образований, а то и грозные напоминания о печальной судьбе императора Павла I, погибшего потому, что не хотел прислушаться к высшим бюрократи­ческим и военным кругам. Еще раз сработало афористично сформулирован­ное французской писательницей Жерменой де Сталь правило: «Форма прав­ления в России — это самовластие, ограниченное удавкой».

4. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преоб­разований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.

5. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень уз­кий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пре­небречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь двор­цового переворота.

6. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобра­зований, отсутствие социальной базы реформ в конечном счете могли при­вести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.

В целом в основе консервативной политики Александра 1 лежал целый комплекс причин как общественного, так и личностного характера.

Движение декабристов: предпосылки, система взглядов, тактика действий. Декабристы — принятое в исторической и мемуарной литературе название участников тайных обществ 1-й половины 1820-х гг., организовавших 14 де­кабря 1825 г. (отсюда — декабристы) первое вооруженное выступление про­тив самодержавия.

Декабристы — представители крайне левого крыла дворянской оппози­ции самодержавию, объединявшего часть дворянской (главным образом во­енной) молодежи.

Источники идеологии декабристов:

— идеи французских просветителей XVIII в.;

— влияние произведений российских вольнодумцев 2-й половины XVIII в. (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков);

— своеобразный «дух свободомыслия», господствовавший в начале XIX в. в Московском университете и Царскосельском лицее, где учились некоторые будущие декабристы;

— реформаторские планы начала царствования императора Александра I и разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате их реализации.

Политической школой для декабристов стали Отечественная война 1812 г. (115 будущих декабристов — ее участники) и заграничные походы русской ар­мии 1813—1815 гг., во время которых они познакомились с социально-поли­тическими изменениями, происходившими в Европе в результате француз­ской революции конца XVIII в. и последующих войн.

Большое влияние на идеологию и тактику декабристов оказали масонство (все лидеры движения и многие рядовые декабристы были участниками ма­сонских лож), а также опыт тайных обществ, созданных в европейских стра­нах для борьбы с наполеоновской оккупацией, позже — итальянских карбо­нариев и испанских заговорщиков начала 1820-х гг.

Декабристы были убеждены, что главным препятствием дальнейшему развитию страны являются самодержавие и крепостничество, ликвидация их — насущная задача движения. С момента зарождения в среде декабристов прослеживается два течения: часть его участников выступала сторонниками мирного, реформаторского пути преобразования общества, другая — пропо­ведовала необходимость «решительных мер» в борьбе за реализацию своих идей и планов.

В 1814—1815 гг. в среде гвардейских офицеров возникли первые друже­ские кружки («артели»), послужившие вскоре ядром для создания тайного общества. Первое преддекабристское тайное общество носило название «Ор­ден русских рыцарей» (создан М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамонто­вым). В 1816 г. было создано тайное общество «Союз спасения», а в 1818 г. — «Союз благоденствия».

В марте 1821 г. оформляется Южное общество на Украине (руководитель Я. И. Пестель). Позже в Петербурге оформилось Северное общество (во главе

с Н. М. Муравьевым). Оба общества активно привлекали новых членов, разра­батывали и обсуждали проекты программных документов (южане — «Рус­скую правду», северяне — «Конституцию»), а также планы совместного вы­ступления.

Основные положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

1. Отмена крепостного права немедленно и без выкупа. Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей обязанностью» временного правительства. Крестьяне освобождались с землей.

2. Отмена самодержавия, «тирании». Россия становилась единой неде­лимой республикой с однопалатным парламентом.

3. Законодательная власть: народное вече — однопалатный парламент, обладающий всей полнотой законодательной власти в стране.

4. Исполнительная власть — Державная дума, состоит из 5 членов, изби­раемых на 5 лет, каждый из членов — президент в течение года.

5. Свобода слова, печати, собраний, передвижений, выбора занятий, ве­роисповедания, равный суд, отмена сословий.

6. Равные выборы для мужчин без всяких цензов.

7. Демократический строй распространяется по всей территории и на все народы России, но право на отделение от России народам не дается.

8. Для решения аграрного вопроса предполагалось разделить всю землю на две равные части: а) общественный фонд, где земля не продавалась и не покупалась; б) частный фонд — земля помещиков и земля крестьян, которую можно было покупать, продавать, сдавать в аренду, дарить и т. д. Никакого выкупа земли крестьянами не предусматривалось.

9. Поощрение промышленности, ремесел, торговли; отмена цехов, гиль­дий, монополий.

Основные положения «Конституции» Н. М. Муравьева.

Крепостное право безоговорочно отменялось, крестьяне получали личную свободу и сохраняли право на приусадебный участок и еще 2 десяти­ны на двор.

Самодержавие отменялось, Россия становилась конституционной мо­нархией.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту — народному вече.

Исполнительная власть — императору, получавшему от государства большое жалованье. Император обладал большими правами: запрещающее вето, назначение министров, командование армией, флотом и др.

Сословия все отменялись; равенство всех граждан перед законом, рав­ный для всех суд, свобода слова, печати, собраний, вероисповедания и т. д.

Выборы — ограниченные, многоступенчатые, с высоким имуществен­ным цензом.

Территория России делилась на 15 федеративных единиц («держав» или областей).

Помещичье землевладение сохранялось полностью. Крестьяне земли не получали.

Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 г. и возникшее междуцарствие 1825 г. создали обстановку, которой декабрис­ты решили воспользоваться для немедленного выступления (кроме того, в июле—ноябре 1925 г. правительство получило серию доносов о деятельно­сти декабристов, и на Юге начались аресты).

Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге (в день присяги императора Николая I). В этот день декабристы сумели вывес­ти на Сенатскую площадь свыше 3 тыс. солдат и матросов. Однако пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правитель­ству войска (до 12 тыс. человек, с артиллерией) и блокировать восставших; с наступлением сумерек их каре было рассеяно артиллерийским огнем. В тот же день начались аресты участников выступления.

Восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 г. в районе Белой Церкви (Украина) также закончилось неудачно.

Правительство расправилось с восставшими: 5 человек были повешены (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рю­мин и П. Г. Каховский). Более 100 человек было отправлено в ссылку и на каторгу в Сибирь; многие подверглись разжалованиям и высланы в штраф­ные батальоны. На поселении в Сибири декабристы организовывали школы, занимались частной педагогической деятельностью, научными (в том числе краеведческими) исследованиями, пользовались большим моральным авто­ритетом в Сибирском обществе.

Манифестом от 26 августа 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были амнистированы: им было дозволено вернуться в Европейскую Россию (без права жительства в столицах). Несмотря на преклонный возраст и перенесен­ные испытания, многие декабристы активно включились в общественную жизнь, внимательно и с сочувствием следили за ходом подготовки крестьян­ской реформы 1861 г.

Причины поражения восставших.

Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII—начала XIX в.

Малочисленность движения.

Отсутствие единства в рядах восставших и в их программных документах.

Пассивная тактика в период восстания.

Ставка на заговор и военный переворот.

Слабость пропагандистской деятельности.

Недостаточная подготовленность общества к преобразованиям.

Однако движение декабристов стало значительным событием в русской ис­тории. Они разработали первые революционные программы и план будущего переустройства общества. Впервые была совершена попытка изменить со­циально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Россия в эпоху правления Николая I. Консервативная модернизация импе­рии. Восстание декабристов привело к открытому противостоянию власти

и духовной элиты общества, а его поражение — к возрождению идеи полно­властия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характер­ной для начала царствования Александра I. Вместе с тем впервые с допетров­ских времен правительство Николая стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Это было связано с утверждением в Европе (после поражения Великой французской револю­ции) идеологии романтизма, идеализировавшей народные традиции как ос­нову преемственности исторического процесса, предпосылку стабилизации монархического государственного строя (И. Н. Ионов).

Идеалу либеральной политики начала прошлого царствования был про­тивопоставлен попечительный и охранительный идеал надзора власти за общест­венными силами и заботы царя о народе. Для проведения его в жизнь была использована созданная еще в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. Фактически с середины 20-х гг. XIX в. она становится органом, возглавившим всю систему централь­ных отраслевых органов государственного управления. Структура канцелярии соответствовала ее функциям и усложнялась параллельно с их расширением. В ее составе было шесть отделений.

I отделение было образовано в 1826 г. Его задача определялась как конт­роль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чинов­ников министерств. Это отделение занималось также назначением и уволь­нением высших чиновников.

Цель II отделения — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.

Важнейшим было III отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руковод­ство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размеще­ние ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентур­ную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губерна­торов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введе­нии этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбург- ская и Петровская, Алексеевский равелин.

В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образова­на сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. С 1826 г. главным начальником III отделения и шефом жандар­мов был А. X. Бенкендорф (1783—1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

В состав Канцелярии также входили еще три отделения. Созданное в 1827 г. IV отделение должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. V отделение было об­разовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению

государственными крестьянами. VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.

В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.

В 30-е гг. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников.

Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х гг., по дан­ным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев — как очень богатый, тавриче­ский губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, ковенский губернатор Радищев, сын А. Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал (А. Н. Маркова).

В царствование Николая 1 была проведена кодификация (упорядочение) ар­хаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была пору­чена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принци­пиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенден­ции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной за­дачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Со­борного уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому поло­жению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиле­ния централизации. Проведенные преобразования не затронули основ само­державного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государ­ственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.

Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом ин­тересы помещиков практически не ущемлялись):

• запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

• не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

• крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

• вышло разрешение всем категориям крестьян приобретать недвижи­мую собственность (1848).

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Кисе­лева — реформа управления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправле­ния, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агро­технических знаний. План Киселева по существу означал постепенную лик­видацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей). По мнению А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеева, Ю. В. Тота, реформа Киселева наряду с положи­тельными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправле­ния, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестья­нах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались при­крепленными к земле.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия:

• создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, ху­дожникам, купцам 1-й, 2-й гильдии) и почетных граждан (присваивались чи­новникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). По­четные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказа­ний, подушной подати. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту»;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.