Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 26 страница




Положения Декрета развил принятый ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г. Закон о социализации земли, определивший порядок раздела конфискованных земель и потребительско-трудовую норму, которая должна была рассчиты­ваться так, чтобы обеспечить «возможность безбедного существования семьи землевладельца», но «не превышала бы трудоспособность наличных сил каж­дого отдельного хозяйства».

Большевистское правительство занимало неустойчивое положение. Вос­препятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 ок­тября 1917 г. Комитет общественной безопасности.

Большевики приступили к формированию правительства и обратились к руководству партии левых эсеров с предложением заключить соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в его состав. Левые эсеры возглавили наркоматы почт и телеграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные наркоматы государственных имуществ и местного самоуправле­ния. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли пос­ты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Совет­ского государства.

К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновре­менно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти распущены: Экономический совет, Государ­ственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государ­ственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения. 2 декабря 1917 г. при СНК обра­зован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось ру­ководство хозяйственно-экономической жизнью Российской республики.

Ближайшей задачей ВСНХ стала организация рабочего управления на на­ционализированных предприятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность всех хозяйственных нар­коматов; в его состав входили представители профсоюзов и фабрично-завод­ских комитетов.

Составным элементом любой государственной структуры являются орга­ны охраны общественного порядка. Первоначально охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а за­тем — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она на­ходилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, ко­торый в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, су­ществовавшее при Временном правительстве. При СНК образована Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский (1877—1926). В состав ВЧК вошли представите­ли партий левых эсеров.

Упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следо­вателей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Приостановлена дея­тельность мировых судов. Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. учреждены вы­борные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений созда­вались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).

Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей ар­мии отменялись все воинские звания, введен новый принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация ста­рой армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в На­родный комиссариат по военным делам). В январе — марте 1918 г. из военно­го аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. А15 января 1918 г. В. И. Ленин подпи­сал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан Комис­сариат по морским делам.

Для Временного революционного правительства особенно важной зада­чей стало создание конституционной базы новой власти. Но высший законо­дательный орган — Учредительное собрание — не мог этого обеспечить. Выбо­ры в него были назначены еще буржуазным Временным правительством (ноябрь 1917 г.). Большинство голосов было подано за кандидатов партии социалистов-революционеров. Из 715 депутатов Учредительного собрания 412 представляли партию эсеров. Партия большевиков имела в нем 183 ман-

дата. На долю остальных партий — от монархистов и кадетов до меньшевиков и анархистов — приходилось 120 мест. Лозунгу «Вся власть Советам!» был проти­вопоставлен лозунг «Вся власть Учредительному собранию!». Во исполнение решения ЦК СДРП(б) председатель ВЦИК Я. М. Свердлов, открывший Учре­дительное собрание 5 января 1918 г., огласил утвержденную накануне ВЦИК «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой форму­лировались главные политические, социальные и экономические цели партии: диктатура пролетариата, национализация земли и др.

Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать докумен­ты, и большевистская фракция покинула заседание. Я. М. Свердлов закрыл заседание. В ночь на 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспус­ке Учредительного собрания, а правительственные войска разогнали в Пет­рограде демонстрацию, организованную в его поддержку.

После роспуска Учредительного собрания единственным высшим орга­ном власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влияни­ем партии эсеров. В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов.

Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III съезде Советов. В работе Объединенного III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов приняли участие 1647 депута­тов с решающим голосом и 219 — с совещательным. Более 860 делегатов пред­ставляли партию большевиков. Съезд заслушал доклады председателя ВЦИК Я. М. Свердлова и председателя СНК В. И. Ленина, содержавшие отчеты о работе высших органов Советского государства, и одобрил их. Съезд при­нял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа — первый кон­ституционный акт Советской республики. Съезд определил форму государ­ственного строя России в пункте первом принятой Декларации: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депу­татов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».

Объявлялось о роспуске Учредительного собрания, и утверждалось поста­новление «О новом обозначении существующей верховной государственной влас­ти». Слово «временное» из наименования советского правительства было ис­ключено. Принятием декларации и резолюции о федеральных органах за­вершилось оформление Российской Федерации. ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР.

Конституция 1918 г. Победа советской власти на большей части террито­рии Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые опре­делялись понятием «диктатура пролетариата».

По мнению А. Н. Марковой, рассматривая процесс подготовки Конститу­ции, следует учитывать следующие обстоятельства:

—углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с мировой войной и усугублявшегося стихийными процессами после Октября 1917 г. (развертывание национализации промышленности и транспорта, начало «чер­ного передела» земли и связанные с этим проблемы со снабжением городов довольствием);

—острую политическую ситуацию. Первоочередной задачей этого пери­ода была реализация лозунга «Мир — народам», т. е. выход из Первой миро­вой войны (Брест-Литовский кризис);

—партийные методологические установки, которые подразумевали, что республика, для которой составлялась Конституция, есть переходный этап на пути к мировой социалистической революции или федерации республик;

—организационные проблемы, связанные с переводом правительства из Петрограда в Москву.

1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я. М. Свердлов — председатель ВЦИК. Проект был опубликован 3 июля 1918 г. и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссий­ском съезде Советов.

Конституция начиналась с изложения общих принципов. Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Всероссийском съезде Советов. В пятой главе излагался ряд «общих положений»: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви; свобода слова, мнений и собраний для ра­бочих, гарантируемая предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудя­щийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории Рос­сии, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.

Главы с 6-й по 8-ю касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. изби­рателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всерос­сийский съезд Советов избирал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет на­родных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республи­ки», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».

В главе 9 были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, а главы с 10-й по 12-ю были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.

В 13-й главе определялись избирательные права. Могли избирать и быть избранными «все добывающие средства к жизни производительным и обще­ственно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако исключение составляли лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капи­тала, частные торговцы, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.

Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918 г.). В ней закреплялась система государственного управле­ния, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноар­мейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата. Провоз­глашались и законодательно закреплялись основы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Хотя и провозглашалось, что Конституция является самой демократиче­ской в мире, она носила ярко выраженный классовый характер. Это опреде­лялось, во-первых: порядком предоставления избирательного права. Во-вто­рых, Конституция предоставляла рабочему классу преимущества при выбо­рах высших органов власти. Так, губернские (т. е. сельские) съезды Советов выбирали делегатов на всероссийские съезды от количества избирателей в четыре раза большего, нежели городские Советы.

Советам предоставлялись самые широкие права. На территории соответ­ствующих административных единиц они признавались высшими органами государственной власти и подчинялись лишь вышестоящим Советам. При этом в основу функционирования всех органов советской власти неуклонно внедрялся принцип демократического централизма, который, как считалось, создавал наиболее благоприятные условия как для развертывания местной инициативы, так и для защиты общегосударственных интересов. (На деле Советы со временем превратились в формальные бюрократические органы, а все вопросы политической, экономической и культурной жизни страны ре­шались партийными органами.)

Таким образом, отвергнув парламентскую форму государственности, но­вая власть закрепила систему Советов. Разгон Учредительного собрания был поворотным событием в этом выборе. Быстро распространявшаяся по стране сеть Советов не встретила сопротивления на местах (в сложных случаях во­прос захвата власти решался в ходе гражданской войны). Система Советов, как и система новых судебных, репрессивных и других органов, была законо­дательно закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. Там же утвердились но­вые политические, социальные и экономические принципы сложившейся в стране системы.

Социальная и экономическая политика. Военный коммунизм. В социальной сфере проведены некоторые демократические мероприятия. Советская власть уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслу­живание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Принят закон о 8-часовом ра­бочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского

труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выпла­ту пособий по безработице и болезни. Провозглашена свобода совести. Цер­ковь отделена от государства и от системы образования.

Экономическая политика. Политику периода осени 1917—лета 1918 гг., ос­нованную на принуждении и насилии, Ленин называл «красногвардейской» атакой на капитал. В число основных мероприятий данного периода входили: национализация банков, национализация промышленности, введение моно­полии внешней торговли и др.

Первый этап национализации (осень 1917—весна 1918 гг.). Национализи­рованы предприятия, имеющие особое значение для Республики, а также те, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. В де­кабре был принят декрет о национализации частных банков, а в апреле 1918 г. — внешней торговли.

Весной 1918 г. начался второй этап национализации — уже не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности: горной, металлургиче­ской, металлообрабатывающей, текстильной, табачной и др.

Управление всеми национализированными предприятиями осуществлял Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был учрежден 2 декабря 1917 г. при правительстве. Основная функция — организация планового на­родного хозяйства и координация работы хозяйственных наркоматов. В его состав входил Всероссийский совет рабочего контроля.

Таким образом, было положено начало созданию государственного сек­тора в экономике. Переход предприятий под контроль государства заклады­вал основы «государственного социализма». Лозунг «Фабрики — рабочим» оказался социальной демагогией.

В феврале ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по кото­рому весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Этот документ пре­дусматривал установление порядка уравнительного землепользования, кото­рый при распределении земли учитывал как число «едоков» в семье, так и на­личие в ней рабочих рук, способных обрабатывать землю. Крестьяне освобождались от арендных платежей, аннулировались их долги банкам. В период кризиса экономики и нестабильности товарно-денежных отноше­ний предполагалось, что излишки сельскохозяйственных продуктов будут обмениваться на промышленные товары без использования денег. Однако это не было реализовано. В условиях нехватки промышленных товаров зажи­точные крестьяне отказывались сдавать хлеб государству.

В апреле 1918 г. В. И. Ленин, воспользовавшись заключением мира с Гер­манией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предприни­мателей, дореволюционной технической интеллигенции («Очередные задачи Советской власти»). Однако план политики «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Рос­сийскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г. осу­ществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных полити­ческих мер.

Внутренняя политика советского правительства (лето 1918—начало 1921 г.) получила название «военный коммунизм». Она была порождена предшествую­щим развитием советской власти: установлением однопартийной большевист­ской диктатуры, созданием мощного государственного аппарата, опытом «ка­валерийской атаки» на капитал и военно-политического нажима на деревню весной-летом 1918 г.

Сущность «военного коммунизма» виделась большевикам в военно-полити­ческом союзе рабочих и беднейших крестьян. Целью союза являлся разгром сил контрреволюции, создание благоприятных условий для скорейшего перехода к социализму. В то же время это была вынужденная политика, обусловленная разрухой в стране и необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибоч­ность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, за­тронувших экономическую и социально-политическую сферу:

1)национализация промышленности, охватившая все сферы производства (с ноября 1920 г. началась национализация мелкой промышленности);

2) сверхцентрализация экономики. Возникает целая система учреждений, в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Пона­чалу они создавались в традициях военного времени — на основах коллегиаль­ности и широкого представительства различных органов и организаций. По­степенно в них усиливается тенденция к личной ответственности, централиза­ции. Постепенно и сам коммунизм начинают отождествлять с централизмом;

3) запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатные коммунальные услуги. После декрета 21 ноября 1918 г. о переходе всей системы распределе­ния в руки государства отпуск товаров производится через потребительские коммуны и кооперативы. Во второй половине 1920 г. введен бесплатный про­езд на транспорте, отменена плата за почтово-телеграфные операции с учреж­дений, стали бесплатными пользование телефоном, водопроводом, газом, элект­ричеством, жильем. Были приняты декреты об отмене платы за лекарства и даже за предметы широкого потребления;

4) уравнительная оплата труда рабочих и служащих;

5) всеобщая трудовая повинность. Все трудоспособные граждане России от 16 до 50 лет обязаны были заниматься общественно полезным трудом, в про­тивном случае они привлекались к нему принудительно. Мобилизация по трудовой повинности приравнивалась к мобилизации в армию;

6) продразверстка — обязательная сдача крестьянами государству по твер­дым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов; введена с 11 февраля 1919 г.

Каковы были причины введения продразверстки? Осенью 1918 г., испро­бовав все возможные методы заготовки продуктов (частные закупки, нату­ральный продуктообмен, госзакупки по твердым ценам), правительство об­наружило, что наибольшую эффективность дала разверстка. В январе 1919 г.

по требованию Наркомпрода разверстка была введена во всех губерниях. У крестьян забиралось почти все продовольствие. Деревенская беднота помо­гала изымать зерно у крестьян, так как ей перепадала значительная часть за­готовленных продуктов. Введение разверстки подтолкнуло советские органы к расширению социалистического сектора в деревне. В постановлении ВЦИК от 14 февраля 1919 г. была выдвинута задача перехода «от единоличных форм землепользования к товарищеским». 16 марта 1919 г. был принят декрет «О по­требительских коммунах», вводивший всеобщее обязательное членство в коо­перации.

В марте 1919 г. состоялся VIII съезд РКП(б), принявший новую программу партии. В программе были определены основные задачи партии в предстоя­щий период: завершение экспроприации буржуазии; переход от торговли к продуктообмену, от денежного хозяйства к безденежному, от единоличного крестьянского хозяйства к коллективному, от рыночного хозяйства к плано­вому. На основе политики «военного коммунизма», строившейся на принци­пах монополизации производства, централизации распределения произве­денного продукта, натурализации обмена, директивного управления, при­нуждения к труду, разрабатывались пути перехода к социализму.

12 апреля 1919 г. на станции Сортировочная Московско-Казанской же­лезной дороги прошел первый субботник. Этот опыт бесплатного труда начал использоваться повсеместно. Субботники получили название коммунисти­ческих. В. И. Ленин расценил эту вынужденную меру как свидетельство ком­мунистического отношения к труду.

В политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она опреде­ляла политическую, идеологическую, экономическую и культурную жизнь в стране (даже личные отношения были под контролем):

1)деятельность других политических партий, боровшихся против дикта­туры большевиков, их экономической и социальной политики, — кадетов, меньшевиков, эсеров (сначала правых, а потом и левых) — была запрещена;

2) часть интеллигенции эмигрировала, другая была репрессирована;

3)все попытки возродить политическую оппозицию насильственно пре­секались;

4) в Советах всех уровней большевики добивались полного единовластия путем их перевыборов или разгрома. Деятельность Советов приобретала фор­мальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевист­ских партийных органов;

5) потеряли независимость профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль;

6) запрещалось стачечное движение под предлогом, что пролетариат не должен выступать против своего государства;

7) не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты. Издательская деятель­ность жестко регламентировалась.

В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников боль­шевистского режима, организовавших вооруженные выступления, заключа­ли в тюрьмы и концлагеря. Покушения на В. И. Ленина и убийство М. С. Уриц­кого, председателя Петроградской ЧК, вызвали декрет о «красном терроре» (сентябрь 1918 г.). Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что в свою очередь провоцировало антисоветские выступления. Разгул террора был по­рожден многими факторами:

— обострением противостояния различных социальных групп;

—низким интеллектуальным уровнем основной массы населения, слабо подготовленного к политической жизни;

—бескомпромиссной позицией большевиков, считавших необходимым и возможным удержать власть любой ценой.

Последствия политики военного коммунизма:

—в экономической сфере: нарушение рыночных отношений, развал фи­нансов, сокращение производства в промышленности и в сельском хозяй­стве, возрождение кустарничества, голод;

—в политической сфере: усиление роли партии («диктатура пролетариа­та» начала превращаться в «диктатуру партии»), развитие однопартийной си­стемы, жесткая централизация управления;

—в правовой сфере: рост спекуляций и массовых хищений, появление большого количества специальных комиссий, наделенных специальными полномочиями, начало массовых репрессий;

—в социальной сфере: ликвидация сословий, массовый уход рабочих в де­ревни.

Таким образом, первые экономические преобразования советской власти основывались на нерыночной, централизованной экономике, с преобладаю­щим влиянием роли государства. Политика военного коммунизма не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Однако цен­трализация управления страной позволила мобилизовать все ресурсы и удер­жать власть в ходе гражданской войны.

Гражданская война и иностранная интервенция в России.

Гражданская война — организованная вооруженная борьба за государ­ственную власть между различными социальными группами, политическими течениями, наиболее острая форма социальной борьбы.

Исходя из определения гражданской войны есть несколько точек зрения на начало и периодизацию гражданской войны в России:

1) гражданская война — период острых классовых столкновений, и начи­нается она соответственно с октября 1917 г. (по существу даже раньше), а за­канчивается осенью 1922 г., когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке;

2) гражданская война — способ разрешения противоречий между сторона­ми с помощью вооруженных сил (противоборство воюющих армий, движе­ние фронтов, мобилизация экономики и т. д.) — начинается с середины 1918 г. и продолжается до конца 1920 г., хотя военные действия продолжались и пос­ле 1920 г.;

3) гражданская война — это противостояние классов и общественных групп; в отличие от обычных войн она не имеет четких границ — ни времен­ных, ни пространственных.

Споры историков вызывает также вопрос о том, кто был виновником в раз­вязывании этой братоубийственной войны: либо представители классов, по­терявших власть, собственность и влияние, либо большевистское руковод­ство, навязавшее стране свой метод преобразования общества. Наиболее пра­вильной, по нашему мнению, следует считать третью точку зрения, согласно которой виновными следует считать обе эти политические силы, которые в борьбе за власть использовали народные массы.

Причины гражданской войны в России.

1) Внутренняя политика большевистского руководства, в которой про­явилось несоответствие целей по преобразованию общества с методами их до­стижения: свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания, экономические и социально-политические мероприятия совет­ского правительства оттолкнули от большевиков демократическую интелли­генцию, казачество, кулаков и середняков.

2) Стремление свергнутых классов сохранить свое привилегированное по­ложение:

а) национализация всей земли и конфискация помещичьих земель вызва­ли ожесточенное сопротивление бывших владельцев;

б) национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных от­ношений и установление государственной монополии на распределение про­дуктов и товаров больно ударили по имущественному положению средней и мелкой буржуазии.

3) Принятие в январе 1918 г. HI Всероссийским съездом Советов закона о социализации земли, имевшее ряд негативных последствий:

а) недовольство зажиточных слоев населения — передел земли по паям на­носил удар по крупным крестьянским хозяйствам, хуторянам, отрубникам, перечеркивая столыпинскую аграрную реформу;

б) угроза голода в городах — противостояние между городом и деревней; союз рабочих и крестьян выродился в открытую борьбу (крестьянские пред­ставления о свободе прежде всего были связаны со свободой рынка, кресть­яне отрицали политику твердых цен и государственные монополии). Так, 14 мая 1918 г. декретом СНК был объявлен режим продовольственной дик­татуры, предусматривавший введение твердых цен, борьбу со спекуляцией, запрещение частной торговли, создание продотрядов и специальной продо­вольственной армии. В ответ на это крестьяне стали уклоняться от уплаты налогов и арендных платежей и от участия в продовольственных заготовках, невозвращение ими банковских кредитов вело к разрушению финансовой системы;

в) назревание противостояния в деревне между зажиточными слоями и бед­няками (комитеты бедноты — чрезвычайные органы, занявшиеся насиль­ственным распределением продовольствия, отстранили от власти Советы, в которых преобладали зажиточные сельчане).

4. Создание однопартийной политической системы и «диктатура пролета­риата» (диктатура ЦК РКП(б)) оттолкнули от большевиков социалистиче­ские партии и демократические общественные организации. Декретами «Об аресте вождей гражданской войны против революции» (ноябрь 1917 г.) и о «красном терроре» большевистское руководство законодательно обосно­вало «право» на насильственную расправу со своими политическими против­никами. Поэтому меньшевики, правые и левые эсеры, анархисты отказались сотрудничать с новой властью и приняли участие в гражданской войне.

Своеобразие гражданской войны в России заключалось в тесном перепле­тении внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией. В междуна­родном праве под интервенцией понимается насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами. Интервенция может быть военная, экономическая, дипломатическая, идеологическая.

Военная интервенция в Россию началась в марте 1918 г. и закончилась в октябре 1922 г. Причины военной интервенции: провозглашение советской власти и развал России нанесли сильный удар по мировому балансу сил. Рос­сия была важным звеном, обеспечивающим равновесие в Европе и в Азии. Страны Антанты, в составе которой находилась Россия, пытались спасти по­ложение, не допустить укрепления большевиков.

Предполагалось, что Россия распадется на три-четыре слабых государства: Сибирь, Кавказ, Украина, Дальний Восток. Чтобы избежать усиления влияния Германии и Турции и сохранить баланс сил в мире, не допустить усиления раз­рушительных сил в странах Запада, было решено разделить между странами Антанты сферы влияния и в этих районах оказывать поддержку тем силам, ко­торые могли бы обеспечить переход к стабильности. США и Япония должны были оказать поддержку антисоветским силам в Сибири и на Дальнем Востоке; Англия — на Кавказе, Дону, в Средней Азии; Франция — в Крыму, на Украине, в Бессарабии. В марте 1918 г. было принято решение о поддержке антисовет­ских сил путем прямой военной интервенции. Цель — «уничтожение больше­визма и поощрение создания в России режима порядка».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.