Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренние обстоятельства общения




Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум этими элементами — внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном итоге находит отражение в той или иной фразе.

Очевидно, что общение людей стимулируется некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, люди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе, в частности, благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие (внутренние).

В речевом общении могут быть выделены те или другие цели несмотря на то, что они не обязательно обдумываются и ставятся перед собой говорящими. Неосознаваемые цели речевого поведения могут являться не менее могучими двигателями коммуникации, чем цели осознаваемые. Цель взаимосвязана с параметрами речевой деятельности личности и с характером ситуации общения. Реализация целей осуществляется в коммуникативной стратегии при помощи речевых тактик.

Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение — замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения.

Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию плана, т. е. линии беседы. Целью разработки стратегии общения с некоторым лицом является завоевание авторитета, воздействие на убеждения, поведение с целью заставить совершить некоторый поступок, пойти на сотрудничество, воздержаться от каких-либо действий.

Например:

Как только Кенга расстегнула свой карман, она заметила, что произошло...

«Хорошо, — сказала она про себя, — раз они решили разыграть меня, я их сама разыграю».

— Ну, Ру, дорогой мой, — сказала она, вытащив поросенка из кармана, — пора укладываться спать.

—Ага! — сказал Пятачок, стараясь произнести это слово как можно лучше. Но, увы, после такого ужасного путешествия «ага» получилось не очень хорошее, и Кенга, по-видимому, не поняла, что оно означает.

—Сперва купаться, — весело сказала Кенга.

—Ага! — повторил Пятачок, тревожно оглядываясь в поисках остальных. Но остальных не было...

—Не знаю, — сказала Кенга очень задумчивым голосом, — может быть, тебе лучше сегодня принять холодную ванну? Как ты думаешь, Ру, милый?

Пятачок, который никогда особенно не любил купаться, задрожал от возмущения и сказал самым мужественным голосом, каким только мог:

—Кенга! Я вижу, что пришло время поговорить начистоту.

—До чего же ты смешной глупыш, Ру, — сказала Кенга, наливая воду в ванну.

—Я не Ру, — громко сказал Пятачок. — Я Пятачок!

—Да, милый, да, — сказала Кенга ласково. — Никто с тобой не спорит!.. И голосу Пятачка подражает, какой умница! — пробормотала она, доставая с полки большой кусок желтого мыла.

—Ну, что ты еще у меня придумаешь?..1

Итак, целью героини повести Милна является розыгрыш. Кенга сразу заметила, что Кролик и Пятачок ее обманули. Сориентировавшись в ситуации, она спланировала таким образом поведение, чтобы не обнаружить свое знание, и выстраивает разговор с Пятачком так, чтобы заставить его самого признаться в подмене ее сына Ру. Кенга выбирает самое действенное средство: Пятачок не любит мыться, а тем более с мылом да еще в холодной воде.

Тактика же речевого общения между Кенгой и Пятачком —это совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким образом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определенном этапе: а) привлечение внимания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определенное эмоциональное состояние; д) провоцирование и т. п.

Для того чтобы управлять течением беседы, необходимо приучиться держать в голове общую картину и возможные варианты развития разговора, распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, тона; нужно уметь вычленить применяемые собеседником вольно или невольно приемы речевого воздействия, оценивать его стратегию и тактику, вырабатывать приемы гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия.

В нашем примере Кенга хорошо обдумала течение беседы, мастерски владеет своим речевым поведением, контролирует мимику и жесты, выражение глаз. Весь внешний вид направлен на реализацию поставленной цели — разыграть Пятачка, и она никоим образом не выдает второго плана течения мысли.

Сравнение этих двух тактик говорит о том, как важно уметь критически анализировать свое речевое поведение, вовремя находить альтернативные пути решения коммуникативных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.