КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С древнейших времен до конца XV векаТЕСТЫ Документ 10. Августа 1991г. Документ 9. Из обращения Президента России Б.Ельцина Июля 1988г. Документ 8. Документ 7. Документ 6. Документ 5. Документ 4. Документ 3. Документ 2. Документ 1. ВОПРОСЫ: 1. В чем Вы видите причины повышения закупочных и заготовительных цен в 1953 г.? 2. Каковы последствия повышения цен? 3. Можно ли утверждать о качественном изменении политики КПСС в аграрной сфере? ВОПРОСЫ: 1. На основании документа четко сформулируйте причины отставания сельского хозяйства и меры, предлагаемые по изменению ситуации 2. Свидетельствуют ли предложенные меры о качественном изменении политики в аграрной сфере? Своё мнение обоснуйте. ВОПРОСЫ: 1. Какие причины вынудила Н.С. Хрущёва выступить с этим докладом? 2. В чём видел Н.С. Хрущёв проявления культа личности И. Сталина? 3. Какие выводы предлагается сделать из этого явления? Согласны ли Вы с ними? ВОПРОСЫ: 1. Какие причины отставки Н.С. Хрущёва отмечены в Постановлении? 2. С какими из перечисленных причин Вы согласны, а с какими – нет? Свое мнение аргументируйте. 3. Чем отличалась отставка Н.С. Хрущёва от подобных отставок в период правления И. Сталина? ВОПРОСЫ: 1. О чём свидетельствует содержание статьи 6 Конституции 1977г.? Дайте оценку. 2. Когда была отменена статья 6? К каким политическим последствиям привела отмена этой статьи? ВОПРОСЫ: 1. За что А.И. Солженицыну была присуждена нобелевская премия? 2. Какие меры в отношении Солженицына были приняты Отделом культуры ЦК КПСС Отделом пропаганды ЦК КПСС в связи с присуждением ему этой премии? ВОПРОСЫ: 1. Чем объясняется такое неприятие самого факта присуждения А.Солженицыну Нобелевской премии? 2. Сформулируйте на основании документов, какие методы борьбы с диссидентским движением использовала власть? ВОПРОСЫ: 1. Как Вы понимаете гласность? 2. Как оценивается на конференции гласность и направления её развития? 3. Какие противоречивые последствия имела гласность? ВОПРОСЫ: 1. Каковы причины событий августа 1991г.? 2. Какую позицию заняло российское руководство в период этих событий? 3. Каковы итоги и последствия августовского путча? ВОПРОСЫ: 1. Какие шаги предприняло правительство России для перехода к рыночной экономике? 2. К каким последствиям привело принятие этого указа? (Укажите положительные и отрицательные стороны.) ТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ 1. Цель исторической науки А) изучение процесса развития природы Б) изучение закономерностей развития человечества В) изучение прошлого человеческого общества и природы Г) прогнозирование будущего 2. Содержание исторической науки А) мировая литература Б) развитие природы и общества В) исторический процесс Г) политика 3. Предмет изучения истории А) деятельность людей и совокупность отношений в обществе Б) деятельность только великих политиков В) исключительно войны и революции Г) межличностные отношения 4. Соотнесите термин и его определение: 1) объект исторической науки 2) предмет исторической науки 3) цель исторической науки а) деятельность людей б) общество в) изучение закономерностей развития человечества 5. С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев отстаивали идеи А прозападного пути развития России Б) сохранения и укрепления сословной системы, признания самодержавия как единственно возможной формы правления В) необходимости установления конституционной монархии и создания Государственной Думы Г) ликвидации крепостного права и введения демократических свобод 6. Деление истории на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую – это деление по принципу… А) проблемно-хронологическому Б) тематическому В) хронологическому Г) историческому 7. Изучение фактов и событий, позволяющее лучше понять происходившие в прошлом процессы, – это _________ функция исторического знания. А) познавательная Б) воспитательная В) практически-рекомендательная Г) прогностическая 8. Соотнесите функции исторической науки с их содержанием 1) социальной памяти 2) научно-познавательная 3) воспитательная а) выработка высоконравственных и гражданских качеств б) накопление и сохранение в памяти человечества опыта предшествующих поколений в) изучение процесса общественного развития, его обусловленность и закономерность 9. Задачи исторической науки А) предоставлять исторический материал как основу для анализа современных проблем, формировать национальную идентичность Б) давать нравоучительные примеры, прогнозировать события будущего времени В) анализировать современные события, быть основой законотворчества Г) формировать национальную идентичность, способствовать объединению народов 10. Прогностическая функция истории – это А) обобщение социального опыта Б) предоставление необходимых знаний для прогнозирования будущего В) изучение хода общественного развития Г) прогнозирование будущего 11. Функция исторической науки, имеющая теоретическое значение А) социальной памяти Б) научно-познавательная В) воспитательная Г) прогностическая 12. Функция исторического знания, имеющая прикладное значение А) научно-познавательная Б) воспитательная В) эвристическая Г) гносеологическая 13. Теоретическая функция исторической науки - прогностическая - социальной памяти - научно-познавательная - мировоззренческая 14. Теоретическая функция исторической науки нацелена на … - развитие патриотизма - выработку единого взгляда на исторический процесс - создание концепций и теорий познания исторического процесса - сохранение опыта предшествующих поколений 15. Научно-познавательная функция – это - создание концепций и теорий познания - накопление, углубление знаний об историческом процессе - формирование гражданских качеств - выработка общего взгляда на историю 16. Соотнесите общественно-политические направления и их основные идеи 1) консерватизм 2) западничество 3) славянофильство а) преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси б) добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия в) критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию 17. Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания. - религиозная - социальной памяти - прогностическая - воспитательная 18. Выработка научно обоснованного политического курса соответствует _______ функции исторического знания. - практически-рекомендательной - познавательной - воспитательной - социальной памяти 19. Формированию гражданских и нравственных ценностей призвана служить __________ функция истории. - воспитательная - прогностическая - познавательная - практически-рекомендательная 20. Основные идеи западников - критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию - добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия - преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси - сохранение самодержавия и крепостного права 21. Мировоззренческая функция исторической науки – это - выработка общего взгляда на историю общества - сохранение в памяти опыта предшествующих поколений - формирование интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию - изучение процесса общественного развития 22. Практически-политическая функция исторического знания характеризуется … - выявлением закономерностей исторического развития выработкой научно-обоснованного политического курса - формированием гражданских качеств - предвидением будущего 23. Функции исторического познания - познавательная, воспитательная, критическая - воспитательная, прогностическая, практически-рекомендательная - критическая, практически-рекомендательная, прогностическая - сравнительная, прогностическая, практически-рекомендательная 24. Практически-рекомендательная функция исторического познания - предоставление исторического материала для прогнозирования будущего - предоставление исторического материала как основы для анализа современных проблем и их решения - сохранение опыта, традиций, обеспечивающих преемственность поколений - накопление, углубление знаний об историческом процессе 25 Основные идеи славянофилов - критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию - добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия - преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси - сохранение самодержавия и крепостного права 26. Выделите общие взгляды западников и славянофилов - необходимость ограничения монархии - преувеличение национальной самобытности - сохранение крепостного права - необходимость развития России по западному пути 27. История – это … наука - гуманитарная - естественная - филологическая - физическая 28. История – наука … - физическая - точная - естественная - общественная 29. История как социальная наука (выделите неверный вариант) - изучает общество - зависит от общества - участвует в формировании общественного сознания - не зависит от общества 30. Объект изучения истории - растительный мир - животный мир - общество - вселенная 31. Предмет исторической науки - человек и общество в настоящем - общество в прошлом - настоящее и будущее общественных групп - современное состояние общества 32. Сфера основных интересов исторической науки - прошлое - настоящее - будущее - прошлое и настоящее 33. Установите соответствие наук и предметов их изучения 1) социология 2) политология 3) история а) развитие общества и жизнь людей в прошлом б) закономерности функционирования общества в) функционирование политической системы 34. Какие сферы общества изучает история - экономическую, политическую, социальную - экономическую, техническую, биологическую - культурную, этическую, личностную - социальную, биологическую, метеорологическую 35. История изучает: - как изменялась планета Земля - как изменялись природа и общество - как изменялись общество и человек - как развивалась вселенная 36. Кого называют «отцом истории» - Геродота - Фукидида - Платона - Аристотеля 37. Значение греческого слова «история» в широком смысле - то, что было в прошлом - рассказ, описание - систематическое изложение сведений о природных явлениях - хронометраж событий 38. «Золотой век» исторической науки - XVII в. - XVIII в. - XIX в. - XX в. 39. История характеризуется как - диалог между настоящим и прошлым - вневременная история - источник будущего - оправдание настоящего 40. Историзм мышления – это - оценка событий прошлого с позиции будущего - способность рассматривать прошлое под воздействием настоящего - предвидение будущего - способность видеть особенности исторических эпох, соотносить прошлое и настоящее 41. К специальным историческим дисциплинам относятся: - этнография, палеография, топонимика - археология, историография, экономическая история - геральдика, сфрагистика, нумизматика - археография, топонимика, дипломатика 42. Вспомогательные исторические дисциплины: - археология, историография - военная, экономическая история - хронология, геральдика - археология, этнография 43. К письменным источникам относятся: - печатные материалы, рукописи - фрески - эпиграфические памятники - географические названия 44. К вещественным историческим источникам не относятся - орудия труда - архитектурные сооружения - фольклорные источники - одежда 45. Соотнесите вид исторического источника и то, что к нему относится: 1) письменные 2) вещественные 3) фольклорные а) памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы и т.п. б) рукописи, печатные материалы, эпиграфические памятники в) ремесленные изделия, одежда, орудия труда, медали, монеты и т.п. 46. Методы исторического познания: - сравнительный, системный - экспериментальный, топологический - социологический, социометрический - типологический, морфологический 47. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением 1) типологический 2) ретроспективный 3) синхронный а) изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время б) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события в) классификация исторических явлений, событий, объектов 48. Ретроспективный метод характеризуется… - описанием исторических событий и явлений - последовательным проникновением в прошлое с целью выявление причины события - изучением исторических событий, происходящих в одно и то же время - выявлением общего в единичном 49. Сравнительный метод – - анализ событий и явлений в совокупности единичного, особенного и общего - выявление общего в единичном, поиск характерных признаков для определенных типов событий - восстановление событий прошлого - сравнение исторических фактов, явлений, портретов исторических деятелей 50. Системный метод – - ретроспективное раскрытие исторической реальности - выявление общего в единичном, поиск характерных признаков для определенных типов исторических событий - целостный анализ исторических событий в совокупности единичного, особенного и общего - восстановление событий на основе причинно-следственных связей 51. Ретроспективный метод - - целостный анализ исторических событий в совокупности единичного, общего и особенного - раскрытие исторической реальности на основе причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития - взаимопроверка сведений имеющихся документов - сравнение исторических фактов и явлений в процессе исторического познания 52. Идиографический метод характеризуется … - последовательным проникновением в прошлое с целью выявления причин событий - описанием исторических событий и явлений - изучением исторических событий, происходящих в одно и то же время - сопоставлением исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различий между ними 53. Соотнесите название методов исторического исследования и их содержание 1) генетический 2) сопоставительный 3) количественный а) анализ динамики общественных процессов на основе статистического материала б) взаимопроверка сведений имеющихся документов, разнообразных исторических источников в) ретроспективное раскрытие исторической реальности на основе причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития 54. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением. а) описание исторических событий и явлений б) классификация исторических явлений, событий, объектов в) изучение последовательности исторических событий во времени 55. Подход, рассматривавший российскую историю как исключительно самостоятельную, был характерен для историков-… - славянофилов - западников - декабристов - анархистов 56. Подход, рассматривавший российскую историю как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-… - народников - монархистов - западников - славянофилов 57. Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между… - революционными и либеральными народниками - западниками и славянофилами - марксистами и эсерами - кадетами и октябристами 58. Выделите историческую работу, написанную М.В. Ломоносовым - «История России с древнейших времен» - «Краткий Российской летописец с родословием» - «История государства Российского» - «Курс русской истории» 59. Сущность антинорманизма - формационное развитие исторического процесса - государство древней Руси создали варяги, так как славяне не готовы были по уровню своего развития к созданию государства - славяне имели все предпосылки для создания государства, термин «русь» – доваряжского происхождения - норманны – основатели Древнерусского государства 60. К анализу исторического источника относится - внутренняя критика - временной анализ - анализ формы документа - содержательная критика 61. Основное направление внутренней критики источника - установление достоверности - установление подлинности источника - определение времени создания - определение авторства 62. Генетический метод – это - обнаружение аналогий - анализ одного и того же объекта в различных фазах его развития - изучение родственных связей отдельных фамилий - сопоставление жизни разных народов 63. Типологический метод исторического познаний – это - сопоставление исторических объектов в пространстве и времени - изучение последовательности исторических событий во времени - классификация исторических явлений, событий, объектов - сопоставления исторических документов 64. Синхронный метод – это - классификация исторических явлений, событий, объектов - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события - изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время - сопоставление исторических документов 65. Проблемно-хронологический метод исторического познания – это - сопоставление исторических объектов в пространстве и времени - изучение последовательности исторических событий во времени - классификация исторических явлений, событий, объектов - сопоставления исторических документов 66. Историческая действительность – это - существующая реальность - архаический период развития природы и общества - совокупность различных форм человеческой деятельности в определенный исторический период - исключительно только история первобытного общества 67. Какой вид исторических источников появляется в России в XVIII в. - мемуаристика - летописание - житийная история - эссеистика 68. Виды источников, типичные для настоящего времени - жития, автобиографии, газеты - кино-, фоно-, фотодокументы - эссе, летописи, мемуары - жития, эссе, автобиографии 69. Марксистский метод состоит в том, чтобы понять - развитие социальных групп в обществе - движение какого класса является основой прогресса в конкретно-исторической ситуации - роль личности в конкретную историческую эпоху - значимость важнейших исторических событий, таких как мировые войны 70. Исторический источник – - объект, содержащий информацию о фактах прошлого, которые имеют познавательно-историческое значение и характеризуют исторический процесс - любой реально существующий объект - объект, не существующий в настоящее время - исток реки, где проживало племя, повлиявшее на создание государства в условиях военной демократии 71. Методы исторического исследования: - приемы эмпирического познания действительности - приемы эмпирического познания и изучения исторических явлений - приемы преимущественно теоретического познания и изучения исторических явлений и процессов развития общества - приемы эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности 72. Индивидуализирующий метод – - использование только абстракций - конкретное, максимально полное описание исторического феномена - использование общих понятий, обобщений - фиксирование повторяющихся свойств изучаемых объектов 73. Идиографическая наука – это наука - фиксирующая повторяющиеся свойства объектов - абстрагирующаяся от несущественных индивидуальных свойств - описывающая индивидуальные, неповторимые события, процессы - отражающая идеи развития общества 74. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется - рационализмом - методологией - субъективизмом - историографией 75. Методология истории - методика преподавания истории как учебного предмета - теории, объясняющие ценность исторического знания - теории, объясняющие исторический процесс и лежащие в основе методов исторического познания - описание истории с помощью разных методов 76. История человеческого общества, согласно теории К.Маркса, является - сменой общественно-экономических формаций - эволюцией человека и общества - борьбой восточной и западной цивилизаций - сменой эволюции и инволюции 77. Какие общественно-экономические формации выделяет марксизм в истории человечества - аграрная, доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная - европейская, азиатская, американская, природная - феодальная, капиталистическая, социалистическая, современная постсоветская - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая 78. Теория формаций сформулирована К.Марксом как обобщение - исторического пути развития России - исторического пути развития Европы - исторического пути развития восточной цивилизации - исторического пути развития США 79. Характерные черты выделяемого К.Марксом азиатского способа производства - государственная собственность, олицетворение государства с деспотом, зависимость населения от государства - классическое рабство, полная зависимость населения восточных государств от западных империй - частная собственность, либерализм, демократизм - государственная собственность, демократия, коллективизм 80. Теологический подход как методология истории объясняет исторический процесс - как смену общественно-экономических формаций - как отражение Божественной воли - как борьбу цивилизаций - как процесс эволюции природы и общества 81. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления мирового духа характерно для … - материализма - теологического подхода - субъективизма - марксизма 82. Цивилизационный подход рассматривает историю человеческого общества: - как исторический процесс единой направленности - как историю российской и американской цивилизаций - с позиции противостояния цивилизаций - как совокупность цивилизаций, развивающихся каждая по своему особому пути 83. Теория локальных цивилизаций –это - марксистский подход - цивилизационный подход - субъективистский подход - теологический подход 84. Какие типы цивилизаций выделяются в рамках теории локальных цивилизаций? - восточный, западный типы и природные общества - рабовладельческий, феодальный, капиталистический типы - экономический, культурный, политический типы - досоветский, советский, постсоветский типы 85. Европоцентризм – - признание специфичности развития каждого из европейских государств - признание европейских шедевров хозяйства, зодчества, военного дела, науки эталоном цивилизованности, а европейских критериев прогресса - универсальными - отказ от европейских критериев прогресса в оценке развития человеческого общества - отказ от идеи прогресса общественного развития 86. Субъективизм – - объясняет развитие общества не объективными закономерностями, а субъективными факторами (например, волей отдельных личностей) - рассматривает историю общества как жизнь отдельных субъектов - рассматривает государства как субъекты исторического процесса - отрицает роль субъектов в общественном историческом процессе 87. Эволюционизм – - теория линейно-поступательного развития - теория формаций - теория ментальностей - теологическая теория 88. Географический детерминизм – - отрицание значения географического фактора в развитии конкретного исторического общества - особое внимание развитию империй, расширению их территорий - преувеличение значения географического фактора в развитии конкретных исторических обществ - изучение истории развития Земли, природы и расселения человека 89. Рационализм – это - направление в теории познания, отрицающее возможность познания исторического процесса - теория, отрицающая прогрессивное общественное развитие - соотнесение исторического пути каждого народа со степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений в области разума - теория, отрицающая влияние сознания общества на его развитие 90. Создателями формационной теории явились … - В. Ленин и Ю. Мартов - К. Маркс и Ф. Энгельс - Г. Плеханов и В. Засулич - Н. Данилевский и А. Тойнби 91. Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли… - Н. Данилевский и А. Тойнби - К. Маркс и Ф. Энгельс - В. Ленин и Г. Плеханов - С. Соловьев и В. Ключевский 92. Общественно-экономическая формация – - государственный строй, соответствующий восточным обществам - определенный способ производства и соответствующий ему общественный и государственный строй - определенный способ производства - классовое, антагонистическое общество 93. Русский ученый – ботаник, увлекавшийся историей и политикой, выделивший 13 культурно-исторических типов в истории человечества, в том числе и славянский культурно-исторический тип. - С.М. Соловьев - В.О. Ключевский - Н.Я. Данилевский - В.Н. Татищев 94. Родоначальник рационализма нового времени, утверждавший возможность постижения истины разумом - Вольтер - Декарт - Дидро - Гегель 95. Рационалистическая интерпретация истории представлена учениями - Б.Спинозы и Р.Декарта - Л.Гумилева и Н. Данилевского - К. Маркса и Г.Гегеля - О.Шпенглера и А.Тойнби 96. Что обусловило кризис рационалистической интерпретации истории - европоцентризм - китаецентризм - распад советской системы - россиецентризм 97.. Сущность норманской теории - русское государство создали славяне - формационное развитие исторического процесса - государство древней Руси создали варяги - европоцентризм 98. В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через… - реформы в сфере экономики - образовательную политику - социальную революцию - культурную революцию 99. Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был подход - марксистский - цивилизационный - теологический - синтетический 100. Марксистская теория возникла в веке… - XIX - XX - XVII - XXI 101. Цивилизационная ступень человеческого общества согласно теории линейно-поступательного развития представлена следующими стадиями - феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество - традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общество - социалистическое и капиталистическое общество 102. Традиционное общество, согласно теории линейно-поступательного развития – это - аграрное общество - индустриальное общество - постиндустриальное общество - информационное общество 103. Основные черты традиционного общества - утверждение рыночной экономики и промышленного производства - наличие сословной иерархии, регуляция общественных процессов, основанная на традиции - становление демократии и гражданского общества - урбанизация и рыночная экономика 104. Основная черта индустриального общества - преобладание натурального хозяйства - наличие сословной структуры - распространение крупного машинного производства - основанная на традиции регуляция общественных процессов 105. Что в настоящее время понимается под термином «историография»? - описание исторического процесса - реальный исторический процесс - история исторической науки - современный взгляд на исторический процесс 106. Первоначальное значение термина «Историография» - историческая литература - описание истории - история исторической науки - краткое изложение истории 107. Современное значение термина «историография» - описание истории - историческая литература по конкретной проблеме - современный взгляд на исторический процесс - краткое изложение истории 108. После Октября 1917 года началось создание _______________ концепции отечественной истории. - марксистской - цивилизационной - теологической - эволюционной 109. Выдающимся российским историком являлся… - С.М. Соловьёв - Ф. Прокопович - Г.Р. Державин - И.И. Ползунов 110. В какой работе М.В.Ломоносов сформулировал антинорманскую теорию? - «Русская история в самом сжатом очерке» - «Древняя Российская история» - «Курс русской истории» - «История государства Российского» 111. Родоначальником антинорманнской теории происхождения государства у восточных славян был … - М.В. Ломоносов - С.М. Соловьев - Н.М. Карамзин - М.Н. Покровский 112. Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название … - географический детерминизм - геология - география - рационализм 113. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли… - О. Шпенглер и А. Тойнби - С. Соловьев и В. Татищев - Н. Карамзин и М. Ломоносов - В. Ленин и Г. Плеханов 114. Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли - Н. Данилевский и О. Шпенглер - М. Ломоносов и В. Татищев - П. Пестель и Н. Муравьев - Н. Карамзин и В. Соловьев 115. Создатель антинорманской теории - М.В. Ломоносов - В.Н. Татищев - Н.М. Карамзин - В.О. Ключевский 116. Формационный подход к структурированию истории был предложен… - К. Марксом - Геродотом - Ж.-Ж.Руссо - О.Шпенглером 117. Василий Никитич Татищев является автором труда - «История Российская с самых древнейших времен» - «Курс русской истории» - «Древняя Русь и Великая степь» - «История государства Российского» 118. Авторы норманской теории - И. Байер, Г. Миллер - М. Тихомиров, Д.Лихачев - С. Соловьев, В.Ключевский - Р. Декарт, Б. Спиноза 119. В.Н.Татищев рассматривает политическое развитие России - с позиции развития демократических форм правления - как классовую борьбу внутри российского общества - под углом борьбы монархии с аристократией - как отражение противоречий между монархом и российским народом 120. В.Н.Татищев и М.В. Ломоносов, считали, что ход исторического процесса определяет: - географический фактор - знание, просвещение - классовая борьба - субъективный фактор 121. Николай Михайлович Карамзин посвятил истории свой главный труд: - «История Российская с самых древнейших времен» - «История государства Российского» - «История» - «Курс русской истории» 122. Сергей Михайлович Соловьев посвятил истории свой главный труд: - «История» - «История государства Российского» - «История России с древнейших времен» - «Курс русской истории» 123. Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был … - В.О. Ключевский - В.Н. Татищев - Л.Н. Гумилев - М.Н. Покровский 124. Н.М. Карамзин в своей истории утверждает необходимость в России государственного строя: - монархии - конституционной монархии - парламентской республики - вечевой республики 125. Благосостояние Руси, по мнению Н.М. Карамзина, определяли - народные движения - успехи самодержавия - реформы - военные действия 126. Какие условия, по мнению С.М. Соловьева, оказывают влияние на развитие общества - природа страны, природа племени, ход внешних событий - самодержавное правление и народные движения - климат, географическое положение страны - внутренняя политическая борьба и внешнеполитические события 127. С.М.Соловьев, раскрывая историю развития общества стремился - показать феноменальность исторических событий, не ставя задачу представления истории как единого процесса - показать развитие классовой борьбы, ее причины и последствия - показать ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности - на примерах правления русских монархов – положительных и отрицательных- научить царствовать 128. В.О.Ключевский считал «три основные силы, которые строят людское общежитие»- это - человеческая природа, людское общество и природа страны - география, близость к морю, равнинная местность - социальная борьба, классовая борьба, борьба политических лидеров - экономическое развитие, классовая борьба, внешнеполитические отношения 129. В XVIII в. немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана … - «теория официальной народности» - теория «русского социализма» - норманская теория - антинорманнская теория 130. Марксистская концепция отечественной истории была создана - С.М. Соловьевым - В.О. Ключевским - М.Н. Покровским - Л.Н. Гумилевым 131. Родоначальник школы советских историков - М.Н. Покровский - Л.Н. Гумилев - И.Я. Фроянов - Б.А. Рыбаков 132. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)»… - закрепил монополию партии на историческую истину - ввел плюралистический подход в изучении исторического прошлого - открыл период «оттепели» - открыл эпоху гласности в изучении истории 133. Русские историки-эмигранты - М.И.Ростовцев, П.Н.Милюков - В.О. Ключевский, С.М. Соловьев - С.Ф.Платонов, М.Н. Покровский - Н.М.Карамзин, В.Н. Татищев 134. Основатель этнологии – науки, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии и биологии - Н.М. Карамзин - М.Н. Покровский - В.О. Ключевский - Л.Н. Гумилев 135. Выделите работу Л.Н. Гумилева - «История государства Российского» - «География этноса в исторический период» - «История России с древнейших времен» - «Курс русской истории»
1. Наиболее распространенный в землях восточных славян вид промысла: а) бортничество б) солеварение в) сбор лечебных кореньев г) добыча морского зверя г) Заволжье 2. Впервые трехполье появилась: а) в северном ареале расселения восточных славян б) в землях в среднем течении Днепра и на Волыни в) в приграничье со Степью г) в болотах по Березине 3. Бог - прародитель всего живого в древнейшей мифологии славян: а) Зевс б) Один в) Юпитер г) Род 4. Бог Солнца в древнейшей мифологии славян: а) Перун б) Даждьбог (Хорс) в) Мокошь г) Семаргл 5. Столица Хазарского каганата: а) Булгар б) Итиль в) Царьград г) Варна 6. Территории, на которой в IX-X вв. располагались кочевья печенегов: а) Заонежье б) Приднестровье в) Подунавье 7. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением: А) глава православной церкви в Древней Руси Б) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани В) торгово-ремесленное поселение за стенами кремля 8. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением: - фиксированный размер дани - крестьянин, взявший ссуду - торгово-ремесленное поселение за стенами кремля 9. Установите соответствие между датой и событием из истории Древнерусского государства. А) 811 г. Б) 912 г. В) 988 г. 10. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением. - литературный памятник о походе в Новгород – северского князя против половцев - древнейший из дошедших до нас общерусских летописных сводов - литературный памятник начала XII века 11. Укажите правильное соответствие между именем князя и его деянием. - варяжский князь, призванный на княжение - князь, объединивший Киев и Новгород - князь, при котором православие стало государственной религией 12. После распада Киевской Руси образовалось несколько самостоятельных государственных центров-земель. Назовите княжество, в котором вече играло определяющую роль в политической жизни: а) Киевское б) Черниговское в) Новгородское г) Владимирское 13. Укажите названия племен, образовавших древнерусскую народность: а) аланы б) поляне, радимичи, кривичи в) англы, саксы г) лютичи, поморяне, прусы 14. Укажите название категории людей на Руси, положение которых практически ничем не отличалось от рабского: а) смерды б) холопы в) рядовичи г) наймиты 15. Русь приняла христианство от: а) греков б) кельтов в) варягов г) моравов 16. Перун – это: а) божество грозы, воинов и князей б) божество скота, богатств и торговли в) божество небесного огня г) божество подземного царства 17. Крупным княжеством в Северо-Восточной Руси было … - Владимиро-Суздальское - Новгородское - Киевское - Черниговское 18. Назовите древнейшие (по Геродоту) племена, населявшие территорию Северного Причерноморья: а) скифы б) киммерийцы в) сарматы г) готы д) гунны 19. Какой князь в IX веке объединил Новгород и Киев в составе единого государства? а) Игорь б) Владимир в) Олег г) Святослав д) Рюрик 20. Что являлось основным занятием восточных славян в догосударственный период? а) скотоводство б) охота, рыболовство, бортничество в) земледелие г) торговля 21. Центром древнерусского государства в X веке был город: а) Москва б) Владимир в) Киев г) Новгород 22. Высший орган Новгородской республики назывался: а) земский собор б) боярская дума в) вече г) полюдье 23. Путь «из варяг в греки" связывал Русь с: а) землями древних германцев б) государством франков в) Византией г) странами Востока 24. Основателем Киева был легендарный: а) Рюрик б) Синеус в) Трувор г) Кий 25. Как, согласно преданию, звали варяжского князя, призванного новгородцами? а) Аскольд б) Рюрик в) Кий г) Трувор д) Олег 26. К какому году относится летописное упоминание о призвании варягов на Русь? а) 862 г. б) 882 г. в) 907 г. г) 860 г. д) 914 г. 27. Когда было образовано Древнерусское государство? а) IX век б) Х век в) VIII век г) XII век 28. Годы княжения Святослава Игоревича: а) 912-945 гг. б) 964-966 гг. в) 945-972 гг. г) 1113-11125 гг. д) 964-972 гг. 29. Назовите дату Крещения Руси: а) 988 г. б) 980 г. в) 990 г. г) 882 г. 30. Какой князь объединил все земли восточных славян в составе единого государства Киевская Русь? а) Ярослав Мудрый б) Владимир I Красное Солнышко в) Игорь г) Олег; д) Святослав 31. Кем был упорядочен сбор дани на Руси? а) князем Игорем б) князем Святославом Игоревичем в) княгиней Ольгой г) князем Владимиром Святым д) князем Ярославом Мудрым 32. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» «... И не было у них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». О каком событии повествует летописец? а) восстании древлян б) призвании варягов в) усобице между сыновьями Ярослава Мудрого г) приглашении на киевский престол Владимира Мономаха 33. Кто является первым законодателем Древнерусского государства? а) Ярослав Мудрый б) Владимир I Красное Солнышко в) Владимир Мономах г) Святослав Игоревич д) Княгиня Ольга 34. Где находятся такие памятники древнерусской архитектуры, как Десятинная церковь, Золотые ворота, Софийский собор? а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Псков 35. К какому виду живописи принадлежали изображения, выполненные водяными красками по сырой штукатурке? а) икона б) фреска в) мозаика г) гравюра 36. Что в древности означало понятие “погост”? а) кладбище б) место, где хранились запасы продовольствия и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани в) место сбора дани г) ярмарка 37. Какие племена совершали набеги на Русь во времена Ярослава Мудрого? а) половцы б) печенеги в) монголо-татары г) варяги д) сарматы 38. Этими промысловыми товарами славяне обычно платили дань: а) шерсть, мясо, кожа б) металлы в) мед, воск, пушнина г) льняное полотно и сукна 39. Основное орудие труда земледельцев у восточнославянских племен, обитавших в лесной полосе: а) плуг б) соха в) мотыга г) палка-копалка 40. Во времена родовой общины власть у славян была сосредоточена в руках: а) совета старейшин б) князя и дружины в) великого князя киевского г) византийского наместника 41. Древнейшими письменами славян в языческие времена были: а) иероглифы б) черты и резы в) руны г) клинопись 42.Возвышение князей и дружинников, складывание племенных союзов совпадает с периодом: а) формирование родовой общины б) формирование соседской общины в) складывание единого Древнерусского государства г) распада Руси на отдельные княжества 43. Служителями языческого культа древние славяне именовали: а) авгурами б) понтификами в) друидами г) волхвами 44. Началом древнерусской государственности считается: а) поход Олега на Византию б) объединение Олегом под своей властью Новгорода и Киева в) приход Рюрика на княжение в Новгородскую землю г) налоговые реформы Ольги 45. Новгородский староста, инициатор отправки посольства варягам для призвания князя: а) Госнятин б) Коснячко в) Гостомысл г) Твердила 46. «Вещим» прозвали князя: а) Рюрика б) Олега в) Игоря г) Святослава 47. Святослав был сыном: а) Игоря б) Владимира Красное Солнышко в) Рюрика г) Владимира Мономаха 48. Одним из авторов норманнской теории образования Древнерусского государства был а) М.В.Ломоносов б) Шлецер в) Нестор г) Рюрик 49. Главная цель походов Олега на Византию: а) завоевание новых земель б) демонстрация силы своего государства в) защита своей земли от византийской агрессии г) обеспечение наиболее выгодных условий сбыта в Византие собираемой дани 50. Первый договор Олега с Византией был заключен в: а) 882 г. б) 890 г. в) 907 г. г) 911 г. 51. Варяги, викинги, свеи, скандинавы, норманны, русь – это: а) названия воинов – скандинавов, совершавших набеги и морские походы б) племена восточных славян в) воинские звания в Древней Руси г) финно-угорские племена 52. Бояре, мужи, гриди, вои, отроки, детские – это: а) название воинов, входящих в состав княжеской дружины б) название денежных единиц в Древней Руси в) название мер веса в Древней Руси г) названия зависимых категорий населения в Древней Руси 53. Киевский князь Владимир принял обряд крещения в: а) Константинополе б) Корсуни в) Киеве г) Новгороде 54. Слова «Да будет Киев матерью городов русских» были произнесены в 882 году князем: а) Рюриком б) Аскольдом в) Олегом г) Игорем 55. Первая правящая на Руси династия берет свое начало от: а) Рюрика б) Олега в) Игоря г) Святослава 56. Отметьте положение норманнской теории о происхождении государства на Руси: а) Рюрик был приглашен уже на готовое княжение б) варяги были на Руси только воинами – наемниками и не участвовали в управлении государством в) центром складывания древнерусской народности был Киев г) варяги явились создателями государственности на Руси 57. Вече – это: а) собрание дружинников б) народное собрание в древнерусском городе в) совет старейшин г) орган, состоящий из иерархов церкви 58. Князь в Древней Руси: а) военный вождь, глава государства б) выборный судья в) глава церкви г) богатый купец 59. Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич и Даниил Романович были князьями: а) Владимиро-Суздальской земли б) Турово-Пинской в) Смоленской земли г) Галицкой и Волынской земли 60. Первый общерусский съезд князей в Любече состоялся в: а) 999 г. б) 1036 г. в) 1097 г. г) 1111 г. 61. После крещения Руси князь Владимир ввел новый налог: а) пятинные деньги б) десятину в) ямские деньги г) почестное 62. Вервь – это: а) название соседской общины у славян б) льняная веревка, которой перепоясывалась одежда в) круговая порука у крестьян г) название общинной земли 63. Первый свод законов появился при: а) Владимире б) Ярославе в) Святославе Ярославиче г) Олеге 64. Назовите события, произошедшие в 965 году: а) поход Святослава на печенегов б) основание русской Тмутаракани в) поход Святослава на вятичей и Волжскую Булгарию г) первый дунайский поход Святослава 65. Основным занятием населения Новгородской земли являлось: а) возделывание зерновых культур б) льноводство, промыслы и ремесла, солеварение в) исключительно торговля г) военные походы 66. Укажите дату изгнания из Новгорода князя Всеволода Мстиславича и окончательного установления новгородского типа власти – боярской республики: а) 1102г. б) 1136г. в) 1156г. г) 1205г. 67. Территориальные единицы Монгольской державы: а) уделы б) области в) уезды г) улусы 68. Битва на Калке – это столкновение объединенных русских и половецких войск с войсками: а) Чингисхана б) Субедея и Джебе в) Батыя г) Тимура 69. Курултай – съезд монгольской знати, принявшей решение о большом походе в западные страны, состоялся: а) 1206г. б) 1223г. в) 1227г. г) 1235г. 70. Укажите причину прекращения Батыем похода на Запад: а) угроза со стороны германских рыцарей б) договоренность с папой Римским в) Батый не решился оставить в тылу разоренную, но сопротивляющуюся Русь, где он потерял много воинов г) эпидемия чумы в монгольском войске 71. Ордынский полководец, потерпевший поражение от русских войск в битве на реке Вожже: а) Чингисхан б) Бегич в) Субедей г) Джебе 72. Монгольский тумен включал в себя: а) 1000 воинов б) 10 000 воинов в) 100 000 воинов г) 1000 000 воинов 73. Укажите год упразднения Новгородской республики: а) 1380 г. б) 1456 г. в) 1471 г. г) 1478 г. 74. Новые атрибуты власти великого князя московского – шапка Мономаха, бармы, скипетр, держава – появились при: а) Дмитрии Донском б) Василии I Дмитриевиче в) Иване III г) Василии III 75. Полководец, принимавший участие в битве на Куликовом поле: а) Иван Руно б) Александр Невский в) Дмитрий Боброк-Волынский г) Андрей Курбский 76. «Великое стояние на Угре» привело к: а) свержению монголо-тататрского ига на Руси б) продлению монголо-татарского ига на Руси в) установлению границы по р. Угре между Литвой и Москвой г) поражению войск Д. Шемяки и прекращению усобицы в московском государстве 77. К какому году относится первое упоминание о Москве? а) 1147 г. б) 1047 г. в) 1247 г. г) 947 г. 78. Где произошло первое вооруженное столкновение русских и монголо-татарских дружин? а) река Сить б) река Вожа в) река Калка г) река Шелонь д) река Угра 79. Когда Русь была покорена монголо-татарами? а) 1237-1241 гг. б) 1223-1237 гг. в) 1337-1341 гг. г) 1137-1141 гг. 80. Когда было образовано государство Золотая Орда? а) 1241 г. б) 1242 г. в) 1243 г. г) 1041 г. д) 1042 г. 81. Какой крупный русский город первым подвергся нападению монголов? а) Чернигов б) Рязань в) Владимир г) Киев д) Новгород 82. В ходе, какой битвы русским дружинам удалось предотвратить шведскую агрессию на территорию Руси? а) Ледовое побоище б) Битва на реке Калке в) Невская битва г) Куликовская битва 83. Кого называли баскаками в Золотой Орде? а) монголо-татарских наместников, руководителей военных отрядов монголо-татар, назначаемых ханом Золотой Орды для контроля за деятельностью русских князей б) сборщиков дани для Золотой Орды в) воинов в дружине монголо-татар г) русских князей, собиравших дань с русской земель в пользу монголо-татар 84. Одним из последствий политической раздробленности Руси был (-о) … - рост городов - снижение количества усобиц между князьями - усиление военно-политической мощи Руси - расширение торговли между княжествами 85. Как звали, согласно данным летописи, братьев Рюрика, пришедших вместе с ним на Русь: а) Синеус и Трувор б) Олав и Харальд в) Хельг и Инегельд г) Тур и Рогвольд д) Аскольд и Дир 86. Общерусские походы против половцев возглавил князь: а) Святослав б) Владимир Святой в) Владимир Мономах г) Ярополк д) Ярослав Мудрый 87. Вся исполнительная и распорядительная власть в Новгородской феодальной республике принадлежала: а) вече б) князю в) посаднику г) тысяцкому д) архиепископу 88. Назовите имена древнерусских князей, которые после смерти своего отца совместно управляли Киевской Русью в 60-70-е годы XI века: а) Изяслав, Святослав, Всеволод б) Святослав, Ольга в) Святослав, Игорь г) Владимир, Ярослав 89. Назовите имя древнерусского князя, совершившего в XII в. неудачный поход на половцев и ставшего героем известного поэтического произведения: а) Новгород-Северский князь Игорь Святославович б) киевский князь Владимир Красное Солнышко в) Всеволод Ольгович Черниговский г) Галицкий князь Ярослав Владимирович Осмомысл 90. Назовите имя великого князя, который первый передал Великое княжение Владимирское по завещанию своему старшему сыну, не ставя это в зависимость от воли хана Золотой Орды: а) Иван Калита б) Дмитрий Донской в) Иван III г) Симеон Гордый 91. Назовите имя тверского купца, который описал свое путешествие в Индию в книге "Хождение за три моря": а) Иван Пересветов б) Ермолай Еразм в) Феодосий Косой г) Афанасий Никитин 92. Назовите имя первого автокефального митрополита Русской православной церкви: а) Иона б) Алексий в) Петр г) Макарий 93. Какое наказание «Русская Правда» назначала за самые тяжкие преступления? а) вира б) поток и разграбление в) смертная казньI г) продажа в холопы 94. Кто из князей укреплял международное положение Руси с помощью династических браков? а) Иван Калита б) Ярослав Мудрый в) Андрей Боголюбский г) Дмитрий Донской д) Василий Темный 95. Политическое развитие Древней Руси со второй трети ХII века характеризует понятие… - раздробленность - сословно – представительная монархия - самодержавие - «просвещённый абсолютизм» 96. Первое упоминание о Москве в летописи связано с правлением князя … - Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского - Всеволода Большое Гнездо - Ярослава Осмомысла 97. В период политической раздробленности объединяющим началом для русских княжеств был(-а,-и)… - общий язык и культура - необходимость борьбы с крестоносцами - путь «из варяг в греки» - общие торговые интересы и натуральное хозяйство 98. Правитель Древнерусского государства, первый принявший христианство: а) Игорь б) Ольга в) Свенельд г) Владимир д) Рюрик 99. Берестяные грамоты содержат в основном сведения по истории: а) искусства б) религии в) политики г) быта 100. Князь Святослав Игоревич совершил военный поход: а) на древлян б) на Новгород в) на половцев г) на Болгарию д) в польские земли 101. «Повесть временных лет» была написана: а) 1113-1117 г. б) 1213-1217 г. в) 1013-1017 г. г) 1213-1217 г. 102. Автором "Повести временных лет" является: а) Ярослав Мудрый б) Нестор в) Владимир Мономах г) Митрополит Илларион д) Владимир Красное Солнышко 103. Монголо-татарское иго длилось почти … лет: а) 100 б) 250 в) 300 г) 350 д) 150 104. Источник по истории древнерусского права «Русская Правда» составлен при: а) Рюрике б) Святославе в) Ярославе Мудром г) Владимире Святом д) Юрий Долгоруком 105. Конец монголо-татарскому ига ознаменован: а) «стоянием на реке Угре» б) Куликовской битвой в) битвой на реке 106. Какое из событий произошло в 1242 г.? а) битва на р. Калке б) начало похода хана Батыя на Русь в) взятие монголами г. Киева г) Невская битва д) Ледовое побоище 107. Союзником Ивана III в борьбе с ордынским ханом Ахматом стало: а) Крымское ханство б) Украина в) Литва г) Польша д) Казанское ханство 108. Согласно летописному рассказу, в 862 г. варяги были приглашены на княжение в: а) Новгород б) Киев в) Константинополь г) Псков д) Корсунь 109. Монголо - татары овладели Киевом в: а) 1238 г. б) 1240 г. в) 1241 г. г) 1223 г. д) 1380 г. 110. Определите основную цель внутренней и внешней политики великого князя Александра Невского: а) открытое вооруженное сопротивление монголо-татарскому гнету б) восстановление и подъем экономики русских земель в) ликвидация раздробленности на Руси г) консолидация Новгородской республики 111. Поместье как форма феодального землевладения окончательного сформировалось: а) в X веке б) в XII веке в) в XIV веке г) в XVI веке д) в XVIII веке 112. Грамота «На великое княжение Владимирское», получаемая русскими князями от татар, называлось: а) нукер б) нойон в) ярлык г) таньга д) ям 113. Какой киевский князь был убит древлянами при внеочередном сборе дани в 945 г.: а) Святослав б) Рюрик в) Игорь г) Владимир д) Всеволод 114. Событие, происшедшее позже других перечисленных, – это… - «стояние» на р. Угре - Куликовская битва - набег хана Тохтамыша на Москву - сражение на р. Калке 115. Окончание «стояния» на Угре обозначало… - конец ордынского ига - поражение Московии - распад Большой Орды - ослабление Крымского ханства 116. К последствиям ордынского нашествия не относилось… - бурное экономическое развитие Руси - сокращение численности населения - падение роли городов - усиление разобщения русских земель 117. Ледовом побоище в 1242 г. русские войска сражались с … - крестоносцами - византийцами - монголами - варягами 118. 1240 г. произошло сражение новгородцев со шведами, вошедшее в историю как … - Невская битва - Ледовое побоище - Куликовская битва - битва на Калке 119. Преобладающий тип земледелия у славянских племен, проживающих в лесной полосе: а) перелог б) подсека в) двуполье г) трехполье 120.Торговый путь «из варяг в греки» начинался в: а) Ботническом заливе б) Бискайском заливе в) Гибралтарском заливе г) Финском заливе 121. Торговый путь «из варяг в греки» связывал народы: а) Прибалтики и Прикаспия б) Прикаспия и Причерноморья в) Беломорья и Причерноморья г) Прибалтики и Причерноморья 122. Племя радимичей расселялось по берегам реки: а) Припяти б) Днестра в) Березины г) Сожи 123. Племя вятичей жило по берегам реки: а) Оки и Верхней Волги б) Суллы и Семи в) Сожи г) Волхова 124. Племя дреговичей жило: а) по реке Припять б) по болотам в районе реки Березина в) по рекам Суле и Семи г) по реке Южный Буг 125. Верно ли утверждение о том, что монгольский удар превратил Русь из "страны городов" в "страну деревень". Верно ли это? а) Да, верно. Во время нашествия города пострадали сильнее деревень: там было больше соблазнов для грабежа, пришла в упадок торговля б) Нет, не верно. Русь никогда не являлась "страной городов". Основным занятием ее населения было земледелие в) Нет, не верно. Русь интересовала татар как источник продовольствия, поэтому деревни подверглись более сильному разграблению, чем города г) Нет, не верно. Так как и города, и деревни подверглись разорению в равной мере 126. Причиной упадка торговли по днепровскому пути «из варяг в греки» в конце XI века стало а) ослабление Византии ввиду нападений турок-сельджуков б) нашествие монголо-татар в) ослабление новгородских земель немецкими и шведскими вторжениями г) феодальная раздробленность на Руси 127. Монгольский хан _________ в 1382 г. предпринял карательный поход на Русь, захватил и сжег Москву. - Тохтамыш - Батый - Мамай - Субэдей 128. Свод обычного права монголо – татар, составленный Чингисханом, назывался: а) Монгольская правда б) Яса ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228271']=__lxGc__['s']['_228271']||{'b':{}})['b']['_698166']={'i':__lxGc__.b++};
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |