КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неприкасаемые и рабы
ШУДРЫ ВАЙШИИ КШАТРИИ
Политическая власть находилась по преимуществу в руках варны кшатриев. Как правило, к этому сословию принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию. Кроме политической и военной власти, кшатрии располагали и широкими экономическими возможностями: им нередко принадлежали большие земельные поместья. По свидетельству эллинов, во время войны кшатрии сражаются, “когда же заключен мир, ведут веселую жизнь; от государства им идет такое жалование, что на него они без труда могут прокормить и других”.
Извлечения: Законы Ману
IX, 322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире, и в ином. I, 89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия. X, 77. Три дхармы брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и третье - принятие (даров). X, 79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшия - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (их) дхарма - дарение, учение, жертвоприношение. X, 95. Кшатрий, попавший в беду, может существовать всеми этими (средствами), но ему никогда не следует думать о более высоком образе жизни. X, 118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных - освобождается от греха.
Обычай и законы закрепили господствующее положение в обществе двух высших варн. Когда-то сражавшиеся за первенство, по мере разрастания своих привилегий эти варны забыли вражду и, соединившись, противостояли остальной части общества.
Наиболее многочисленной варной Древней Индии были вайшии. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомненно, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе, то есть исполняли дхарму высших сословий. Но основная масса вайшиев была оттеснена от государственных дел и, занимаясь земледелием и ремеслом, обратилась в главных плательщиков налогов. К началу нашей эры явственно обнаружилось, что “дважды рожденные” вайшии, согласно господствующим в Древней Индии нормам права, ближе по социальному статусу к шудрам, чем к брахманам и кшатриям.
Извлечения: Законы Ману
I, 90. Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие (Брахма установил) для вайшия. IX, 326. Вайшию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и, особенно - разведением скота. IX, 327. Ведь Праджапати, создав скот, вручил (его) вайшию; брахману и царю он вручил всех людей. IX, 328. У вайшия никогда не должно быть желания: “я не желаю пасти”; а раз вайший желает, разведение скота ни в коем случае не должно производиться другими. IX, 329. (Вайшию) следует знать соответствующую цену драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, благовоний и соков. IX, 330. Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли; ему следует знать полностью использование мер и весов; IX, 331. Достоинства и недостатки изделий, выгоды и невыгоды (разных) стран, (вероятный) доход и убыток от товаров и (искусство) выращивания скота. IX, 332. Надо знать (каким должно быть) жалованье слугам, различные языки людей, способы хранения имущества и (ведение дел по) купле и продаже. X, 98. Вайший, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхармы, может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только сможет.
Шудры - последняя из варн и по времени возникновения, и по положению в обществе.
Извлечения: Законы Ману
I, 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (дважды рожденным) варнам со смирением. VIII, 413. Но шудру, купленного или некупленного, он может заставлять исполнять (унижающее человека) услужение, ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману. VIII, 414. Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого? IX, 334. Для шудры же высшая дхарма, ведущая к блаженству - обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду. IX, 335. (Шудра) чистый, послушный высшим, мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает (в новой жизни) высшее рождение. X, 99. Шудра, не могущий исполнять услужение дважды рожденным, (шудра), которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников. X, 100. (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников и таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дважды рожденные. X, 129. Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
Как и ко всем нормам права, изложенным в дхармашастрах, к правилам поведения шудр следует относиться как к пожеланиям брахманов. На самом деле, как свидетельствуют другие документы той эпохи, шудры не только находились в услужении, но также занимались ремеслом и вообще были представлены, подобно вайшиям, во всех основных отраслях хозяйства. Некоторые разбогатевшие шудры сами имели слуг-шудр и даже нанимали брахманов в услужение. Однако право Древней Индии все же не позволяло шудрам получить полное равноправие с представителями других каст. “Единорожденные”, они не проходили обряд религиозного посвящения и потому не были допущены к изучению вед и религиозным таинствам. Наказания за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.
На самой низшей ступени древнеиндийского общества располагались неприкасаемые (парии) и рабы. Сословие париев находилось за рамками традиционной системы четырех варн. Юридический статус неприкасаемых определяли религиозные представления о “нечистоте” некоторых предметов и профессий. Париям отводились занятия рыболовством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т.д. Рассказывают, будто, когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых из разряда чандалов, то они немедленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от скверны.
Извлечения: Законы Ману X, 51. Местожительство чандалов и швапачей (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. X, 521. Одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать. X, 52. Человеку, исполняющему дхарму, не следует обращаться с ними, их дела (должны решаться) между ними, браки - с подобными им. X, 54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам. X, 55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ, и пусть уносят трупы (людей), не имеющих родственников: таков порядок. X, 56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения.
Несмотря на крайние формы правовой дискриминации, чандалы, швапачи и другие парии все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали правом даже на свою личность. Юридические нормы низводили рабов (даса) до положения животных: “Корова, коза, человек, овца, лошадь, мул, осел - эти семь сведущими считаются домашними животными” (Махабхарата). Рабы были по общему правилу неправоспособными: сделки, ими заключенные, считались ничтожными, то есть изначально недействительными. Хозяин свободно распоряжался ими, как любым другим имуществом - продавал, проигрывал в кости, закладывал, дарил и прочее. Причем, например, в случае залога рабыни ее потомство принималось как проценты на долг. Однако, как и всюду на Древнем Востоке, право Индии знало послабления для отдельных категорий рабов. Очевидно, они могли владеть некоторым имуществом и даже, как свидетельствует одна из статей “Законов Ману”, сами имели рабов.
Извлечения: Законы Ману VIII, 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов. VII, 416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают. IX, 179. Если у шудры есть сын от рабыни или рабыни раба, он, признанный (отцом), может получить часть (наследства): такова установленная дхарма.
Однако при всех послаблениях раб оставался рабом и обычай требовал от него постоянно подчеркивать свою преданность господину, всячески выражая рабскую покорность и готовность следовать его приказаниям.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |