Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О приблудных животных 3 страница




О третейском суде

5. А будет кто истец и ответчик, поговоря меж собою полюбовно, пойдут на суд перед третьих, и дадут на себя третьим своим запись, что им их третейскаго приговору слушать, а будет они третейскаго приговору не станут слушать: и на них взяти Государева пеня, что Государь укажет, да третьим безчестье. И по той их записи третьие дело их вершат и дадут истцу и ответчику разные приговоры: один третей истца оправит, а ответчика обвинит, а другой третей ответчика оправит, а истца обвинит: и по челобитью, истца или ответчика то третейское дело, и приговоры и третейскую запись у третьих взять в Приказ. Да будет та запись написана с Государевою пению: и то третейское дело вершить по суду и по третейскому приговору, которой третейской Приговор написан будет против суднаго дела. А которой приговор написан не делом: и тот приговор оставить, а третьему за тот неподельной приговор учинить наказание, или по записи взяти на нем пеня, что Государь укажет да на нем же велеть тому, кого он не по делу обвинит, доправить проести и волокиты с того числа, как то дело зачнется, да по то число, как то дело вершится, по гривне на день. А в которой третейской записи Государевы пени будет не написано: и того третейскаго дела у третьих в приказ неимать. А будет третьие дело вершат, и Правому на виноватаго приговор дадут оба один, а тот, на кого они приговор дадут, учнет на них бити челом Государю, что они его не по делу обвинили: и по тому его челобитью у третьих дела в Приказ не имать же, по тому что он тех третьих себе сам излюбил, и быти тому делу по тому, как третьие приговорят.

 

Глава XVI

О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ

А в ней 69 статей

 

И Московском уезде быти поместьям:

1. За Бояры, по двести четвертей за человеком.

За Окольничими за Думными дьяки, по сту по пятидесят четвертей за человеком.

За Стольники, и за Стряпчими, и за Дворяны московскими и за дьяки, и Московских стрельцов за Головами, и за степенными, и за путными ключники, по сту четвертей за человеком.

За дворяны из городов, которые служат по выбору, по семидесять четвертей за человеком.

За жильцы и за стремянными конюхи и за сотники Московских стрельцов, по пятидесять четвертей за человеком.

За дворовыми людьми, за стряпчими, и за сытники и Царицына чину, за детьми Боярскими, с поместных их окладов со ста Четвертей по десяти четвертей.

2. А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися: и им в росписке тех своих меновных поместей бити челом Государю, и челобитныя о том подавати в Поместном Приказе, за руками.

3. А меняти поместья Московским всяких чинов людем с Московскими же всяких чинов людьми, и с городовыми дворяне и детьми Боярскими и с иноземцы, четверть на четверть, и жилое на жилое, и пустое на пустое, а нежилое на пустое, и те их меновныя поместья межь ими росписывати по их полюбовному челобитью и по заручным челобитным. А где у кого в мене перейдет сверьх мены и лишние немногие четверти: и те немногая четверти по тому же за ними по их полюбовному челобитью росписывати.

5. А которые помещики и вотчинники всяких чинов учнут межь себя меняти вотчинныя земли на поместныя земли, или поместныя земли на вотчинныя земли, и учнут бити челом, чтобы по их челобитью те их земли росписати, поместную землю в вотчину, а вотчинную землю в поместье: и по тому их полюбовному челобитью те земли за ними росписывати же, против того же, как о том писано выше сего.

8. А будет кто учнет Государю бити челом о поместьях, которыя поместья даны на прожиток дворяном и детем Боярским старым, которые от службы отставлены, и вдовам старым же, чтобы Государь их пожаловал, велел те дворянския и вдовины прожиточныя поместья дати им в пожить: и тем людем, которые учнут бити челом, под кем о поместье в пожить, отказывати, и в пожить поместей не давати.

9. А будет кто сдаст поместье за старостью дядя племяннику, или брат брату, а в сдаточной записи и о росписке в челобитной напишет, что племяннику дядю, или брату брата до его живота кормить, а после того учнут бити челом дядя на племянника, а брат на брата, что они их не кормят и из поместья выбивают, и крестьяном слушати их не велят: у таких племянников и у братьи те сдаточные поместья взяти, и отдати тем, чьи они были напередь того. А которыя они записи на себя дали, и те записи не в записи.

14. А иноземские иноземцом беспоместным и малопоместным, а мимо иноземцов иноземских поместей никому не давати; а русъких людей поместей иноземцом не давати.

15. А будет кто сворует, женится на четвертой жене, и приживет с нею детей: и после его той его четвертой жене и детем, которых детей приживет он с тою четвертою женою, поместья его и вотчин не давати.

16. А после которых Московских чинов людей и городовых дворян и детей Боярских и иноземцов жены останутся бездетны, а поместей и купленых вотчин после мужей их не останется, и на им дати будет не из чего, а останутся мужей их выслуженыя и родовыя вотчины: и тех умерших женам давати на мужей их из выслуженных вотчин по разсмотрению, по их живот. А тем вдовам тех выслуженых вотчин не продать и не заложить, и по душе не отдать и в приданые за собой не писать. А будет пойдет за мужь, или пострижется, или умрет: и те вотчины отдавать вотчинником, кто к тем вотчинам будет в роду ближе.

30. А будет котораго Дворянина, или сына Боярского, или иноземца на Государеве службе в полкех убьют воинские люди: и женам из их поместей их давати на прожиток с окладов их со ста по двацати четвертей, а дочерям их со ста по десяти четвертей.

31. А будет которой дворянин, или сын Боярской или иноземец на Государеве же службе в полкех умрет: и женам их из поместей их давати на прожиток с окладов их со ста по пятнадцати четвертей, а дочерям их со ста по семи четвертей с осьминою.

32. А котораго дворянина, или сына Боярскаго, или иноземца не станет дома, а не на Государеве службе, и женам их давать из поместей их на прожиток с окладов их со ста по десяти четвертей, а дочерям по пяти четвертей.

 

Глава XVII

О ВОТЧИНАХ

А в ней 55 статей

 

1. В прошлом во 136-м году блаженный памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Михаило Федорович всея Русии, и Отец Его Государев, блаженныя же памяти Великий Государь, Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Русии указали о родовых и выслуженных вотчинах по правилам Святых Апостол и Святых Отец: кого не станет, да после его останется жена бездетна, да после того же останутся братья родные и дноюродные и род: и те вотчины давать в род того умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые останутся бездетны, давать им из животов их четверть да приданое. А до родовых и до выслуженных вотчин им дела нет, опричь купленных вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их по духовным и по данным их, даны их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам: и тем вотчинам быть за ними по родству.

2. А у которых вотчинников после их останутся дочери их и сестры за мужем, и об вотчинах их учнут бить челом по родству челобитчики, тех умерших дочери и сестры, которые за мужем, в вотчину же; и им чинить указ по уложению, а оне тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бить челом о вотчинах после отцов своих сыновья и дочери: и те вотчины давать сыновьям, а дочерям вотчин с братьею жеребьев не давать, покаместа братья их живы, а давать дочерям после отцов их из поместей на прожиток по указу. А как братьи не станет, и дочери тем вотчинам вотчичи. Да в прошлом во 137-м году блаженный памяти Великий Государь, Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Русии указал вотчины родовые и за службы даные отдавати вотчичам детем сыну; а будет умершаго сына не будет, и те вотчины дочерям; а будет судом Божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавати, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по умершаго душе, в вечный поминок, по уложению. А купленая вотчина жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому дела. А тот указ 137-го году написан, блаженныя памяти Великаго Государя, Святейшаго Филарета Никитича, Патриарха Московского и всея Русии Его Государевою Святительскою рукою. А ныне, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и Бояре приговорили: кого Московских чинов Бояр, и Окольничих, и Думных людей, и Стольников, и Стряпчих, и Дворян Московских, и Дьяков, и жильцов, и городовых Дворян, и детей Боярских и иноземцов судом Божиим не станет, а после их останутся матери их, да после их же останутся жены их бездетны, а поместей после тех умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет неизчего, и купленых вотчин по тому же не останется, а останутся выслуженные и родовые вотчины: и тех умерших матерем и женам давать на прожиток из выслуженных вотчин, по их живот по разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженных вотчин не продать, и не заложить, и по душе не отдать, и в приданые за собою не писать. А будет пойдет за муж, или пострижется, или умрет: и те вотчины отдавать вотчинником, кто к тем вотчинам будет ближе, по прежним Государевым указом и уложением, как писано выше сего.

5. А будет после котораго умершаго останется купленная вотчина, а родовыя и выслуженныя вотчины и поместья не останется, да после того же умершаго останется другая, или третья жена, да дети, которых он приживет с первою, или с другою, или с третьего женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или с другою, или с третьего женою, опричь купленныя вотчины, поместья дать будет нечего: и купленная вотчина дати жене и детям его всем, разделя по жеребьям, по скольку на жеребей достанется.

6. А которая купленная вотчина, после умершаго, дана буде жене его, опричь детей: и она в той вотчине вольна; а иномуникому до той вотчины дела нет.

9. А продавать поместныя земли в вотчину по Государеву имянному указу, кого Государь пожалует, а без Государева имянного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать.

27. А кто вотчину родовую или выслуженную продаст, или заложит: и его детем и внучатом впредь до тоя вотчины дела нет, и на выкуп им тоя вотчины не давать. А будет у того продавца будут братья, или племянники, а к купчей или к закладной те его братья и племянники руки свои приложат: и им и их детем и внучатом до тое вотчины впредь по тому же дела нет. А которых братей и племянников у купчих и у закладных рук не будет: и тем братьям и племянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным, в чем которая вотчина продана или заложена, а не по четвертям. А что сверх купчих и закладных у кого в вотчине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов из лесныя поросли: и за то прибылое вотчинное строение вотчинником, кто учнет выкупать, платить тем людем, у кого они те вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску: за крестьянской двор с людьми пятьдесят рублев; за роспашную землю, которая росчищена вновь из лесныя поросли, по три рубли за десятину; за сенные покосы, которые росчищены вновь из лесные же поросли, по два рубли за десятину, а за церковное строение, и за Боярские, и за людские дворы, и за мельничое, и за прудовое строение платить деньги, смотря по строению и по оценке сторонних людей.

30. А судити о вотчине за сорок лет; а которыя вотчины будут в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких вотчинах учнут после сорока лет бити челом на выкуп: и таких вотчин после указных сорока лет на выкуп никому давать.

39. А будет кто учнет владети изменничьею вотчиною, а купчей или закладной на ту вотчину не положит, или будет и положит, а срок той вотчине прошол, а в книги купчая или закладная не записана: и у него та изменничья вотчина взяти на Государя для того, что он ту вотчину купя, или взяв в заклад на срок, и после, который срок в закладной написан, за собою в книги не записал.

 

Глава XVIII

О печатных пошлинах

А в ней 71 статья

 

1. Кому дано будет государево жалование, поместье вънов, и с тех людей имати печатных пошлин з дачь, с четверти пашни по полутретье деньге.

4. А будет кого дворянина или сына боярского убьют на государеве службе, а поместья его даны будет жене его и детем, и с тех имати пошлины с челобитья, а не с четвертей.

 

Глава XIX

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ

А в ней 40 статей

 

1. Которые слободы на Москве Патриарши, и Митрополичьи, и владычни, и монастырские и Бояр и Окольничих и Думных, и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди, и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а Государевых податей не платят, и служб не служат: и те все слободы, со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за Государя в тягло, и в службы безлестно и безповоротно, опричь кабальных людей; а кабальных людей, по роспросу, будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были посадские люди, или из Государевых волостей: и тех имати в посады жити. А впредь, опричь Государевых слобод, ни чьим слободам на Москве и в городех не быти. А у Патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними Патриархи живали в их Патриарших чинех дети Боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи, и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб.

2. А которые взяты по роспросом изо всяких чинов люди с земель с тех, которые построены были близко Московских посадов, торговые и ремесленные люди, и розданы в тяглые сотни: и тем людем быть впредь безповоротно за Государем, где кто в тягло отдан.

4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют Государево денежное и хлебное жалованье и лавки за собою держат, и наймуют, и всякими промыслы промышляют, опричь стрельцов: и тем людем быти по прежнему в своих чинех, и служити Государевы службы с Государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах и в ряд с черными людьми подати давати, а службы на какой тяглой не служить; а кто не похочет в тягле быти, и тем людем лавки свои продать Государевым тяглым людем.

5. А которые слободы Патриарши и властелинские, и монастырские, и Боярские и Думных и всяких чинов людей около Москвы: и те слободы со всякими промышленными людьми, опричь кабальных людей, по тому же по сыску, взяти за Государя. А пашенных крестьян, будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод велети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки, и погребы, и соляные варницы: и им те лавки и погребы, и варницы продать Государевым тяглым людем, а впредь лавок, и погребов и варниц, опричь Государевых тяглых людей, никому не держати.

9. Которые в городех Патриарши и Митрополичьи, властелинские и монастырские вотчины, села и деревни, и Боярские и Окольничих и Думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные села и деревни в ряд с посады, и которые около посадов: и те села и деревни указал Государь взяти за себя Государя, и устроити их с посады, в ряд с своими Государевыми тяглыми людьми, всякими податьми и службами. А в которых их селах и в деревнях объявятся пашенные крестьяне: и тех крестьян указал Государь описать себе статьею. А которые Патриарши и Митрополичьи, и властелинские и монастырские вотчинные слободы и села и деревни, Боярские и Окольничих и Думных и ближних, и всяких чинов людей вотчинные и поместные слободы, села и деревни от посадов неблизко, а в них живут торговые люди, а изстари они бывали посадские жильцы, и в городех у них лавки и всякие торговые промыслы: и по сыску, тех торговых и промышленных людей указал Государь взяти в те же городы, в посад, на старые их тяглые места, и устроити с тяглыми с посадскими людьми. А будет в тех селех и в деревнях, которые крестьяне объявятся торговые, а у них в тех городех будут лавки и всякие промыслы, а они напередь сего в посадских людех не бывали, и тягла не платили: и тех крестьян указал Государь дати на крепкие поруки, что им впредь в лавках и в погребах не седети и не торговати, и варниц и кабаков не откупати, а те лавки и погребы и варницы продати тяглым людем.

11. А которые в городех стрельцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят: и тем стрельльцом, и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов, платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людьми тягла им не платити и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют: и им, с торговых своих промыслов, по тому же платити Государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле и всякие Государевы подати платити и службы служити с посадскими людьми. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продать Государевым тяглым людем.

13. А которые Московские и городовые посадские тяглые люди сами или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне они живут в закладчиках за Патриархом же и за Митрополиты, и за Архиепископы, и за Епископом, и за монастыри, и за Бояры, и за Окольничими, и за Думными, и за ближними и за всяких чинов людьми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях, и на церковных землях: и тех всех сыскивати, и свозити на старые их посадские места, где кто живал напредь сего, безлетно же и безповоротно. И впредь тем всем людем, которые взяты будут за Государя, ни за ково в закладчики не записыватися и ничьими крестьяны и людьми не называтися. А будет они впредь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны или людьми: и им за то чинити жестокое наказанье, бити их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впредь за себя приимати в закладчики, по тому же быти от Государя в великой опале, и земли, где за ними те закладчики впредь учнут жити, имати на Государя.

15. А которые Боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве и по городом покупили себе и в заклады поймали тяглые дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменные и соляные варницы, и торгуют всякими товары: и тем Боярским и иных чинов людем и крестьяном, те тяглые дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владеть, и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь Государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглые дворы, или лавки и погребы, и анбары, и варницы: и у них те дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяты на Государя безденежно; да им же за то быти от Государя в великой опале и в торговой казни.

19. А которые Московских слобод посадские люди ныне живут в городех, а городовые посадские люди живут на Москве и в розных городех: и тем тяглым посадским людем и впредь жити в тех местех, где они ожилися, а с Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводити.

20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ныне в городех за Патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за Бояры, за Окольничими, и за ближними и всяких чинов людьми в слободах: и тем всем быти в тех городех в посаде, где кто ныне живет. А которые розвезены в уезды, в села и в деревни с посадов: и тех всех сыскивая, свозити на посады тех городов где кто сыскан будет.

24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли с тяглых жеребьев и живут на Москве и в ружничье палате, и в иных розных Приказах, а на тягле они сами были и тяглых отцов дети, и будет о тех тяглых мастеровых людех учнут Государю бити челом сотенные люди, что бы их взяти по прежнему в тягло: мастеровых людех докладывати Государя имянно, как о тех мастеровых людех Государь укажет, а без докладу их в сотни не отдавати.

39. А которые тяглые люди продают беломестцем тяглые свои дворы, а пишут вместо купчих закладныя, и те свои дворы просрочивают, а те люди, кому они те свои дворы заложа просрочат, обеливают: и черным людем в чёрных сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест не тяглым людем не закладывати и не продавати. А кто продаст, или заложит беглым людем тяглый двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным, у кого те дворы были заложены, в деньгах отказывати. А кто черные люди те свои дворы продадут, или заложат: и тех черных за воровство бити кнутом.

 

Глава XX

СУД О ХОЛОПЕХ

А в ней 119 статей

1. Которые дети Боярские наверстаны, и у разбору и в служилых списках и ни в какой Государеве службе нигде не объявилися, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в Боярских дворех, а били челом они в Боярские дворы в прошлых годех, до нынешняго Государева указу: и тем детем Боярским неверстанным и впередь быти в Боярских дворех по прежнему.

2. А впередь детей Боярских верстаных и неверстанных никому в холопи не приимати, и в Холопье приказе на них, без Государева имянного указу, кабал не давати.

7. А будет к кому придут какие люди, и учнут бити челом в холопство, а скажутся, что они вольные люди: и тем людем; к кому они придут, распрашивати их, какие они вольные люди, и где они родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов дети, и в Государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет прихожие люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в Государеве службе и в тягле нигде, и в холопех, и во крестьянех, и в бобылях ни у кого не бывали: и тем людем, к кому такие люди учнут в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ, а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся тем людей, которые их в Холопей приказ приведут: и те их речи записав, велети на них давати служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем велети к тем служилым кабалам и к книгам руки прикладывати.

20. А давати служилыя кабалы на холопей, которыя будут в пятнатцать лет; а которыя будут меньше пятнатцати лет: и на тех служилых кабал не давати. А кто служилую кабалу оболживит: и та кабала вершити по суду.

21. А кто возмет на полнаго, или на докладнаго, или на стариннаго холопа кабалу, не опытав без отпускныя: и того холопа по сыску отдати тому, чья крепость старее.

22. А что холоп, бегаючи от стараго своего Боярина, бил челом во двор иному и тем учинил ссору: и за то бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещадно, чтобы на то смотря, иным не повадно было так воровать.

30. А у которых людей холопи породилися от кабальных их людей, а живут они у них многие годы без кабально: и на таких холопей тем людем, у кого они живут безкабально, имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не похотят: и на них кабалы дати и в неволю, потому, что они живут у них безкабально многие годы.

31. А кто будет в какой крепости в холопстве написан: и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А которые старинные холопи написаны кому в духовной и по рядной в приданых: и те люди, по духовной и по рядной записи, по рабе холоп и по холопе раба.

32. А будет положат на одного холопа две полныя, или две докладныя, и которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.

34. А будет чьего холопа возмут в полон в иную в которую землю, а после того, тот холоп из полону выдет: и он старому Боярину не холоп, и жену его и дети для полонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к старому своему Боярину, и того холопа старому Боярину привести к записке в Холопий приказ, и роспрося его, подписывати на старой крепости, что он идет к нему волею, а пошлин имати с головы по алтыну.

35. А которой холоп изменит, побежит в иное господарство, а после того выдет он из того господарства в Московское государство собою: и он старому Боярину холоп по старому холопству по тому, что он в иной земле был в бегах, а не полоном взят.

 

Глава XXI

О РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛЕХ

А в ней 104 статьи

 

1. Которые разбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут и Московском уезде и в городех, на посадех и в уездех: и такия разбойныя и убийственныя и татиныя дела ведать в Розбойном приказе.

2. А которые воры крадут, и убийственныя всякия дела чинят на Москве: и то ведать на Земском дворе, а в Розбойном приказе дел ни чем не ведати.

3. А ведати в городех розбойныя и убийственныя и татиныя дела Губным старостам и целовальником по наказом из Розбойного приказу, а Воеводам в городех таких дел ничем не ведать. А где Губных старост нет, и в тех городех губная дела ведать Воеводам и приказным людем.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытать и в иных татьбах и в убийстве, да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил; и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а животы его отдати истцом в выть, и из тюрьмы выимая его посылать в кандалах работать на всякия изделия, где Государь укажет. А как он два года в тюрьме отсидит, и его послать Украинные городы, где Государь укажет, и велеть ему в Украинных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему письмо Дьячею прописью, что он за свое воровство в тюрьме урочные годы отсидел, и из тюрьмы выпущен.

11. Да и мошенников чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу.

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре или больши: и того татя пытав казнити смертью, хотя он и убийства не учинил, а животы его отдать истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14. А церковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы.

16. А будет приведут розбойника, и его пытать; да будет он с пытки повинится, что он розбивал в первые, а убийства не учинил: и у того розбойника за первой розбой после пытки отрезать правое ухо, да в тюрьме сидеть три годы, а животы его отдати в выть истцом; а из тюрьмы выимая его посылати кандалах работати всякое изделье, где Государь укажет. А как он в тюрьме три годы отсидит, послати в Украйные городы, где Государь укажет, и велети ему в Украйных городех быти, в какой чин пригодится и дать ему потому же письмо за Дьячьею приписью, что он за свое воровство в тюрьме урочные годы отсидел, и из тюрьмы выпущен.

17. А будет розбойника поймают на розбое в другие: и его по тому же пытати и в иных розбоях. Да будет он повинится только в дву розбоях, а убийства хотя и не учинил: и его за другой розбой казнить смертию, а животы его отдать в выть истцом.

28. А кого поймают на розбое, и те розбойники на себя в розбое и с пыток говорити не учнут: и про тех людей около их житья обыскивать. Да будет в сыску обыскные многие люди скажут, что они тех розбойников знают, и розбоем и иными лихими делы те обыскные люди их оговорят: и тех людей по обыском пытать в другие. А будет они и с другия пытки на себя говорити не учнут: и их по обыском вкинути в тюрьму.

31. А которые истцы с розбойники или с приводными людьми с поличным в розбойных делех, не дожидался указу, учнут миритися, и мировыя челобитныя учнут в приказ приносити: и тот их мир ставити не в мир, и розбойником указ чинити, по Государеву указу, кто чего доведется. А истцом за то пеня чинити смотря по делу, не мирися с розбойниками.

71. А убьет сын Боярской, или сын его, или племянник, или прикащик чьего крестьянина, а с пытки тот убийца в том убийстве учнет говорить, что он убил в драке, а не умышлением, или пьяным делом: и у того сына боярскаго, из его поместья взять лутчаго крестьянина с женою и с детьми, которыя дети с ним живут вместе, а не в разделе, и со всеми животы, и отдати во крестьяны тому помещику, у котораго крестьянина убили; а жену убитаго крестьянина и с детьми и с животы у того помещика, у котораго крестьянина убили, не отымати; да на таких же убийцах побитых крестьян правити кабальные долги, и сажати их в тюрьму, до Государева указу, а смертию их не казнити; а в безкабальных долгех отказати.

72. А кого кто убьет с умышления, и сыщется про то допряма, что с умышления убил: и такова убийцу казнити смертию.

79. А будет которой помещик, сыскав у себя разбойников, своих людей, или крестьян побьет, не хотя их к сыску отдати в Губу, укрывая за собою воров, а сыщется про то допряма: и у такова помещика за такое воровство отняти поместье, и отдати в роздачу, да на них же велеть доправити истцовы иски. А будет кто такое дело учинит непоместной человек: и ему за такое воровство учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом по торгом, да на них же, по тому же, правити истцовы иски.

90. А будет кто у кого татиным обычаем выловит из пруда, или из саду рыбу, и того татя изымают с поличным, а сыщется про то в правду, что он покрал в первые: и такова бити батоги; а будет в другие тот же с поличным изымай будет, и такова за такую бити кнутом; а будет в третьие тот же изымай с поличным, а поличное и гривны не стоит, и такова казнити, отрезати ухо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.