Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государства в РФ




Понятие, признаки и классификация органов

Институт Уполномоченного по правам человека

Санкт-Петербург как город федерального значения. Устав СПб

Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Российской Федерации. Между этими уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающее единство государственной власти в Российской Федерации.

Для того, чтобы федерализм в Российской Федерации был реальным, а власть децентрализована, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы региональным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Создание механизма власти в субъектах Российской Федерации относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституционном уровне – как в Конституции Российской Федерации, так и в Конституциях (Уставах) субъектов Российской Федерации. Естественно, что наиболее важные, общефедеральные основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации закрепляются Конституцией Российской Федерации, а соответствующие им конкретные системы органов власти – в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации..

Конституция Российской Федерации (ч.2 ст.11) устанавливает, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Данная норма расположена в главе первой «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер, которую следует рассматривать в неразрывной связи с другими основами федеративного устройства страны, и особенно с теми которые закреплены в ст.5 Конституции Российской Федерации.

Анализ ч.1 ст.11 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель не указывает субъектам Федерации, как должны именоваться образуемые ими собственные органы власти, однако дает им ясно понять, что схема основных органов и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной.

Для того, чтобы система органов государственной власти субъектов Российской Федерации находилась в единстве с системой органов государственной власти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам конституционного строя, а именно соответствовать республиканской форме правления, принципам правового, социального и светского государства.

Конкретизируя все требования, вытекающие из принципа единства государственной власти и других основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации в ч.1 ст.77 закрепляет положение о том, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами Конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской, установленными Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 15.11.2010)[135].

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; судебные органы государственной власти (Конституционный (Уставный) суд и мировые судьи, а также другие органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 42-ФЗ с 1 августа 2011 года пункт 3 статьи 4 будет изложен в следующей редакции.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.".

Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

в) наделяет гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

д) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

е) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

г) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

д) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

е) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

ж) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

з) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

и) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

к) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации избирает из своего состава председателя, который наделен соответствующими полномочиями по вопросам деятельности законодательного органа, и представляющий его в отношениях с другими государственными органами федерального, регионального и местного значения.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации образует из своего состава постоянные комитеты и комиссии, количество которых определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации могут быть прекращены в случаях:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а именно:

случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленный настоящим Федеральным законом срок дважды не принял решение о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации с учетом результатов проведенных консультаций, предусмотренных абзацем девятым пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не ранее 30 дней со дня наступления предусмотренного абзацем первым настоящего пункта основания для роспуска указанного органа.

Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются в порядке, предусмотренном в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Кроме того, законодательным органом субъекта Федерации для организации и осуществления контроля за исполнением бюджета и бюджетов других его внебюджетных фондов, а также выполнения иных функций, возложенных законом субъекта Федерации, создается Контрольно – Счетная Палата.

На основе Конституции Российской Федерации и действующего российского законодательства исполнительная власть субъектов Российской Федерации строится и осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; законность; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; единство системы исполнительной ветви государственной власти; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принадлежащих им полномочий и др[136].

Исполнительную власть целесообразно определить как совокупность полномочий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами, в процессе исполнения законов в целях регулятивно - управленческого воздействия на общественные отношения, обусловленные необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и государства, в том числе с использованием разнообразных мер принуждения. Это сложная, разноуровневая, управленческая система, построенная в соответствии с конституционным принципом федерализма.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, мэр и т.д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно – территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения) или на территории административных управленческих округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

В административном праве под органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается «Структурно обособленный, юридически оформленный, обладающий определенной управленческой компетенцией организованный коллектив граждан Российской Федерации, состоящий из руководителя, государственных служащих субъекта Российской Федерации и обслуживающего (технического) персонала, наделенный властными полномочиями исполнительно – распорядительного характера по решению вопросов, входящих в предмет ведения субъекта Федерации»[137].

Разновидностями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются министерства, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти.

Министерство – это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти субъекта российской Федерации[138].

Департамент, комитет, управление – это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте Российской Федерации. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами.

В некоторых субъектах России (например, в г. Москва) образованы и действуют территориальные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Всю систему органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий на вверенной ему территории исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, обладающий правами юридического лица.

На федеральном уровне закреплен общий для всех субъектов Российской Федерации порядок финансирования высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемый за счет бюджетных средств данного субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей, что является гарантией самостоятельности исполнительной власти в механизме разделения властей в субъекте Российской Федерации.

Действующие на территории субъекта Российской Федерации территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не включены в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Руководство высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

К примеру, высшим исполнительным органом государственной власти Санкт – Петербурга, согласно закона Санкт – Петербурга от 6 июля 2009 года №335-66 «О Правительстве Санкт – Петербурга» является Правительство Санкт – Петербурга, формируемое и возглавляемое губернатором Санкт – Петербурга.

В Правительство Санкт – Петербурга входят: Губернатор Санкт – Петербурга; вице-губернатор Санкт –Петербурга – руководитель Администрации Губернатора Санкт – Петербурга; вице – губернаторы Санкт – Петербурга; представитель Губернатора Санкт – Петербурга в Законодательном Собрании Санкт – Петербурга. В Правительство Санкт – Петербурга могут входить: руководители исполнительных органов государственной власти Санкт – Петербурга, которые назначаются в состав Правительства Санкт – Петербурга Губернатором Санкт – Петербурга; не более двух руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Санкт – Петербурге, которые назначаются в состав Правительства Санкт – Петербурга Губернатором Санкт – Петербурга по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Общее количество членов Правительства Санкт – Петербурга не может превышать 15 человек, из которых не менее семи – вице – губернаторы Санкт – Петербурга.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;

з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) из числа кандидатур, предложенных политической партией в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".

Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);

д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

д) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;

ж) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

з) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

 

 

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Правовой основой принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта РФ являются: Конституция Российской Федерации; федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (в ред. от 31.10.2005 года № 7), другие федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, акты Центральной избирательной комиссии, акты судебных инстанций и другие.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе.

При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально - экономические возможности.

В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть на основе взаимного согласия Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством, которому будет предоставлен статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации, влекущее за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, является данное иностранное государство, после чего Президент Российской уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Рассмотрение указанного предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.

По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора.

После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора.
В случае, положительного решения Конституционного Суда Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации " и одновременно вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, который должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации).

Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально - экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:

а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

После этого, Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения.

Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:

а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;

г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.

 

Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее – Уполномоченный) - должностное лицо соответствующего субъекта Федерации, избираемое на должность его законодательным (представительным) органом и действующее на основании конституции (устава) субъекта Федерации, закона, принятого в субъекте Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека осуществляет деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека со стороны органов власти и местного самоуправления и на защиту прав человека на территории субъекта Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления в субъекте Федерации, их должностными лицами. Должность Уполномоченного является государственной должностью.

Уполномоченный и его аппарат являются структурным подразделением законодательного (представительного) органа субъекта Федерации.

Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, конституцией (уставом) субъекта Федерации, законами субъекта Федерации.

В компетенцию Уполномоченного входит защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей Декларации Прав Человека, а также иных прав человека в случае их систематического или массового нарушения на территории субъекта Российской Федерации. Основными задачами Уполномоченного являются:

- организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления в субъекте Федерации, их должностными лицами;

- содействие восстановлению нарушенных прав граждан;

- содействие совершенствованию законодательства субъекта Федерации в части соблюдения прав человека;

- информирование жителей субъекта Федерации о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека;

- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Федерации в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В целях выполнения своих основных задач Уполномоченный:

- рассматривает направленные непосредственно Уполномоченному обращения (жалобы) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории субъекта Федерации, организаций, зарегистрированных или расположенных на его территории, а также иных физических и юридических лиц, если их обращения (жалобы) касаются вопросов соблюдения фундаментальных гражданских и политических прав граждан в субъекте Федерации;

- проверяет по поручению законодательного (представительного) органа, по обращению высшего должностного лица субъекта Федерации либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность;

- вносит в органы государственной власти субъекта Федерации предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, а также правом внесения на рассмотрение высшего должностного лица субъекта Федерации проектов распоряжений по вопросам, касающимся соблюдения прав и свобод граждан.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъекте Федерации, их должностные лица, руководители организаций, получившие заключения и рекомендации Уполномоченного, обязаны в установленный срок рассмотреть их и уведомить Уполномоченного о принятом решении.

В случае нарушения прав человека федеральными органами, расположенными на территории субъекта Федерации, Уполномоченный обращается к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Федерации, правоохранительные органы, общественные объединения, а также в средства массовой информации.

Заключения Уполномоченного не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами государственной власти субъекта Федерации по вопросам их ведения.

 

Санкт-Петербург - субъект Российской Федерации, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург обладает равными правами с любым из субъектов Российской Федерации. Статус Санкт-Петербурга может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным конституционным законом. Территория Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Изменение границы Санкт-Петербурга с другим субъектом Российской Федерации производится по их взаимному согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Источником власти Санкт-Петербурга являются жители Санкт-Петербурга. Жители Санкт-Петербурга осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти жителей Санкт-Петербурга являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Санкт-Петербурге. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Устав Санкт-Петербурга имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Санкт-Петербурга, правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга. В случаях противоречия указанных актов Уставу Санкт-Петербурга действует Устав Санкт-Петербурга. Устав Санкт-Петербурга имеет прямое действие и применяется на всей территории Санкт-Петербурга.

Официальные символы Санкт-Петербурга - герб, флаг, гимн.

В Санкт-Петербурге сохраняются и поддерживаются исторические и культурные традиции, сохраняется культурное наследие, охраняется природная среда, не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Санкт-Петербурга, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действует федеральный закон. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга Санкт-Петербург осуществляет собственное правовое регулирование. После принятия федеральных законов правовые акты Санкт-Петербурга приводятся в соответствие с этими законами в течение трех месяцев.

В ведении Санкт-Петербурга находятся:

1) принятие Устава Санкт-Петербурга и поправок к нему, законов Санкт-Петербурга;

2) образование законодательного, исполнительных и судебных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

3) собственность Санкт-Петербурга и управление ею;

4) бюджет Санкт-Петербурга;

5) налоги и сборы Санкт-Петербурга;

6) определение основ политики Санкт-Петербурга, разработка, принятие и реализация программ Санкт-Петербурга в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного развития Санкт-Петербурга;

7) территориальное устройство Санкт-Петербурга;

8) назначение и проведение референдума Санкт-Петербурга;

9) установление символики Санкт-Петербурга и порядка ее использования;

10) учреждение наград Санкт-Петербурга (почетных званий Санкт-Петербурга, премий Санкт-Петербурга, стипендий Санкт-Петербурга);

11) организация государственной гражданской службы Санкт-Петербурга;

12) другие вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и Санкт-Петербурга;

В случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, и нормативным правовым актом Санкт-Петербурга, изданным по предметам ведения Санкт-Петербурга, действует нормативный правовой акт Санкт-Петербурга.

Территория Санкт-Петербурга делится на территориальные единицы в соответствии с законом Санкт-Петербурга. Границы территориальных единиц устанавливаются и изменяются законом Санкт-Петербурга.

Государственная власть Санкт-Петербурга осуществляется на основе принципов: народовластия, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах их полномочий, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют:

- постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Санкт-Петербурга - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;

- Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - Администрацию Санкт-Петербурга;

- судебные органы государственной власти – Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи.

На территории Санкт-Петербурга действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, образованные федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий. Органы государственной власти Санкт-Петербурга взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге осуществляется государственная служба Санкт-Петербурга - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Санкт-Петербурга. Государственным служащим Санкт-Петербурга является лицо, исполняющее обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Организация государственной гражданской службы Санкт-Петербурга регулируется законами Санкт-Петербурга.

54. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга: порядок формирования, состав, структура

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Санкт-Петербурга. Место нахождения Законодательного Собрания: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6, Мариинский дворец.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности и обладает правами юридического лица.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 5 лет и состоит из 50 депутатов. Законодательное Собрание правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, достигший на день выборов 21 года. Депутаты Законодательного Собрания избираются жителями Санкт-Петербурга, являющимися избирателями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы в Законодательное Собрание нового созыва проводятся в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. Депутаты Законодательного Собрания работают на постоянной основе.

Статус депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга. Условия осуществления депутатом Законодательного Собрания депутатской деятельности и гарантии депутатской деятельности устанавливаются Уставом Санкт-Петербурга и законом Санкт-Петербурга.

Депутат Законодательного Собрания не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата Законодательного Собрания, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом Законодательного Собрания были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат Законодательного Собрания, избранный в составе списка кандидатов в депутаты от соответствующей политической партии, входит в депутатское объединение (фракцию) Законодательного Собрания, сформированное (сформированную) данной политической партией.

Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных Уставом Санкт-Петербурга. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Дату выборов назначает Санкт-Петербургская избирательная комиссия не позднее 14 дней после принятия решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания.

Законодательное Собрание избирает из своего состава Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, двух его заместителей и образует из своего состава органы Законодательного Собрания: комитет по законодательству, бюджетно-финансовый комитет, постоянные комиссии (не более семи постоянных комиссий).

Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и его заместители избираются тайным голосованием большинством от числа избранных депутатов Законодательного Собрания. В отсутствие Председателя Законодательного Собрания его функции выполняет один из его заместителей в соответствии с поручением Председателя.

Комитеты Законодательного Собрания образуются путем делегирования представителей от постоянных комиссий Законодательного Собрания. Состав комитетов и постоянных комиссий утверждается Законодательным Собранием.

В Законодательном Собрании образуются депутатские объединения (фракции), которые образуются политическими партиями, принявшими участие в распределении депутатских мандатов. Депутатское объединение (фракция) включает в себя всех депутатов, избранных в составе списка кан




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.