Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

P.S. Не забудьте прихватить с собой небольшой сувенирчик. Будем обмениваться подарками. 19 страница




2)этнические традиции и обычаи — укоренившиеся в по­вседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этноса. Большинство норм и правил поведения усваивается людьми путем бессознательного копирования.

Динамические компоненты:

1) этнические интересы — общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представите­лей этноса;

2)этнические чувства — эмоционально окрашенное отноше­ние людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. Этнические чувства передаются от поко­ления к поколению, при этом они также динамичны.

Значение этнических традиций, привычек, их содержание у каждого народа свои.

ТЕМА 7. НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

21. О термине «нация»

Нация — настолько сложное по содержанию и многообраз­ное по конкретным параметрам явление, что охватить его об­щим формальным определением, не искажая его сущности и не оставляя в стороне отдельные сущностные характеристики и черты, невозможно. Острые дискуссии о сущности и своеобра­зии нации как социального явления начались еще в XIX в. и продолжаются по сей день.

Термин «нация» в ходе исторического развития неоднократ­но менял свое значение. И сегодня он неоднозначен: в миро­вой науке имеется множество дефиниций этого феномена.

Первоначально термин «нация» использовался римлянами для обозначения различных племен того времени. Народности, формировавшиеся в раннее Средневековье, переняли вместе с латинским языком и латинский термин natio (нация). В XIX в. ряд ученых, в том числе К. Маркс и Ф. Энгельс, применительно к указанным эпохам также употребляли термин «нация», имея в виду его значение в смысле «племя», «народ».

Широкое распространение термин «нация» получает в позднее Средневековье, в период расцвета феодального общества. Однако неверно полагать, что данный термин уже тогда обозначал общественный организм, подобный более поздней нации. В тот период термин «нация» имел преимущественно организующее значение. Например, под нациями подразумева­ли студенческие корпорации, церковные соборы, группы знати и купечества также разделяли на нации. Позднее нацией стали называть народ, народность данной территории или даже дан­ного государства.

Современное представление о нации было выработано в период Французской революции, которая увязала понятие «на­ция» с политическими идеями, в том числе с идеями буржуаз­ной демократии и народного суверенитета. Постепенно термин «нация» стал наполняться новым содержанием, обрел взаимо­связи с языком и этническими особенностями народа. В даль­нейшем он приобретает государственно-политический смысл (совокупность граждан). Вначале такое значение становится преобладающим во французском, а затем и в английском язы­ке. В немецком же и русском, как и в большинстве языков других восточно-европейских народов, преобладающим долгое вре­мя оставалось этническое значение этого понятия.

22. Нация как социально-этническая общность

В современной научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в двух значениях.

Сначала рассмотрим нацию как социально-этническую общ­ность. Именно такое понимание данного термина утвердилось в общественно-политической литературе стран Центральной и Восточной Европы, СНГ, Африки и Азии. Нации возникают в период преодоления феодальной раздробленности и укрепле­ния централизованных государств на основе капиталистических экономических связей, во время формирования общенациональ­ного рынка. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка. На этой основе складывается общенациональная культура, опреде­ляются особенности национального характера, возникает наци­ональное самосознание, которое включает в себя сознание эт­нической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, стереотипы отношения к нации, чувство национальной гордости.

Определяющую роль в становлении и развитии нации игра­ют социально-экономические факторы. Этнические процессы в значительной степени выступают как следствие и форма выра­жения социально-экономических процессов. Выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств.

Как и народности, нации скреплены связями территориаль­ного, а не брачно-родственного характера, и государство игра­ет здесь роль важного цементирующего фактора. Однако для обеспечения сплочения нации еще большее значение, чем по­литические связи, имеют связи экономические.

С общностью территории тесно связана и общность языка. Национальный язык — это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в ли­тературе. Нередко встречается, что один и тот же язык высту­пает в качестве национального языка нескольких наций (ан­глийский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий — в ФРГ и Австрии; испанский — у испанцев, мексиканцев, кубинцев и т.д.). Общность языка дол­жна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общ­ностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-эхнической общности как нации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.