Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические стратегии выживания




Экологическая стратегия выживания ¾ стремление организмов к выживанию. Экологических стратегий выживания множество. Например, еще в 30-х гг. А. Г. Роменский (1938) среди растений, различал три основных типа стратегий выживания, направленных на повышение вероятности выжить и оставить после себя потомство: виоленты, патиенты и эксплеренты.

Виоленты (силовики) ¾ подавляют всех конкурентов, например, деревья, образующие коренные леса.

Патиенты ¾ виды, способные выжить в неблагоприятных условиях («тенелюбивые», «солелюбивые» и т. п.).

Эксплеренты (наполняющие) ¾ виды, способные быстро появляться там, где нарушены коренные сообщества ¾ на вырубках и гарях (осины), на отмелях и т. д.


Все многообразие экологических стратегий заключено между двумя типами эволюционного отбора, которые обозначаются константами логистического уравнения: r -стратегия и K -стратеги я. Тип r -стратегия, или r -отбор, определяется отбором, направленным прежде всего на повышение скорости роста популяции и, следовательно, таких качеств, как высокая плодовитость, ранняя половозрелость, короткий жизненный цикл, способность быстро распространяться на новые местообитания и пережить неблагоприятное время в покоящейся стадии. K -стратегия, или K -отбор, направлена на повышение выживаемости в условиях уже стабилизировавшейся численности. Это отбор на конкурентоспособность, повышение защищенности от хищников и паразитов, повышение вероятности выживаемости каждого потомка, на развитие более совершенных внутривидовых механизмов численности (Гиляров, 1990).


Очевидно, что каждый организм испытывает на себе комбинацию r - и K -отбора, но r -отбор преобладает на ранней стадии развития популяции, а K -отбор ¾ уже характерен для стабилизированных систем. Но, все-таки, оставляемые отбором особи должны обладать достаточно высокой плодовитостью и достаточно развитой способностью выжить при наличии конкуренции и пресса хищников. Конкуренция r - и К-отбора позволяет выделять разные типы стратегий и ранжировать виды по величинам r и K в любой группе организмов.

 


Контрольные вопросы

1. Каково значение популяций в биоте Земли?

2. Что отражают статические показатели популяций?

3. Что понимается под территориальным поведением животных?

4. Почему толерантность популяции к факторам среды значительно шире, чем у особи, и каково экологическое значение этого явления?

5. Что отражают динамические показатели популяции? Основные динамические показатели популяций.

6. Что понимается под продолжительностью жизни вида? «Демографические таблицы» и кривые выживания.

7. Каковы экологические причины, вызывающие рост численности популяции по экспоненте и по логистической кривой?

8. В чем суть экологических стратегий выживания?

9. Как классифицируются экологические факторы, регулирующие плотность популяции?

10. Какие экологические причины вызывают саморегуляцию плотности популяции?

11. В чем причины таких стихийных экологических бедствий, как нашествие саранчи?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.