![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.
Глава XIII. КРОВЬ. § 58. СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ……………………………………………………………………………..140 § 59. ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ КРОВИ……………………………………………………………………………142 Глава XIV. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА § 60. КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ………………………………......144 § 61. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ АРТЕРИИ И ВЕНЫ………………………………………….146 § 62. СТРОЕНИЕ СЕРДЦА………………………………………………………………………………………..149 § 63. РАБОТА СЕРДЦА…………………………………………………………………………………………….152 § 64. ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ……………………………………………………………………….153 § 65. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА……………………………………………………………………………..155 Глава XV. ИММУННАЯ СИСТЕМА § 66. ИММУНИТЕТ. ВИДЫ ИММУНИТЕТА……………………………………………………………………..157 § 67. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………....159 Раздел VI. Глава XVI. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ § 68. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗАТОРОВ……………………………………………………………162 § 69. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ…………………………………………………………….163 § 70. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГЛАЗА. ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА………………………165 § 71. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР………................................................................................................167 § 72. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНА СЛУХА…………………….168 § 73. ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩИЙ АППАРАТ ВНУТРЕННЕГО УХА. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР…..170 § 74. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНА РАВНОВЕСИЯ (ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА). ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР……………………………………………………………………………....171 § 75. ВКУСОВОЙ И ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОРЫ…………………………………………………….173 § 76. КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ………………………………………………………………………….......174 § 77. КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. КОЖНЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ……………………………………….176
Анатомию и физиологию относят к биологическим наукам. Каждый грамотный человек должен хотя бы в общих чертах знать о строении и основных функциях своего организма, отдельных его органов. Анатомия человека (от греч. anatome – рассечение, расчленение) – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, начиная с внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях влияния внешней среды. Физиология (от греч. physis – природа, logos – наука, учение) изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и межклеточные взаимоотношения, процессы их жизнедеятельности, функциональные взаимосвязи в теле человека в различные его возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды. Необходимо отметить, что функции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, равно как нельзя представить себе закономерности строения человека без изучения функций. Прогресс анатомии и физиологии связан с развитием современных методов исследования, появлением электронного микроскопа, успехами молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии). Анатомия человека служит фундаментом ряда других биологических дисциплин: антропологии, сравнительной анатомии, гистологии (от греч. hystos – ткань), цитологии (от греч. kytos – клетка), эмбриологии (от греч. embryon – зародыш). Все эти дисциплины в различное время возникли в недрах анатомии и впоследствии отделились от нее благодаря развитию научной мысли, появлению и усовершенствованию новых методов исследования. Человеческий организм, состоящий из клеток, тканей, органов, их систем и аппаратов, представляет собой целостную биологическую систему, в которой структуры и функции находятся в единстве. Для понимания строения и функций тела человека необходимо знать о его происхождении как вида – антропогенезе (от греч.anthropos – человек, genesis – происхождение), о эволюции организмов – филогенезе (от греч. phylon – род) и процессе его индивидуального развития – онтогенезе (от греч. onthos – сущее), начиная с оплодотворения и кончая смертью. Знания анатомии и физиологии формируют биологическое и медицинское мышление, понимание процессов, происходящих в организме, раскрывают взаимосвязи человека с внешней средой, природой, животным миром, позволяют понять происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств. Анатомия человека является по существу «нормальной анатомией», так как изучает строение «нормального», здорового человека. Также и «нормальная физиология» исследует функции практически здоровых людей. В медицине выделяют курсы так называемых патологической анатомии и патологической физиологии – анатомии и физиологии органов, измененных в результате различных заболеваний. Нормальным можно считать такое строение (состояние) тела человека, его органов, при котором функции их не нарушены. В то же время существует индивидуальная изменчивость (варианты «нормы»), которая предусматривает отклонение от наиболее часто встречающихся случаев (рост, масса тела, органов, интенсивность обменных процессов и др.). Резко выраженные отклонения от «нормы» называют аномалиями (от греч. anomalia – неправильность). Аномалии, имеющие внешние проявления, искажающие внешний облик человека, называют уродствами (например, недоразвитие конечностей, черепа и др.). Различного рода уродства, их происхождение изучает наука тератология (от греч. teras – урод). Анатомы и физиологи широко используют эксперименты на животных, что позволяет понять резервные возможности органов и тканей, механизмы приспособительных процессов.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |