Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение и значение анализаторов




ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Расскажите о строении и функциях костного мозга.

2. Где располагается и как устроен тимус?

3. Расскажите о миндалинах: сколько их, где они располагаются, какие функции выполняют?

4. Что представляют собой лимфоидные узелки? Где они встречаются и для чего они предназначены?

5. Что представляют собой лимфоидные бляшки? Где они встречаются?

6. Расскажите о строении и функциях лимфатических узлов. Почему их называют биологическими фильтрами?

7. Какую роль в организме выполняет селезенка? Что представляет собой ее лимфоидный аппарат?


Раздел VI.

Глава XVI. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ

Организм человека и окружаю­щая среда составляют единое целое. Действующий на человека непрерыв­ный поток внешних раздражений заставляет его приспосабливаться к условиям внешней среды, выраба­тывать активные формы поведения. У человека взаимоотношения с внеш­ней средой проявляются в виде различных форм поведения, в трудо­вой деятельности, которая протекает в условиях не только природной, но и социальной среды – человеческого общества.

С самого раннего детства человек с помощью различных органов чувств испытывает множество ощущений, составляющих часть его жизни. Те ощущения, которые особенно бо­лезненны или, наоборот, приятны, становятся мощными факторами, формирующими пути развития, ха­рактер личности и цели, к которым человек стремится.

Получение от органов чувств информации о состоянии и изменении внешней и внутренней среды, ее переработка, составление на ее осно­ве программ деятельности организма обеспечивают анализаторы.

Учение об анализаторах было создано И.П.Павловым. Анали­заторы – это совокупность струк­тур, которые воспринимают энергию внешнего раздражения, преобразуют ее в нервные импульсы (сигналы). Анализатор состоит из трех анатоми­чески и функционально связанных между собой элементов: 1) рецепто­ра – периферического отдела анали­затора; 2) проводникового отдела анализатора и 3) коркового, или центрального, отдела анализатора. Периферический отдел – это рецеп­торы, воспринимающие определен­ные виды раздражений и транс­формирующие их в нервные импуль­сы. Рецепторами называют специаль­ные органы или клетки, воспринима­ющие внешние воздействия (физиче­ские, химические, механические) или изменения внутренней среды орга­низма. Все рецепторы обладают вы­сокой возбудимостью. Они способны воспринимать самые незначительные раздражения. Каждый рецептор реа­гирует только на соответствующие, специфические для него воздействия.

На основании места расположе­ния и вида воспринимающих сигна­лов все рецепторы можно подразде­лить на три группы: экстерорецепторы, проприорецепторы и интерорецепторы.


Экстерорецепторы, включающие органы чувств, воспринимают воз­действия внешней среды. Одни экстерорецепторы возбуждаются при не­посредственном соприкосновении с раздражителем и воспринимают тем­пературу (тепло, холод), боль, при­косновение и давление (тактильное чувство), вкусовые ощущения (слад­кое, кислое, соленое). Другие ре­цепторы – дистантного действия. Они реагируют на свет, звуки, запа­хи, поступающие от источника, нахо­дящегося на расстоянии от рецепто­ра.

Проприорецепторы улавливают изменения в состоянии опорно-двига­тельного аппарата. Они воспринима­ют сокращение мышечных волокон, натяжение сухожилий и связок, су­ставных капсул.

Интерорецепторы располагаются во внутренних органах, стенках кро­веносных и лимфатических сосудов и в других органах и частях тела. Эти рецепторы воспринимают химический состав и давление тканей и жидкостей в организме, давление крови в крове­носных сосудах, механические и дру­гие воздействия.

Проводниковый отдел анализато­ра передает возникшие в рецепторах нервные импульсы по проводящим путям в центральную нервную систе­му вплоть до коры полушарий боль­шого мозга. На своем пути к корково­му отделу анализатора нервные им­пульсы проходят через чувствитель­ные ядра спинного мозга, ствола головного мозга, таламуса. В этих ядрах происходит передача импуль­сов с одних нейронов на другие. Затем нервные импульсы достигают соответствующих чувствительных (сенсорных) зон коры полушарий большого мозга.

Центральный, или корковый, от­дел анализатора – это чувствитель­ные зоны в коре полушарий большого мозга (зрительная, слуховая, вкусо­вая, обонятельная, общей чувстви­тельности). Корковый конец анали­затора является главным чувстви­тельным отделом. В коре чувстви­тельных центров происходит высший анализ информации, поступившей в виде нервных импульсов. При участии ассоциативных волокон эти сигналы передаются эффекторным двигательным и вегетативным цент­рам. Таким образом, через анализа­торы центральная нервная система, а следовательно, и весь организм получают информацию об окружаю­щем мире и внутренней среде орга­низма.

 

1. Из каких отделов состоит анализатор и какие анализаторы вы знаете?

2. С помощью каких органов устанавливается связь нервной системы с внешней средой?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.