Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные экологические проблемы




Законы Б. Коммонера

Экология как наука

Во исполнение закона «Об охране окружающей среды» и ряда других документов в обязательный минимум программ вузов технических направлений по циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин с 1994 г. введена дисциплина "Экология".

В переводе с греческого "ойкос" - дом, жилище, "логос" - наука, в буквальном переводе экология - наука о доме.

Наука экология возникла в 1866 г., ее основателем является немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель. Э. Геккель определил экологию как раздел биологии, исследующий взаимозависимости между живыми существами и их окружением.

В настоящее время слово «экология» стало преимущественно отражать комплекс взаимодействий человека и природы.

В связи с этим можно дать следующее определение экологии.

Экология – естественно - научная дисциплина, рассматривающая взаимосвязь между живыми организмами, их сообществами и средой обитания, и определяет принципы, методы и средства, исключающие прямые и косвенные антропогенные отрицательные воздействия на биосферу.

В зависимости от решаемых задач и изучаемых объектов выделяют:

1. Общую экологию. Изучает законы и механизмы формирования структуры, функционирования и эволюции экосистем. Является теоретической основой для остальных разделов экологии.

2. Биологическую экологию. Занимается приложением законов общей экологии к определенной группе живых организмов. В зависимости от изучаемой группы живых организмов различают:

демэкологию - экология популяций;

синэкологию – экология различных видов,

3. Прикладную экологию. И изучает способы уменьшения негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Подразделяется на промышленную, транспортную, строительную и др.

4. Глобальную экологию. Ориентирована на урегулирование взаимоотношений человечества как биологического вида с ОС с целью ее сохранения в пределах всей биосферы.

 

 

 

Американский эколог Б. Коммонер в 1974 г., обобщив положения биоэкологии и опыт природопреобразующей деятельности человечества, сформулировал четыре знаменитых афоризма, которые принято называть законами:

1.Все связано со всем.

2.Ничто не дается даром.

3.Все должно куда-то девать.

4. Природа "знает" лучше.

Они не охватывают все стороны взаимодействия общества и природы. Но будучи простыми по форме и глубокими по содержанию, они закладывают основу нравственного отношения к природе.

 

Исследования "Римского клуба"

Основной общепринятый показатель успеха любой страны мира - рост валового национального продукта (ВНП). При этом ВНП не включает такие показатели, как загрязнение среды, деградация природных систем жизнеобеспечения или ухудшение состояния природных ресурсов. Если, согласно демографическим прогнозам, численность населения к концу следующих 50 лет удвоится, то экономика, в соответствии с современной стратегией ведения хозяйства, должна увеличиться в 5-7 раз. По-видимому, это невозможно из-за ограниченности ресурсов планеты и ее конечных размеров. Из противоречия между растущим воздействием общества на планету и ее возможностями вытекает неизбежность экологического кризиса.

Необходимость понимания глобальных экологических проблем возникло после Второй мировой войны, когда бурное экономическое развитие привело к быстрому ухудшению состояния окружающей среды, особенно в индустриально развитых странах.

В 1970 г. итальянский промышленник Аурелио Печчеи собрал группу выдающихся ученых, философов, общественных деятелей (около 100 человек из 30 стран, среди них несколько лауреатов Нобелевской премии) для обсуждения глобальных проблем современности, которая была названа "Римский клуб".

Первое исследование в рамках клуба было выполнено и доложено молодыми американскими математиками Массачусетского технологического института Денисом и Донеллой Медоуз в 1972 году под названием "Пределы роста". В 70-х годах прошлого века эта работа была издана в СССР тиражом всего 2000 экземпляров под грифом "ДСП" и потому тогда не была доступна массовому читателю. В 1992 г. те же авторы повторили свою работу, добавив данные за последние 20 лет. При этом основные выводы не изменились, и работа 1992 г. продемонстрировала, что экологическая ситуация на Земле стала ближе к критической, если не катастрофической. Работа 1992 г. была весьма точно названа "За пределами роста". Обе книги переведены на русский язык и изданы в России в издательстве МГУ в начале 90-х годов.

Медоузы построили математическую модель, отражающую основные факторы и процессы функционирования общества, проанализировали с помощью модели ряд сценариев глобального развития. Сложность задачи, решаемой американскими математиками, состояла в том, что параметры развития человечества являются взаимно связанными, а глобальные процессы имеют инерцию. Были выбраны следующие параметры: Р - природные ресурсы, Н- численность населения земного шара, ПР- промышленное производство на душу населения, З- загрязнение окружающей среды.

На рисунке 1.1 представлены модели для двух сценариев.

 

 

Рисунок 1.1 - Модели развития цивилизации

Стандартная модель. Создана при условии, что произойдет, если ничего не предпринимать. После 2030 г. очень быстро наступит катастрофическая ситуация. Численность населения, а также производство промышленной продукции начнут резко снижаться, а загрязнение расти. Цивилизация прекратит свое существование, а вместе с ней исчезнет и загрязнение.

Равновесная модель. Создана при условии, что рост населения прекращается с 1975 г., рост промышленной продукции - с 1985г. Ситуация смягчается, однако коллапс цивилизации отодвинется на 2-3 столетия.

Авторы видят решение проблемы

- в жесткой регламентации в использовании природных ресурсов, их регенерации;

- в трате львиной доле национального продукта на борьбу с загрязнением (В РФ 0,4 % бюджета тратят на решение экологических проблем, экологи мечтают о 2-4 %);

- семья не должна иметь более двух детей;

- каждый человек не должен тратить на свои нужды более 350 дол. в месяц.

В работах Медоуз недостаточно учитывалась эколого-экономическая мозаичность и пестрота мира. Поэтому в следующем проекте «Римского клуба» «Человечество у поворотного пункта» (1974), подготовленного под руководством М Месаровича и Э. Пестеля, осуществлена региональная дифференциация динамики и прогнозов экономического развития и экологических ситуаций. Мир представлен в виде десяти регионов.

Авторы приходят к выводу, что миру угрожает не глобальная катастрофа, а серия региональных кризисов, часть из которых наступит раньше, чем предсказывали Медоуз. Итог анализа - обоснование необходимости «ограниченного роста».

В настоящее время можно выделить следующие глобальные экологические проблемы:

1. Проблема деградации систем жизнеобеспечения нашей планеты (ограниченность природных ресурсов, дефицит пространства, загрязнение окружающей среды, изменение климата, деградация озонового слоя, ухудшение состояния почв, нарушение глобальных биогеохимических циклов и др.).

2. Проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества.

3. Демографическая проблема.

4. Продовольственная проблема.

5. Энергетическая проблема.

6. Минерально-ресурсная проблема.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.