КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории старения и старости
Введение Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также соответствующего обеспечения организма, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название старения. Понятия о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла прежде всего средняя продолжительность жизни, последнее определялось изменением условий жизни и социального строя, успехами медицины и другими преимуществами прогресса и цивилизации. В настоящее время мы располагаем биологическими теориями старения и психологическими подходами к определению сущности старости и старения. 1. Биологические теории старения По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения» (1). 2. «Программированное» старение Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». Некоторые теории старения, как, например, так называемые теории «часов», исходят из того, что изменения, связанные со старением, подконтрольны своего рода биологическому датчику, основная функция которого состоит в том, чтобы следить за «расписанием»развития биологического организма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы или в отсутствии таковой расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций (1). Представители теории «программированного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения подключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволюция живой природы. Однако в процессе изменений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не включенные в генетическую программу, которые оказывают «напрограммированное» воздействие на организм. Такое воздействие может происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую в себе генетическую информацию. В результате нормальных метаболических процессов в пределах клеток могут образовываться ядовитые побочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противостоят несколько механизмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической информации ДНК. Обе эти биологические теории старения являются очень общими, слишком широко трактующими причины процессов инволюции, происходящих в старости. В рамках этих подходов находит место теория основоположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который связывал старение с дисгармонией физиологических процессов организма, и теория И.И.Мечникова, рассматривавшего старение как процесс интоксикации (2). Биологические теории старения являются наиболее обоснованными и верифицированными (в плане психологических исследований старости мы будем говорить не о теориях, а лишь о подходах к проблеме). Однако биологические теории не учитывают дифференциации двух аспектов старости - физиологического и психологического - и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни. 3. Социально-психологические подходы к старению и старости Исключительно биологическое или исключительно социальное определение старения - это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следующему выводу: биологи обеспечивают определение старения (старости) чаще, чем психологи, а социологи никогда его не дают. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяженности жизни как зависимую переменную. Однако первые значительно реже используют ее, чем вторые, а чаще интересуются аспектами поведения только некоторых компонентов, которые могут быть отнесены к протяженности жизни. По этой причине определения старения, которые чаще предлагаются биологами, имеют ограничения для работы в психологии. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence -- старение). Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и изменение социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder -- старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontology -- учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями. Однако еще раньше к такому же выводу пришел Б.Г. Ананьев: необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычленять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавливать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последнего с социальными изменениями, сопутствующими этому возрастному периоду. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе. В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение -- как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение -- биологические изменения организма с возрастим (инволюция); социальное старение -- как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми. По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический - на мыслительных и психических аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям: · индивидуальные переживания пожилого человека; · место пожилого человека в обществе; · проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики. Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе. 4. Психологические подходы к старости Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма проблемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм признает, что человеческое существование имеет основание - судьбу, но люди свободны создавать на этом основании многое, соответственно своему выбору. Так, один из основоположников экзистенциализма К.Ясперс считал старость благоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого. Поэтому старости не нужно боятся, у нее есть свои преимущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жизненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физически слаб и не может, как прежде, предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Старик скован телесно, но в то же время свободен от телесности, более духовен. Если человек в старости достиг мудрости - он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Ясперс подчеркивал, что свойственные юности качества сменяются памятливостью зрелого возраста и возможным катарсисом старости. Понятия катарсиса старости переросло позднее в идею «последнего взгляда», о котором писал Ясунари Кавабата: накануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, позволяющую видеть земную жизнь в печальном, но умиротворенном, по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным. Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в раскрытие понятия старости внес психоаналитический подход. Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными. Альфред Адлер, изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание сопричастность, формирование и развитие «социального интереса». Теория А. Адлера могла бы стать чрезвычайно плодотворной для разработки психологической проблемы старости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации применим принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологический закон» о диалектическом превращении органической недостаточности через субъективное чувство неполноценности в психическое стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою очередь создает стимул для стремления и компенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, а внешними факторами - социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальном протезе», который должен заменить работу реальных физиологических систем (3). Для пожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в решении проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека. Наибольший вклад в развитие геронтопсихологии, собственно психологической концепции старости внесла теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (4).
Восьмая стадия жизненного пути - старость - характеризуется достижением новой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отношении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляются через осуждение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудрости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующих стадий. Если главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы, старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти.
Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком. Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности. Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой профессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться. Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом -- измерение, имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.
И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго -- измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении - наследие, которое их переживет.
Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости.
СТАДИИ УМИРАНИЯ Депривация личности. Типы депривации личности. Практическая работа № 1 Тема: Особенности познавательной способности в старости. Когнитивные изменения. Цель практической работы: Научить студентов дифференцировать признаки познавательной способности в старости. Ожидаемый результат: Навык дифференциации признаков познавательной способности в старости. Задание 1. Приведите примеры и заполните таблицу. Модель нормального психического развития в позднем возрасте.
Задание 2. Интерпретируйте полярные представления (пословицы) о старости. 1 группа пословиц: - «Голова седая, да душа молодая»; - «Учат добру не дураки, а старики»; - «Стар дуб, да корень свеж»; - «Седина бобра не портит»; - «Старое дерево скрипит, да не ломается». 2 группа пословиц: - «Молодость - пташка, а старость черепашка»; - «Молодость - не грех, старость – не смех»; - «Молодому – все дороги, старому – одна тропа». Определите, к какой стратегии старения относятся пословицы? А. Возможность дальнейшего прогрессивного развития личности человека; Б. Распадающаяся структура смысла жизни. Задание 3. Приведите примеры и заполните таблицу. Позитивные и негативные стереотипы старости.
Задача 1 «Смотрю на розы, и глаз радуется. Думаю, не зря мой труд пропал. А они как чувствуют, будто бы ещё краше становятся. Ой, а ночью у меня было такое горе. Две розы сломались. Я чуть не плакала. Многие не понимают меня, но ведь они – цветы – живые. Поэтому им больно, то и мне больно и плохо. А вообще земля и цветы дают мне силы» ж.75 лет. Интерпретируйте рассуждение. Какие особенности эмоциональной сферы свойственны этому возрасту? Аргументируйте ответ. Задача 2 «Совсем не нужна я стала. У них своих забот много, зачем им про бабушку думать. Всю жизнь дочери отдала. А она что? Они всё только ждут, пока я помру. На похороны мои – то от радости точно придут». Женщина, 72года. Какое чувство переживает женщина? Интерпретируйте пример. Аргументируйте ответ. Задача 3 Рассуждение 1. «Ой, страшно смерти – то. Хоть я вся в болячках, а все равно жить хочется. Новости смотришь – все взрывают, убивают. Иногда думаю, вот поеду я куда-нибудь и взорвут меня, даже вскрикнуть не успею». Ж.75 лет. Рассуждение 2. «Не боюсь умирать – знаю, что всё благополучно сложилось у моих ребят, что они – мои часики, мои кровиночки. Но не хочу! Максимку нужно на ноги помочь поставить, а там уж можно и на покой. Пока не чувствую усталости. Здоровье, правда, хромает, но это ничего!» ж.75 лет. Сравните эти два рассуждения. Интерпретируйте пример. Аргументируйте ответ. Задача 4 «Мне бы не хотелось менять своё прошлое. Тогда было полное романтики и любви время. Сейчас тоже всё замечательно. Да, я абсолютно счастливый человек. Но ведь всегда нужно быть счастливым в любой ситуации. Нужно радоваться каждому дню. Я просыпаюсь и думаю: «А вдруг этот день последний?». Значит, его надо так прожить, чтобы не было стыдно!».м.82 года. Какие эмоции чувствует мужчина и что он ими передаёт другим? Интерпретируйте пример. Аргументируйте ответ. Задача 5 «Нужно сохранять молодость души. Нельзя ныть, постоянно находиться в плохом настроении. Нельзя говорить постоянно о болезнях. Нужно откидывать всё это. Думать о хорошем. Читать книги и смотреть фильмы, которые отвечают интересам молодых. Тогда душа как-то не стареет!» ж.80 лет. Интерпретируйте пример. Аргументируйте ответ. Задача 6 «Раньше я мечтала стать музыкантом, затем художником, а потом сочиняла стихи…Хорошее было время. Но ничего, музыкантом станет мой внук, я сама буду водить его в музыкальную школу и куплю ему скрипку». Интерпретируйте пример. Аргументируйте ответ. 1. Предмет, объект возрастной психологии. Задачи возрастной психологии и психологии развития. 2. Основные подходы к рассмотрению категории «развитие» в психологии. 3. Проблема детерминант психического развития. 4. Основные подходы к рассмотрению категории «возраст» в психологии. 5. Ключевые характеристики категории «психологический возраст»: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сфере сознания и личности 6. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка. 7. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок- предмет» (К. Бюллер, Ш. Бюллер, Ст. Холл, В. Штерн, К. Коффка, А. Гезелл и др.). 8. Подходы к историческому анализу понятия «детство» в трудах Ф. Ариеса. 9. Проблема периодизации психического развития. 10. Кризисы возрастного развития. 11. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля, С.Холла, Гетчинсена. 12. Стадии психосексуального развития 3. Фрейда. 13. Стадии развития личности и стадии ритуализации Э. Эриксона. 14. Теория привязанности Дж. Боулби. 15. Зависимость как центральный компонент теории научения Р.Сирса. 16. Ключевые понятия концепции Б. Скинера в контексте возрастной психологии. 17. Концепция социального научения А. Бандуры в контексте возрастной психологии. 18. Концепция когнитивного развития Ж. Пиаже, Дж.Брунер. 19. Концепция морально-нравственного развития Л.Колберга. 20. Концепция культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского. 21. Концепция возрастного развития Д. Б. Эльконина. 22. Периодизация развития личности Д.И.Фельдштейна, В.И.Слободчикова 23. Концепция развития личности А. В. Петровского. 24. Характеристика пренатального развития человека. 25. Характеристика рефлексов новорожденного. 26. Психическое развитие младенца. 27. Важнейшие достижения раннего детства. 28. Формирование личности в раннем детстве. Кризис трех лет как кризис социальных отношений. Симптомы кризиса по Д.Б.Эльконину. 29. Развитие предметной деятельности. 30. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. 31. Характеристика изобразительной деятельности ребенка. 32. Когнитивное развитие дошкольника. 33. Психосоциальное развитие дошкольника. 34. Виды готовности ребенка к школе. 35. Психологическая готовность к обучению в школе. 36. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте. 37. Психосоциальное развитие в младшем школьном возрасте. 38. Подростковый возраст как социально-психологическое явление. 39. Проблема «кризиса» подросткового возраста. 40. Когнитивное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте. 41. Психосоциальное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте. 42. Характеристика жизненных и профессиональных кризисов. 43. Этапы профессионального пути. (Д.Супер, Р. Хейвигхерст). Виды профессиональной карьеры. 44. Когнитивное развитие в зрелом возрасте. 45. Психосоциальное развитие в зрелом возрасте. 46. Теории старения. 47. Изменения когнитивной сферы в старости. 48. Изменения психосоциальной сферы в старости. 49. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях. 50. Этапы смерти.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 4428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |