Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциально-феноменологический подход в теории личности и его реализация в деятельности специалиста по социальной работе. Психокоррекция, центрированная на клиенте




ХОЛДИНГ

ИМАГО-МЕТОД

Имаго-метод (от лат. "imago" - образ) - метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Метод предложен в 1966 г. И.Е. Вольпертом. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Первоначальный курс имаготерапии занимает от 3 мес до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. Имаготерапия проводится в групповой и реже в индивидуальной форме. Клиенту предлагается ежедневно (до 2 ч) воспроизводить в поведении образ своего "Я" таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом клиента.

Метод холдинга (от англ, "hold" - держать) используется в коррекции широкого спектра эмоциональных расстройств, но первоначально он был разработан для работы с детьми, страдающим ранним детским аутизмом. Процедура холдинга заключается в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает и крепко держит его лицом к лицу. Аутичный ребенок непременно окажет сопротивление. Он будет вырываться, может драться, кусаться, плеваться. Мать должна не сдаваться, держать ребенка, пытаться установить с ним контакт глазами.

Феноменологическое направление:

-поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности

- люди способны определять свою судьбу

-люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству

Руководящий мотив жизни- тенденция к актуализации- свойственной организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в термине «организмический оценочный процесс» - люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Роджерс выдвинул теорию, что когда <Я> только формируется, оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации является стремление человека к самоактуализации- это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью.

Центральное место в субъективном мире принадлежит Я-концепции (самость)-концепции человека о том, что он собой представляет.

Я-концепция:

- я-идеальное (атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет)

- я-реальное

В значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развита Я-концепции.

Условия для развития Я-концепции:

1 потребность в позитивном внимании (для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие)

2 обусловленное позитивное внимание, или условия ценности (дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители)

3 безусловное позитивное внимание (безусловное позитивное принятие без критики и оговорок (например, своего ребенка матерью)

Когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания, возникает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция.

Механизмы защиты:

- Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека.

- Отрицание - менее часто встречаемая защитная реакция, человек сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний.

Роджерс высказывал определенные идеи о конкретных личностных характеристиках, которые определяют <хорошую жизнь>.

Полноценно функционирующий человек- это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний.

5 основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей:

1-открытость переживаний (способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы.)

2-экзистенциальный образ жизни (тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее)

3-организмическое доверие (способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения)

4-эмпирическая свобода (человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов; это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой)

5 креативность (творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.