КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История детской практической психологии
Д38 ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕТСКАЯ Благодарности Мне невероятно повезло с друзьями, и я без стеснения прошу их о помощи. Я обращался к каждому (а к некоторым – по много раз) за информацией или редактурой. Прошу прощения, что не перечисляю всех, но несколько человек сыграли цен тральную роль в появлении книги на свет. Первая благодарность – Джейсону Цвейгу, который уговорил меня заняться книгой и терпеливо пытался работать вместе со мной, пока нам обоим не стало ясно, что со мной работать невозможно. Однако он успел щедро поделиться редакторскими советами и обширными знаниями; многие его предложения рассыпаны по всей книге. Роджер Левин перерабатывал расшифровки записей лекций в черновики целых глав. На протяжении всей работы очень ценной была помощь Мэри Химмельштейн. Джон Брокман начинал в качестве литературного агента, но стал впоследствии верным другом. Ран Хассин помогал советами и подбадривал меня в нужную минуту. На последних стадиях долгого пути я получил необходимую помощь от Эрика Чински, моего редактора в издательстве Farrar, Straus and Giroux. Он знал книгу лучше меня самого, и с самого начала сотрудничество с ним доставляло удовольствие – я и не представлял, что редактор может проделать такую огромную работу. Моя дочь, Ленора Шоэм, пришла на помо щь в последние лихорадочные месяцы с ее мудростью, острым критическим взглядом и многими предложениями для разделов «Разговоры о…». Моя жена, Анна Трейсман, немало вытерпела и много сделала – я давно сдался бы без ее постоянной поддержки, мудрости и бесконечного терпения. _______________________________________
под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской ______________________________________
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
МОСКВА УДК 159.922.7 (075.8) ББК88.8 Д 38 Рецензенты: доктор психологических наук член-корреспондент РАО И.В. Дубровина; , доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев
Коллектив авторов: доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская, — гл. 1, 3; кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова — гл. 2, 4; кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная — гл. 5; кандидат психологических наук Е.А. Калягина;, доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова — гл. 6
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с. ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места. Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. УДК 159.922.7 (075.8) ББК88.8 В оформлении обложки использован фрагмент картины Бальтуса «Дети» (19S37) ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000 © Коллектив авторов, 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 6 ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 7 ГЛАВА 1...................................................................................................................................................................................................... 7 1.1. Становление детской практической психологии и педологии.......................................................................... 7 1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России................................................................................ 12 1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг........................................................................ 15 • Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 21 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ............................................................................................................. 23 В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................... 23 ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................................... 23 2. 1. Психологическийкабинет................................................................................................................................................... 23 2.2. Психологический инструментарий................................................................................................................................ 25 2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога................................................................. 28 2.4. Специальная документация.............................................................................................................................................. 29 2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация....................................................................................................... 32 • Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 35 Особенности психического развития детей дошкольного возраста..................................... 35 Глава 3.................................................................................................................................................................................................... 35 3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества....................................... 35 3.2. Психические особенности детей раннего возраста............................................................................................... 39 3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте......................................................................... 41 3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей......................................................................... 48 • Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 50 НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.............................................................................................................................. 50 ГЛАВА4.................................................................................................................................................................................................... 50 4.1. Психодиагностика................................................................................................................................................................. 50 4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка........................ 60 4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение............................................................................................ 63 4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса............................................................................... 65 • Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 69 ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ........ 71 ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................................... 72 5.1. Терминология............................................................................................................................................................................ 72 5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................................................... 72 5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.......................................................... 75 5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте..................................... 79 • Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 84 КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ.................................... 84 ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................................... 84 • Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 92 ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................ 92 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...................................................................................................................................................................... 97 ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 99 Приложение 1.................................................................................................................................................................................. 100 Бланки психологических заключений............................................................................................................................... 100 Приложение 2.................................................................................................................................................................................. 104 Протоколы коррекционно-диагностических................................................................................................................... 104 мероприятий.................................................................................................................................................................................... 104 Приложение 3.................................................................................................................................................................................. 106 Журнал психологических запросов..................................................................................................................................... 106 Приложение 4.................................................................................................................................................................................. 106 Бланк психологического запроса......................................................................................................................................... 106 Приложение 5.................................................................................................................................................................................. 107 План работы практического психолога в дошкольном учреждении................................................................... 107 Приложение 6.................................................................................................................................................................................. 109 Набор диагностических методик для детей 3—4 лет.................................................................................................. 109 Приложение 7.................................................................................................................................................................................. 109 Набор диагностических методик для детей 4—7 лет.................................................................................................. 109 Приложение 8.................................................................................................................................................................................. 110 Haбор диагностических методик для детей 7— 12 лет.............................................................................................. 110 Приложение 9.................................................................................................................................................................................. 110 Набор диагностических методик для детей 12—18 лет............................................................................................. 110 Приложение 10................................................................................................................................................................................ 111 Диагностика готовности к школе........................................................................................................................................ 111 Приложение 11................................................................................................................................................................................ 111 Дополнительные методики...................................................................................................................................................... 111 Приложение 12................................................................................................................................................................................ 112 Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала....................................... 112 Приложение 13................................................................................................................................................................................ 122 Aнкетa для воспитателей......................................................................................................................................................... 122 Приложение 14................................................................................................................................................................................ 124 Анкета для родителей................................................................................................................................................................. 124 Приложение 15................................................................................................................................................................................ 128 Выписка из медицинской карты........................................................................................................................................... 128 Приложение 16................................................................................................................................................................................ 129 Схема беседы с ребенком.......................................................................................................................................................... 129 Приложение 17................................................................................................................................................................................ 130 Схема беседы с родителями.................................................................................................................................................... 130 Приложение 18................................................................................................................................................................................ 131 Конспекты психокоррекционных занятий....................................................................................................................... 131 Приложение 19................................................................................................................................................................................ 133 Практический материал психопрофилактических воздействий........................................................................... 133 Приложение 20................................................................................................................................................................................ 135 Рекомендации для родителей................................................................................................................................................. 135 Приложение 21................................................................................................................................................................................ 138 Материалы для самооценки родителей............................................................................................................................. 138 Приложение 22................................................................................................................................................................................ 140 Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни......................................................... 140 Приложение 23................................................................................................................................................................................ 146 Диагностика психического развития детей раннего возраста.............................................................................. 146 Приложение 24................................................................................................................................................................................ 153 Диагностика психического развития детей 4—7 лет.................................................................................................. 153 Предисловие................................................... 7 Глава 1. История детской практической психологии............. 8 1.1. Становление детской практической психологии и педологии........................................ 8 1.2. Становление детской практической психологии в России.......................................... 17 1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг........................................ 24 Вопросы и задания ...................................... 35 Глава 2. Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении......................................... 37 2.1. Психологический кабинет......................... 37 2.2. Психологический инструментарий................. 41 2.3. Нормативная документация детского практического психолога.................................... 45 2.4. Специальная документация........................ 45 2.5. Организационно-методическая документация....... 51 Вопросы и задания.............. ......................... 56 Глава 3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста................................................. 58 3.1. Психические особенности детей в период ново- рожденности и младенчества....................... 58 3.2. Психические особенности детей раннего возраста.............................................. 65 3.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте...................................... 70 3.4. Общие подходы к диагностике психического развития детей....................................... 82 Вопросы и задания..................................... 85 Глава 4. Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения........................................................ 86 4.1. Психодиагностика................................ 86 4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка.............. 101 4.3. Психологическое консультирование и просвещение.............................................. 107 4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса........................................ 111 Вопросы и задания.................................... 119 Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123 5.1. Терминология.......^........................... 124 5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................... 125 5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте............................ 130 5.4. Особенности депривации психического развития в дошкольном возрасте....................... 137 Вопросы и задания. .................................... 146 Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении............................................ 147 Вопросы и задания.................................... 161 Литература.................................................. 162 Словарь терминов........................................... 168 Приложения................................................ 173 ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога. Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей. В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал. В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями. Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях. ГЛАВА 1
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |