Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История детской практической психологии




Д38

ПСИХОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ДЕТСКАЯ

Благодарности

Мне невероятно повезло с друзьями, и я без стеснения прошу их о помощи. Я обращался к каждому (а к некоторым – по много раз) за информацией или редактурой. Прошу прощения, что не перечисляю всех, но несколько человек сыграли цен тральную роль в появлении книги на свет. Первая благодарность – Джейсону Цвейгу, который уговорил меня заняться книгой и терпеливо пытался работать вместе со мной, пока нам обоим не стало ясно, что со мной работать невозможно. Однако он успел щедро поделиться редакторскими советами и обширными знаниями; многие его предложения рассыпаны по всей книге. Роджер Левин перерабатывал расшифровки записей лекций в черновики целых глав. На протяжении всей работы очень ценной была помощь Мэри Химмельштейн. Джон Брокман начинал в качестве литературного агента, но стал впоследствии верным другом. Ран Хассин помогал советами и подбадривал меня в нужную минуту. На последних стадиях долгого пути я получил необходимую помощь от Эрика Чински, моего редактора в издательстве Farrar, Straus and Giroux. Он знал книгу лучше меня самого, и с самого начала сотрудничество с ним доставляло удовольствие – я и не представлял, что редактор может проделать такую огромную работу. Моя дочь, Ленора Шоэм, пришла на помо щь в последние лихорадочные месяцы с ее мудростью, острым критическим взглядом и многими предложениями для разделов «Разговоры о…». Моя жена, Анна Трейсман, немало вытерпела и много сделала – я давно сдался бы без ее постоянной поддержки, мудрости и бесконечного терпения.

_______________________________________

 

под редакцией

профессора Т.Д. Марцинковской

______________________________________

 

 

Рекомендовано Министерством

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям

 

МОСКВА


УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

Д 38

Рецензенты:

доктор психологических наук член-корреспондент РАО И.В. Дубровина;

, доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

 

 

Коллектив авторов:

доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская, — гл. 1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова — гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная — гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;,

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова — гл. 6

 

 

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

ISBN 5-8297-0038-7

 

В соответствии с государственным образовательным стандартом высше­го профессионального образования рассматриваются история детской прак­тической психологии, организация психологической службы в детском до­школьном учреждении, особенности психического развития детей дошколь­ного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диа­гностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практичес­ких психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса «Дети» (19S37)

ISBN 5-8297-0038-7 © «Гардарики», 2000

© Коллектив авторов, 2000


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 6

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................... 7

ГЛАВА 1...................................................................................................................................................................................................... 7

1.1. Становление детской практической психологии и педологии.......................................................................... 7

1.2. Становление детскойпрактическойпсихологии в России................................................................................ 12

1.3. Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг........................................................................ 15

• Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 21

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ............................................................................................................. 23

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................... 23

ГЛАВА 2.................................................................................................................................................................................................... 23

2. 1. Психологическийкабинет................................................................................................................................................... 23

2.2. Психологический инструментарий................................................................................................................................ 25

2.3. Нормативнаядокументациядетскогопрактическогопсихолога................................................................. 28

2.4. Специальная документация.............................................................................................................................................. 29

2.5. Opганизaциoннo-мeтoдичecкaя докумeнтация....................................................................................................... 32

• Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 35

Особенности психического развития детей дошкольного возраста..................................... 35

Глава 3.................................................................................................................................................................................................... 35

3.1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества....................................... 35

3.2. Психические особенности детей раннего возраста............................................................................................... 39

3.3. Особенностипсихическогоразвития в дошкольном возрасте......................................................................... 41

3.4. Общие подходы к диагностике психическогоразвития детей......................................................................... 48

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 50

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.............................................................................................................................. 50

ГЛАВА4.................................................................................................................................................................................................... 50

4.1. Психодиагностика................................................................................................................................................................. 50

4.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка........................ 60

4.3.Психологическоеконсультирование и просвещение............................................................................................ 63

4.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса............................................................................... 65

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 69

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ........ 71

ГЛАВА 5.................................................................................................................................................................................................... 72

5.1. Терминология............................................................................................................................................................................ 72

5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве............................................................... 72

5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте.......................................................... 75

5.4. Особенности депривациипсихологическогоразвития в дошкольном возрасте..................................... 79

• Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 84

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ.................................... 84

ГЛАВА 6.................................................................................................................................................................................................... 84

Вопросы и задания...................................................................................................................................................................... 92

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................ 92

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...................................................................................................................................................................... 97

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 99

Приложение 1.................................................................................................................................................................................. 100

Бланки психологических заключений............................................................................................................................... 100

Приложение 2.................................................................................................................................................................................. 104

Протоколы коррекционно-диагностических................................................................................................................... 104

мероприятий.................................................................................................................................................................................... 104

Приложение 3.................................................................................................................................................................................. 106

Журнал психологических запросов..................................................................................................................................... 106

Приложение 4.................................................................................................................................................................................. 106

Бланк психологического запроса......................................................................................................................................... 106

Приложение 5.................................................................................................................................................................................. 107

План работы практического психолога в дошкольном учреждении................................................................... 107

Приложение 6.................................................................................................................................................................................. 109

Набор диагностических методик для детей 3—4 лет.................................................................................................. 109

Приложение 7.................................................................................................................................................................................. 109

Набор диагностических методик для детей 4—7 лет.................................................................................................. 109

Приложение 8.................................................................................................................................................................................. 110

Haбор диагностических методик для детей 7— 12 лет.............................................................................................. 110

Приложение 9.................................................................................................................................................................................. 110

Набор диагностических методик для детей 12—18 лет............................................................................................. 110

Приложение 10................................................................................................................................................................................ 111

Диагностика готовности к школе........................................................................................................................................ 111

Приложение 11................................................................................................................................................................................ 111

Дополнительные методики...................................................................................................................................................... 111

Приложение 12................................................................................................................................................................................ 112

Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала....................................... 112

Приложение 13................................................................................................................................................................................ 122

Aнкетa для воспитателей......................................................................................................................................................... 122

Приложение 14................................................................................................................................................................................ 124

Анкета для родителей................................................................................................................................................................. 124

Приложение 15................................................................................................................................................................................ 128

Выписка из медицинской карты........................................................................................................................................... 128

Приложение 16................................................................................................................................................................................ 129

Схема беседы с ребенком.......................................................................................................................................................... 129

Приложение 17................................................................................................................................................................................ 130

Схема беседы с родителями.................................................................................................................................................... 130

Приложение 18................................................................................................................................................................................ 131

Конспекты психокоррекционных занятий....................................................................................................................... 131

Приложение 19................................................................................................................................................................................ 133

Практический материал психопрофилактических воздействий........................................................................... 133

Приложение 20................................................................................................................................................................................ 135

Рекомендации для родителей................................................................................................................................................. 135

Приложение 21................................................................................................................................................................................ 138

Материалы для самооценки родителей............................................................................................................................. 138

Приложение 22................................................................................................................................................................................ 140

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни......................................................... 140

Приложение 23................................................................................................................................................................................ 146

Диагностика психического развития детей раннего возраста.............................................................................. 146

Приложение 24................................................................................................................................................................................ 153

Диагностика психического развития детей 4—7 лет.................................................................................................. 153

Предисловие................................................... 7

Глава 1. История детской практической психологии............. 8

1.1. Становление детской практической психологии

и педологии........................................ 8

1.2. Становление детской практической психологии

в России.......................................... 17

1.3. Развитие практической психологии и педологии

в 20-30-е гг........................................ 24

Вопросы и задания ...................................... 35

Глава 2. Организация психологической службы в детском до­школьном учреждении......................................... 37

2.1. Психологический кабинет......................... 37

2.2. Психологический инструментарий................. 41

2.3. Нормативная документация детского практичес­кого психолога.................................... 45

2.4. Специальная документация........................ 45

2.5. Организационно-методическая документация....... 51

Вопросы и задания.............. ......................... 56

Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь­ного возраста................................................. 58

3.1. Психические особенности детей в период ново-

рожденности и младенчества....................... 58

3.2. Психические особенности детей раннего воз­раста.............................................. 65

3.3. Особенности психического развития в дошколь­ном возрасте...................................... 70


3.4. Общие подходы к диагностике психического раз­вития детей....................................... 82

Вопросы и задания..................................... 85

Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак­тического психолога в условиях детского дошкольного учреж­дения........................................................ 86

4.1. Психодиагностика................................ 86

4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне­ний и нарушений в развитии ребенка.............. 101

4.3. Психологическое консультирование и просвеще­ние.............................................. 107

4.4. Психологическое обеспечение педагогического

процесса........................................ 111

Вопросы и задания.................................... 119

Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни................................... 123

5.1. Терминология.......^........................... 124

5.2. Особенности депривации психического разви­тия в младенчестве............................... 125

5.3. Особенности депривации психического разви­тия в раннем возрасте............................ 130

5.4. Особенности депривации психического разви­тия в дошкольном возрасте....................... 137

Вопросы и задания. .................................... 146

Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно­стями в общении............................................ 147

Вопросы и задания.................................... 161

Литература.................................................. 162

Словарь терминов........................................... 168

Приложения................................................ 173


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данная книга содержит материал, необходимый для работы практи­ческих психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением доку­ментации и рабочего места психолога.

Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности прак­тического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагнос­тической и коррекционной работы с детьми и родителями, показы­ваются способы включения полученных при диагностике материа­лов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последст­вий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии позна­вательных процессов и общения детей.

В конце каждой главы читателям предлагается ответить на во­просы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

В книгу включен список литературы и словарь терминов. В при­ложениях приводятся образцы документации практического психо­лога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — набо­ры методик для разного возраста, способы их применения и интер­претации полученных данных, а также образцы проведения диа­гностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работаю­щих в образовательных учреждениях.


ГЛАВА 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.