КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспериментальная психология 1 страница
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ. РАСТВОРЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТОВ»
«ИОННЫЕ РАВНОВЕСИЯ В РАСТВОРАХ»
«БУФЕРНЫЕ РАСТВОРЫ»
«КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЕ»
«КИСЛОТНО - ОСНОВНОЕ ТИТРОВАНИЕ»
«РЕДОКСИМЕТРИЯ»
«КОМПЛЕКСИМЕТРИЯ»
«ФОТОМЕТРИЯ»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В.В. Егоров, Е.А. Варламова, Н.И. Воробьева и др. Неорганическая химия. Биогенные и абиогенные элементы: Учеб. пособие для студ. вузов. По спец."Зоотехния", "Ветеринария". - СПб.: Лань, 2009, 313 с. 2. В.В. Егоров, Н.И. Воробьева, М.А. Кордонская, Л.Ф. Петракова, И.Г. Сильвестрова. Общая, неорганическая и аналитическая химия: Учебно-методическое пособие. - М.: ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, 2011, 267 с 3. В.А. Попков, Ю.А. Ершов, А.С. Берлянд. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учебник для бакалавров, студентов вузов, обуч. по мед., биолог., агроном., вет., эколог. спец. - 9-е изд.. - М.: Юрайт, 2011, 559 с. 4. В.В. Егоров, Н.И. Воробьева, М.А. Кордонская, Л.Ф. Петракова, И.Г. Сильвестрова. Лабораторный практикум по общей, неорганической и аналитической химии. - М.: ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, 2012, 131с. 5. В.В. Егоров, Н.И. Воробьева, И.Г. Сильвестрова. Краткий курс аналитической химии: Методическое пособие. - М.: ФГБОУ ВПО МГАВМиБ. 2010, 72 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Определение молярной массы эквивалента 4 Энергетика химических реакций 9 Кинетика химических реакций. Химическое равновесие 15 Приготовление растворов. Растворы неэлектролитов 20 Ионные равновесия в растворах 25 Буферные растворы 30 Комплексообразование 35 Кислотно-основное титрование……………………………………40 Редоксиметрия………………………………………………………45 Комплексиметрия…………………………………………………...50 Фотометрия………………………………………………………….55 Ответы на тесты……………………………………………………..60 Рекомендуемая литература 62 2-е издание, дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000 Дружинин Владимир Николаевич ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Издание 2-е, дополненное Серия «Учебник нового века» Главный редактор издательства В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психологической редакцией В. Попов Ведущий редактор М. Лебедева Литературный редактор П. Предбанникова Художник обложки В. Королева Обработка иллюстраций Н. Резников, Д. Милов Корректоры Т. Брылёва, Н.Баталова, Н.Викторова Оригинал-макет подготовили Н. Бычкова, С. Кожевников ББК88.3я7 УДК159.9(075) Дружинин В. Н. Д76 Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISBN 5-8046-0176-8 Учебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психология» 'для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора. Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования. ©Дружинин В. Н., 1999 © Серия, оформление. «Издательство Питер», 2000 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-8046-0176-8 Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная. 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23 02 99. Подписано в печать 30.12.99 Формат 70х100'/ц. Усл. п л. 26. Тираж 7000 экз. Заказ №. 1982 Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникации. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,
Оглавление
ОТ АВТОРА.............................................................................................................................................................................. 3 ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология..................................................................................................................... 4 Предисловие........................................................................................................................................................................ 5 1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА...................................................................... 7 1.1. О методологии науки................................................................................................................................................ 7 1.2. Исследование............................................................................................................................................................ 10 1.3. Теория и ее структура............................................................................................................................................ 14 1.4. Научная проблема.................................................................................................................................................. 15 1.5. Гипотеза..................................................................................................................................................................... 16 1.6. Основные общенаучные исследовательские методы.................................................................................... 18 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ..................................................................................................... 23 2.1. Психологическая наука как выбор..................................................................................................................... 23 2.2. Вновь о методологии.............................................................................................................................................. 26 2.3. Классификация методов психологического исследования......................................................................... 27 2.4. Неэкспериментальные психологические методы........................................................................................... 32 2.4.1 наблюдение........................................................................................................................................................ 32 2.4.2 Беседа................................................................................................................................................................... 35 2.4.3 «Архивный метод»............................................................................................................................................ 36 3. ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА............................................................................. 39 3.1. Экспериментальное общение............................................................................................................................... 40 3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность............................................................................................ 46 3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.............................................................................................. 50 3.4. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента...................................................... 52 4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА......... 62 4.1. Организация и проведение экспериментального исследования................................................................ 62 4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент........................................................................................ 73 4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия»............................................................... 75 4.4. Экспериментальная выборка............................................................................................................................... 78 4.5. Экспериментальные переменные и способы их контроля........................................................................... 82 4.5.1 Независимая переменная................................................................................................................................ 84 4.5.2 Зависимая переменная.................................................................................................................................... 86 4.5.3 Отношения между переменными.................................................................................................................. 87 4.5.4 Контроль переменных..................................................................................................................................... 90 4.5.5 Определение внешней переменной.............................................................................................................. 91 5. Экспериментальные и неэкспериментальные планы............................................................................................ 96 5.1. Экспериментальные планы................................................................................................................................... 96 5.1.1 Планы для одной независимой переменной.............................................................................................. 96 5.1.2 Планы для одной независимой переменной и нескольких групп..................................................... 101 5.1.3 Факторные планы........................................................................................................................................... 102 5.1.4 Планы экспериментов для одного испытуемого................................................................................... 107 5.2. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы....................................................................... 115 5.2.1 Доэкспериментальные планы..................................................................................................................... 116 5.2.2 Квазиэкспериментальные планы............................................................................................................... 117 5.2.3 Планыeх-post-facto....................................................................................................................................... 120 5.3. Корреляционное исследование......................................................................................................................... 121 5.3.1 Планирование корреляционного исследования.................................................................................... 123 5.4. Планирование корреляционных исследований в кросскультурной психологии и психогенетике 129 5.4.1 Кросскультурное исследование................................................................................................................. 130 5.4.2 Психогенетическое исследование............................................................................................................. 138 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ...................................................................................................................... 145 Основные понятия. Измерение, шкалы, числовая система с отношениями, эмпирическая система с отношениями, отображение, порядок, номинация, метрика, свойство, шкалограмма, тест, валидность, надежность, гомогенность, прогностичность, тестовые нормы, латентно-структурный анализ, латентная переменная, логит, трудность задания, дискриминантность задания. 6.1. Элементы теории психологических измерений.................................... 146 6.1.1 Шкала наименований.................................................................................................................................... 148 6.1.2 Шкала порядка................................................................................................................................................ 149 6.1.3 Шкала интервалов......................................................................................................................................... 151 6.1.4 Шкала отношений.......................................................................................................................................... 152 6.1.5 Другие шкалы.................................................................................................................................................. 152 6.1.6 Шкальные преобразования......................................................................................................................... 153 6.2. Виды психологических измерений................................................................................................................... 154 6.3. Тестирование и теория измерений.................................................................................................................... 156 6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста.............................................................................. 163 6.5. Стохастическая теория тестов (IRT)................................................................................................................ 166 7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.............................................................................. 175 7.1. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение..................................................................... 176 7.2. Форма представления результатов исследования....................................................................................... 180 7.3. Требования к оформлению научной статьи.................................................................................................. 188 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................... 191 Часть II................................................................................................................................................................................. 191 Структура и логика психологического исследования............................................................................................ 191 ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................. 191 1. ПРЕДМЕТНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....... 192 1.1. Логические предпосылки структурного описания психологического исследования....................... 193 1.2. Умозрительные психологические предпосылки........................................................................................... 198 1.3. Структура естественнонаучного психологического исследования....................................................... 201 1.4. Виды естественнонаучного психологического исследования (методические подходы)................. 207 1.5. Факт и артефакт в психологическом исследовании.................................................................................... 209 1.6. Основные характеристики психологического эмпирического исследования..................................... 211 2. СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ....... 214 2.1. Проблема объектной специфики психологического эмпирического исследования (эксперимента) 214 2.2. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции....................................................................... 219 2.3. Субъект-объектная природа испытуемого и специфика эмпирического психологического метода 224 3. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭМПИРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 231 3.1. Еще раз о телеологическом и каузальном подходах.................................................................................. 232 3.2. Герменевтический метод в психологии........................................................................................................... 235 3.3. Отношение герменевтики и естественнонаучного подхода в психологическом эмпирическом исследовании 239 3.4. Трехмерная классификация психологических эмпирических методов................................................. 245 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................... 255 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................................................................................. 256 ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................................................................................... 256 Этические принципы проведения исследования на человеке*........................................................................ 256 ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................................................................................................................................... 257 Образец анкеты после проведенного эксперимента*......................................................................................... 257 ПРИЛОЖЕНИЕ 3............................................................................................................................................................... 258 Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале» («ПЖ»)*...................... 258 СЛОВАРЬ............................................................................................................................................................................. 261 БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................................................................................. 269
ОТ АВТОРА Предлагаемый вашему вниманию учебник построен в соответствии с программой стандартного курса «Экспериментальная психология» для психологических факультетов университетов. С момента выхода первого издания «Экспериментальной психологии» в издательстве «Инфра-М» прошло три года. За это время я, как автор, выслушал достаточно много похвал и нареканий по поводу содержания книги, которая совершенно условно называлась «учебное пособие». Во-первых, писалась она не как «учебное пособие», а как полноценный учебник по курсу «Экспериментальная психология», и лишь бюрократические изыски Минобразования РФ не позволили (вопреки заключению УМО по психологии университетов России) присвоить книге статус учебника Во-вторых, сыграло свою роль руководство издательства, название которого я не хочу упоминать, заказавшее мне учебник небольшого объема, а в последний момент, когда текст был готов, отказавшееся заключить договор. Поэтому первоначально в учебнике очень кратко излагалась методическая часть, а также не были включены разделы, посвященные специфике планирования и проведения исследований в различных отраслях психологии Но учебник стал жить собственной жизнью. Два тиража быстро разошлись, и издательство «Питер» любезно предложило мне подготовить второе издание «Экспериментальной психологии». Чем это издание отличается от предыдущих? Мне хотелось изложить собственные взгляды на методологию психологического исследования. Поскольку без серьезного изложения методологических проблем любой учебник по экспериментальной психологии неполноценен, в качестве дополнения к основному тексту в книгу включена сокращенная монография «Структура и логика психологического исследования», вышедшая в 1994 году небольшим тиражом в издательстве Института психологии РАН Кроме того, основной текст учебника дополнен разделами, посвященными специфике планирования исследований в психогенетике и культуральной психологии. Мы дополнили основной текст рисунками и графиками, поясняющими его содержание. В предыдущем издании в тексте было много опечаток, содержательных и стилистических недочетов. За опечатки не ручаюсь, но содержательные и стилистические огрехи с помощью редактора издательства «Питер» удалось исправить. Я буду очень признателен преподавателям и студентам, которые критически отнесутся к тексту и выскажут мне свои замечания и пожелания для того, чтобы учесть их при переиздании учебника (если оно состоится). Хочу поблагодарить гуманитарную редакцию издательства «Питер» за сотрудничество, которое, я надеюсь, пойдет на благо психологии, а также высказать признательность Н. Б. Горюновой и В. М. Макарову за помощь в подготовке учебника. ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология
Правды о цветах нет, есть наука ботаника. Виктор Шкловский
Предисловие До начала 80-х годов психологическая наука в нашей страна напоминала, образно говоря, перевернутую пирамиду, стоящую на своей вершине. Большинство отечественных психологов занималось исследовательской и преподавательской работой, меньшая часть — прикладными разработками, считанное количество оказывало консультативную психотерапевтическую и психодиагностическую помощь людям. Социальные процессы в России привели к тому, что психологи стали зарабатывать на жизнь преподаванием, изданием популярных книг и практикой. Интерес к гуманитарной психологии, практической психологии и к тому, что в США называют self-help, возрос необычайно. Интерес же студентов психологических факультетов к фундаментальным исследованиям, а тем более к их методам снизился. Кроме того, культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте. Главным пособием для студентов-психологов, изучающих технику проведения психологического эксперимента, считается учебник Р. Готтсданкера «Основы психологического эксперимента» (1982), удачно переведенный профессорами МГУ Ч.А. Измайловым и В.В. Петуховым. Книга Готтсданкера при всей популярности изложения и доступности все же, на мой взгляд, не охватывает многообразия проблем, возникающих при планировании и проведении современного психологического эмпирического исследования. Монография Д. Кэмпбелла «Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях», вышедшая в 1980 г. в издательстве «Прогресс» под общей редакцией М. И. Бобневой, рассчитана на более компетентного читателя и при всех ее достоинствах, вряд ли может рассматриваться как учебник. Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения. 1) Под экспериментальной психологией понимают (вслед за В. Вундтом, С. Стивенсом и другими учеными) всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. Эта точка зрения отражена в «Экспериментальной психологии» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (Экспериментальная психология, 1966).
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |