КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания. При изучении предлагаемых вопросов необходимо уяснить, что после завершения Гражданской войны большевики под давлением крестьянства были вынуждены объявить оПри изучении предлагаемых вопросов необходимо уяснить, что после завершения Гражданской войны большевики под давлением крестьянства были вынуждены объявить о частичном восстановлении экономической свободы, продолжая неукоснительно укреплять свою диктатуру в общественно-политической сфере. Разгромив политических противников, партия большевиков оказалась перед лицом острых внутренних противоречий. Итогом внутрипартийной борьбы стало утверждение к концу 1920-х гг. фактического единовластия И.В. Сталина. В национально-государственной сфере основным событием стало создание СССР – формально союзного государства, на деле представлявшего собой жёсткую унитарную структуру. В сфере экономической система нэпа, позволившая восстановить хозяйство после военных разрушений, оказалась к концу 1920-х гг. из-за внутренне присущих ей противоречий на грани ликвидации. Изучение темы можно начать с острой необходимости поворота к новой экономической политике. Студентам предлагается аргументировать этот переход. При этом следует учесть внутриполитическую обстановку в стране после окончания Гражданской войны (крестьяне восстали на Украине, в Сибири, Средней Азии, Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях). Приводятся слова В.И. Ленина о самом большом внутреннем политическом кризисе Советской России. Выяснив причины поворота к НЭПу, необходимо раскрыть её сущность, процессы складывания этой политики, сложные проблемы, вызванные новой экономической политикой, и причины свёртывания НЭПа. Определяя значение НЭПа, можно указать на современные дискуссии в российской историографии. Обращаясь к проблеме образования СССР, можно использовать план, по которому выясняются предпосылки создания союза, проекты объединения и само образование объединения республик. Постепенно федеративные принципы организации, заменяясь на унитарные, позволят выяснить межнациональные проблемы, приведшие к распаду СССР. Экономический курс правящей партии выдвигает в центр обсуждения проблемы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. При этом необходимо учитывать, что курс партии разрабатывался в соответствии с новой сталинской доктриной форсированного строительства социализма в одной стране в условиях капиталистического окружения. Он сформулировал тезис: «Укрепив свою власть и поведя за собой крестьянство, пролетариат победившей страны может и должен построить социалистическое общество» (И.В. Сталин, Собр. соч., Т.5, С.107). Важным представляется отметить, что плановая модернизация предусматривала быстрое сокращение разрыва в уровне экономического развития между СССР и западными странами, закладывались крайне форсированные темпы создания индустриального потенциала. Пробежать отставание на 50 – 100 лет в десять лет. Форсированные темпы при отсутствии рынка могли быть достигнуты только за счёт насилия и ограбления народа. Среди источников индустриализации важнейшим было ограничение потребления народа. В развитых странах доля накопления (то есть средства, идущие на расширение производства) в национальном доходе составляли 5-10 %, а в СССР в 1930 г. – 29 %, 1932 г. – 44 %. Это было ограбление народа. Советское руководство открыто признавало необходимость насилия, включая репрессии. В сталинский период использовались десятки миллионов заключённых, и их даровым трудом создавалась значительная часть национального продукта. Ценой огромных жертв удалось к концу 30-х годов по абсолютному объёму важнейших видов промышленной продукции СССР приблизиться к валовым показателям Англии, Германии, Франции. Была создана индустриальная база, но по душевым показателям СССР по-прежнему отставал значительно. Свёртывание НЭПа, проведение индустриализации неизбежно поставили вопрос о переустройстве деревни. Необходимо ответить, что в историографии практически нет разночтения о том, что коллективизация проводилась насильственно и подорвала производственные силы в сельском хозяйстве. Социальные потери были гигантскими, разрушена многовековая культура общинного коллективизма. Индустриальная эпоха требовала грамотности, овладения основами естественных и технических знаний. Именно это и явилось главной целью культурной революции. В этой области были достигнуты заметные успехи, в том числе ликвидация неграмотности и создание советской интеллигенции, хотя в культурной сфере господствовал «голый» технократизм, гуманитарные науки выполнили роль оправдания, восхваления тоталитарной системы. Отвечая на вопрос – какое общество было построено в СССР к концу 30-х годов ХХ века, возможно в виде таблицы представить характерные черты советского общества в сферах: экономической, политической, духовной и в национальных отношениях. То, что называли «реальным социализмом» было антигуманным, тоталитарным и технократическим обществом, где люди принимались в расчёт только как рабочая сила. Культ вождя привёл к ужасающим последствиям: гибели десятков миллионов людей, несколько поколений людей выросло, не имея представления о роли гуманистических ценностей в жизни общества, о самоценности человека, его мира, его жизни.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |