Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность органов внутренних дел в послевоенный период (1945-1985 гг.)




Немало соединений и частей внутренних войск принимали участие в боевых действиях на юго-западе страны..

Видную роль внутренние войска сыграли в битве за Кавказ.

В августе 1942 года были сформированы Орджоникидзевская, Грозненская и Махачкалинская дивизии внутренних войск. Они во взаимодействии с частями Красной Армии удерживали горо­да Орджоникидзе и Грозный, не допустили прорыва противника в Закавказье. Части войск НКВД активно участвовали и в наступлении Се­веро-Кавказского фронта. При освобождении Кубани и Таман­ского полуострова успешно действовали Первая особая и Су­хумская дивизии войск НКВД. Здесь на Кавказе в ноябре 1942 года бессмертные подвиги совершили младший сержант П.П. Барбашев и младший сержант П.К. Гужвин, закрыв своими телами амбразуры вражеских огневых точек. Оба они посмертно удостоены звания Героев Советского Союза.

На Южном и Юго-Западном направлениях мужественно сра­жались также части 5-й, 10-й, 13-й, 19-й дивизий НКВД, 43-й, 71-й бригад, 16-го и 28-го мотострелковых полков, 227-го и 249-го конвойных полков, ряда других частей.

Сегодня невозможно назвать точное число сотрудников НКВД, участвующих в боях в годы Великой Отечественной войны, которые внесли неоценимый вклад в Великую победу над фашистской Германией.

Таким образом, на протяжении всей Великой Отечественной войны органы внутренних дел и их сотрудники с честью выполнили возложенные на них задачи, покрыв свои знамена неувядающей славой, и внесли весомый вклад в достижении победы над врагом.

 

 

 

А). Изменения в составе, организации и функциях

органов милиции и внутренних войск.

 

После войны были ликвидированы либо преоб­разованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обсто­ятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства, была упразднена Ставка Вер­ховного Главнокомандования и т.п.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобра­зованы в соответствующие Советы министров, а наркоматы — в министерства. НКВД СССР стало именоваться Министерством внутренних дел СССР.

После окончания войны деятельность советской милиции осложнилась рядом обстоятельств. В связи с победой над Германией и Японией была проведена широкая амнистия, по которой вышло на свободу большое число осужденных за уголовные преступления. Многие из них вновь становились на путь нарушений закона. На значительной территории Западных областей Советского Союза развернули активную террористическую деятельность националистические организации, которые материально и духовно поддерживались США, а также другими государствами, попавшими к ним в зависимость во время войны. Вместе с тем в этот период на работу в органы МВД пришло значительное количество бывших фронтовиков, отличившихся в боях, но не имевших никакого опыта работы в мирных условиях. Всё это требовало принятия неотложных мер по укреплению аппарата МВД, особенно уголовного розыска, увеличения его состава, ускорения переподготовки кадров всех уровней.

Прежде всего, было принято решение укрепить уголовный розыск. В июле 1946 года Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). За счет сокращения технического состава и некоторых иных второ­степенных должностей увеличивались штаты уголовного розыска. Опытные оперативники, ранее работавшие в уголовном розыске, возвращались в него из других подразделений и служб.

В июне 1947 года подобная реорганизация была осуществле­на в отношении органов БХСС. В феврале 1948 года в составе Главного управления милиции МВД СССР, управлений мили­ции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты.

В 1947 году на особое положение была переведена милиция Москвы, столиц союзных республик, Ленинграда, Архангельска, Мурманска и Владивостока. Подразделения милиции в этих го­родах строились теперь по войсковому принципу, на них были распро­странены уставы Советской Армии, улучшалась их техническая оснащенность, материально-бытовое обеспечение сотрудников.

Была проведена реорганизации наружной службы. В соот­ветствии с приказом НКВД СССР от 17 января 1946 года за по­стами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров, переброска с поста на пост без особого разрешения начальни­ков управлений милиции запрещалась. К ночному патрулированию в городах привлекался офицерский и технический состав милиции, военные комендантские патрули и внутренние войска, а за счет бригад содействия милиции выставлялись дополнитель­ные посты.

Все эти и некоторые другие меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки. В 1947 году общее количество преступлений по сравнению с 1946 годом снизилось на 17 процентов. Но уже в мае 1948 года МВДСССР в своей директиве кон­статировал снижение эффективности борьбы с преступностью. В результате в ряде мест в 2 и более раз уменьшилось число предупрежденных преступлений, упала раскрываемость.

В октябре 1949 года милиция из подчинения МВД СССР была передана в веде­ние МГБ СССР. На данное решение непосредственное влияние оказали ухудшение криминогенной обстановки и активизация антисоветских националистических группировок. Органы милиции пере­ориентировались на оказание содействия органам Государствен­ной безопасности.

Всего в МГБ было передано (без транспортной милиции) более 200 тыс. сотрудников милиции. В следующем году числен­ность милиции была значительно увеличена и соста­вила к концу 1950 года 232548 работников.

В августе 1950 г. МГБ СССР осуществило реорганизацию главного управления милиции. В составе ГУМ было образовано три управления:

- Управление милицейской службы (охрана общественного по­рядка и безопасности в стране, проведение административ­ных мероприятий по исполнению законов и распоряжений цен­тральных и местных органов власти, регулирующих управление в области охраны общественного порядка и борьбы с преступ­ностью);

- Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;

- Управление уголовного сыска.

Соответствующим образом менялась структура управления ми­лиции и на нижестоящем уровне.

Большое внимание было уделено со стороны руководства МГБ мерам по охране социалистической собственности. В октябре 1952 года решением Совета Министров СССР на ми­лицию была возложена охрана объектов торговли, а также не­которых учреждений и предприятий промышленности. В соста­ве управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был со­здан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах. Вневе­домственная охрана быстро развивалась. В последующем в ней были организованы оперативные подразделения, в ее составе создана «ночная милиция».

Таким образом, в 1949-1953 гг. МВД в значительной степени изменило свой профиль в результате передачи милиции и уго­ловного розыска в состав МГБ. Тем не менее, объем выполняе­мых министерством функций оставался очень значительным, на передний план выдвигалась различного рода хозяйственная деятельность преимущественно силами заключенных ГУЛАГа.

После смерти И.В. Сталина было признано целесообразным объединить Министерство внутренних дел и Министерство го­сударственной безопасности в одно министерство - МВД СССР, которое вновь возглавил Л. Берия.

В июле 1953 года он был арестован, а в декабре расстрелян. 1 сентября 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ об упразднении органа внесудебной репрессии - Особого совещания при Министре внутренних дел СССР.

В январе 1954 года на основании постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государствен­ного аппарата» при Совете Министров Союза ССР был образован Комитет государственной безопасности. Таким образом, органы госбезопасности вновь выводи­лись из системы МВД. В рамках объявлявшегося курса на ослаб­ление централизма и расширение прав республик в апреле 1955 года было организовано Министерство внутренних дел РСФСР.

В 1953 году количество преступлений по стране, в сравнении с 1952 годом, возросло более чем в 2 раза: с 153199 до 347134, что в некоторой степени было обусловлено амнистией, проведенной после смерти Сталина в марте 1953 г. В этой связи в августе 1953 года Совет МинистровСССР принял постановление «О мерах по укреплению охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью», в котором были поставлены задачи по укреплению кадров угрозыска и скорейшему улучшению служ­бы участковых уполномоченных, постовой и патрульной служ­бы.

В постановлении ЦК КПСС от 12 марта 1954 года «Об основных задачах МВД» отмечалось, что милиция плохо борется с преступностью, хищениями, спекуляцией и хулиган­ством, в результате чего во многих регионах уровень преступно­сти остается высоким. В постановлении указывалось, на наличие в милиции многочисленных фактов произвола, нарушений за­конности, необоснованных арестов и задержаний граждан. Отмечалось также, что милиция не пользу­ется уважением среди населения, слабо опирается на обще­ственность. Эти недостатки связывались, прежде всего, слабой работой с кадрами.

Однако не в последнюю очередь отмеченные недостатки были обусловлены и чрезмерной цен­трализацией управления, в том числе – в решении кадровых вопросов. При всем желании кадровые аппараты главков НКВД-МВД СССР не были в состоянии учесть осо­бенности решения кадровой проблемы, присущие отдельно взятой республике, краю, области. Поэтому вполне закономер­ным было решение о некотором расширении прав министров внутренних дел союзных республик и начальников УМВД краев и областей.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года предусматривались меры по укреплению кадров милиции. Прежде всего, была сокращена численность руководящих должностей, технического и обслуживающего персонала и за счет этого увеличены штаты городских и районных отделов милиции. На руководящие должности в милиции выдвигались работники, имеющие высшее и среднее образование. Но и после принятых мер 79 % работников уголов­ного розыска, более 60 % личного состава аппаратов БХСС и 45 % следователей не имели даже среднего образования.

В октябре 1956 года были предприняты шаги к устране­нию чрезмерной централизации управления органами внут­ренних дел, был восстановлен принцип двойного подчине­ния. Управления министерства внутренних дел и управле­ния милиции в краях и областях были реорганизованы в уп­равления внутренних дел исполнительных комитетов крае­вых, областных советов депутатов трудящихся. Органы ми­лиции в районах, городах и рабочих поселках преобразовы­вались в отделы милиции исполкомов соответствующих Советов.

Меры по демократизации общества и государ­ства после смерти Сталина, коснулись и органов внутренних дел. Изменилась их компетенция и структура. В январе 1960 года МВД СССР было ликвидировано. Управления внутренними делами передавалось теперь в ведение союзных ре­спублик. Как показала практика, это привело к усложнению ко­ординации работы республиканских органов охраны обществен­ного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны порядка, в частности, в определении структуры и штатов милиции. Оказались ослаб­ленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с пре­ступностью и использование в этой борьбе достижений науки и техники.

В августе 1962 года республиканские Министерства внутрен­них дел были переименованы в Министерства охраны обще­ственного порядка.

Министерство охраны общественного порядка РСФСР вплоть до воссоздания общесоюзного министерства возглавлял В.С. Тикунов, ставший первым за советский период министром, имевшим высшее юридическое образование.

В июле 1966 года было осуществлено восстановление единой общесоюзной системы органов внут­ренних дел: в соот­ветствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «в ин­тересах обеспечения единого оперативного руководства дея­тельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью» создается союзно-республиканское Министер­ство охраны общественного порядка СССР.

Министром назначается Н.А. Щелоков, проработавший на этом посту дольше всех остальных наркомов и министров внут­ренних дел - 16 лет.

В составеМООП СССР были созданы структурные подразде­ления, охватывающие основные направления деятельности ор­ганов внутренних дел: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Глав­ное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и другие.

В ноябре 1968 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Министерство охраны общественного порядка было переименовано в Министерство внутренних дел СССР.

В соответствии с общим планом послевоенного сокраще­ния Вооруженных Сил к концу 1946 года количество войск МВД уменьшилось в два раза и составило 471945 человек.

В ян­варе 1947 года внутренние войска (части оперативного предназначения) по решению правительства в целях их лучшего применения в боевой работе были переданы из МВДСССР в ведение МГБ СССР. Министерству государственной безопасности были пере­даны соединения и части общей численностью 71322 человека, а также Саратовское военное училище и Сортавальская военная школа.

Внутренние войска в этот период как составная часть МГБ СССР и его вооруженная сила выполняли следующие задачи:

- войсковое обеспечение мероприятий органов советской развед­ки по ликвидации вооруженных банд националистов;

- оказание помощи органам госбезопасности в изъятии вражеской агентуры;

- охрана важнейших предприятий и учреждений, имеющих государственное значение;

- несение службы по поддержанию общественного порядка в городах и населенных пунктах;

- вы­полнение специальных заданий МГБ СССР по обеспечению государственной безопасности страны.

Во второй половине 50-х годов ряд специальных частей были пере­даны из МВД СССР в состав Министерства обороны Союза ССР.

За 7 послевоенных лет войска МГБ-МВД (без пограничных войск) сократились более чем в 4 раза. Их численность стала меньше предвоенной в 2,5 раза. Вместе с тем проведен­ная в 1951 году реорганизация внутренних и конвойных войск в соответствующие виды охраны привела к ослаблению общево­инских начал в их строительстве.

21 января 1954 года на основании постановления Совета Ми­нистров СССР Главное управление лагерей (ГУЛАГ) было пе­редано из Министерства юстиции СССР в состав МВД СССР. В последующие годы была проведена значительная работа по со­вершенствованию деятельности этого Главного управления, в том числе по повышению надежности охраны осужденных. На протяжении предшествующих 30 лет эта задача выполнялась под­разделениями военизированной охраны, комплектуемыми по воль­ному найму.

25 октября 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР при­няли постановление «О мерах по улучшению работы Министерст­ва внутренних дел СССР». В нем, наряду с другими важными воп­росами, предусматривалось преобразование военизированной ох­раны исправительно-трудовых колоний в конвойную охрану и принципиальное изменение порядка ее комплектования личным составом. Устанавливалось, что рядовой и сержантский состав конвойной охраны мест заключения будет комплектоваться теперь не по вольному найму, а по призыву из числа ограниченно годных для строевой службы и обеспечиваться всеми видами довольст­вия, а также пользоваться льготами и преимуществами, предус­мотренными для военнослужащих внутренней и конвойной охра­ны МВД СССР. Лица начальствующего состава конвойной охраны мест заключения и после этого военнослужащими не являлись.

Такое решение дало возможность существенно повысить каче­ство охраны осужденных в исправительно-трудовых колониях, преодолеть имевшиеся ранее значительные трудности в комплек­товании военизированной охраны мест заключения личным соста­вом по вольному найму.

С 1956 года в МВД СССР образовалось два типа конвойной охраны. Соединения и части конвойных войск, переименован­ные в 1951 году в конвойную охрану, продолжали выполнять задачи по конвоированию осужденных эшелонными, плано­выми и сквозными конвоями из одних мест заключения в другие, конвоированию их в суды и военные трибуналы, из тюрем и колоний к тюремным вагонам (пароходам) на пунктах обме­на и обратно.

Конвойная охрана мест заключения обеспечивала охрану и осуществление надзора за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работ. К 1960 году конвойная охрана мест заключения организационно включала 21 отдел, 26 отрядов, 42 отдельных дивизиона и 6 отдельных команд. Имелось также 16 учебных частей и школ по подготовке сержантов, надзирателей и инструкторов служебно­го собаководства. Администрация исправительно-трудовых уч­реждений осуществляла руководство всей их деятельностью, занималась подбором, расстановкой и воспитанием кадров, финансированием, материально-техническим обеспечением и медицинским обслуживанием личного состава.

 

Б). Развитие пожарной охраны.

В первые послевоенные годы усилия ГУПО были направ­лены на совершенствование боевой подготовки, восстанов­ление и развитие материально-технической базы, противопожарную профилактику. В мае 1947 года на текстильном комбинате «Красная нить» в Ленинграде впер­вые была создана пожарно-техническая комиссия (ПТК). На неё возлагалось прове­дение общественных смотров противопожарного состояния предприятий, детальный осмотр всех производственных зданий, организация рационализаторской работы по вопро­сам пожарной безопасности, борьба с нарушениями проти­вопожарного режима. Опыт ленинградцев нашел широкое распространение. На предприятиях создавались обще объектовые и цеховые ПТК.

Постановлением СМ РСФСР от 29 ноября 1947 г. «О мерах по усилению пожарной охраны в городах, рабочих поселках и на промышленных предприятиях» в жилом сек­торе городов и рабочих поселков введен институт общественных уполномоченных по пожарной охране. Систематический надзор за противопожарным состоянием жилых домов, своевременное осу­ществление противопожарных мер возлагался теперь на управля­ющих и комендантов.

19 сентября 1953 г. вышло Постановление СМ СССР «Об организации пожарно-производственных команд на про­мышленных предприятиях». Оно стало правовой базой для более широкого привлечения обще­ственности, усиления боевых расчетов малочисленных по­жарных команд, поддержания на производстве строгого противопожарного режима. Министерства и ведомства по согласованию с МВД СССР получили право реорганизо­вывать профессиональные пожарные команды в пожарно-производственные (ППК). В штате ППК помимо начальни­ка команды, его помощника по профилактике, начальников караулов, предусматривались шоферы пожарных автомоби­лей и дозорные. Боевые расчеты ППК комплектовались на добровольных началах из числа рабочих и служащих предприятий без отрыва от производства. Перед началом рабочей смены личный состав ППК получал инструктаж и номер бо­евого расчета в пожарном депо.

В ходе восстановления народного хозяйства успешно реша­лась задача создания современных средств пожаротушения. В 1948 году в ЦНИИПО была разработана автоматическая установка углекислородного тушения, авторы которой были удостоены Госу­дарственной премии. В 1948-1949 гг. ГУПО вместе с учеными ЦНИИПО и личным составом Бакинского гарнизона впервые в стране провели эксперимент по тушению нефтепродуктов в ре­зервуарах. Было испытано новое пожарно-техническое воору­жение. Выработанные рекомендации использовались в практи­ческой работе.

После войны пожарные школы были преобразованы в пожарно-технические училища. В 1948 году в Москве открылись Высшие пожарно-технические курсы. В 1949 году Министерство высшего образованияСССР издало приказ об улучшении преподавания в вузах техники безопасности и противопо­жарной техники.

В 50-60-х годах общее руководство по обеспечению пожар­ной безопасности в стране осуществлял Совет Министров СССР, а в союзных и автономных республиках - соответствующие советы министров, в краях, областях, автономных округах - Со­веты народных депутатов. В отраслях народного хозяйства - руководители министерств, ведомств, объединений. Непосредст­венное управление противопожарной службой было возложено на со­юзно-республиканское МВД. На основе законовСССР, указов Президиума ВССССР, постановленийСМ СССР МВД издавало руководящие документы по вопросам пожарной без­опасности, организовывало и проверяло их исполнение. Функции Го­сударственного пожарного надзора выполняли ГУПО, управления пожарной охраны МВД союзных и автономных республик, управления внутренних дел исполнительных комитетов краев, областей.

На 1 января 1960 г. в РСФСР насчитывалось всего 740 городских и районных ДПО. В народном хозяйстве работало большое количество различных самостоятельных пожарных организаций. Это промышленные и сельские добровольные пожарные дружины, пожарно-производственные ко­манды, ЮДПД, а также общественные инспекторы, уполномочен­ные по пожарной охране и другие.

Деятельность добровольных пожарных команд сдерживалась раздробленностью, отсутствием единого республи­канского центра. Жизнь заставила создать Всероссийское добро­вольное пожарное общество (ВДПО). Учредителем и организато­ром ВДПО было МВД в лице Главного управления пожарной охра­ны и управлений и отделов пожарной охраны всех субъектов Рос­сийской Федерации. В состав ВДПО вошли все ДПО республик, краев и областей России. Была воссоздана организация добро­вольцев, упраздненная в 1921 году.

В ноябре I960 года в Свердловске состоялась первая учреди­тельная конференция ВДПО, где был принят устав, избраны руко­водящие органы. С созданием ВДПО в ряды общества влились ты­сячи новых членов, укрепились связи его низовых организаций с УПО, ОПО.

До 1966 года работники пожарной охраны, добровольцы, опи­раясь на широкие слои общественности, проделали большую работу, направленную на укрепление пожарной безопасности. Во время общественных противопожарных смотров жилого сектора только в РСФСР было отремонтировано свыше 1 млн. печей и 300 тысяч дымоходов, заменено 11,7 млн. метров непригодной электропроводки, обработано огнезащитным составом около 900 тысяч квадратных метров деревянных конструкций. Все это повлияло на снижение количества пожаров и убытков от них в Ленинградской, Владимирской, Куйбышевской, Смоленской, Московской областях и во многих других регионах.

В). Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью

 

В 1969 г. существенной реорганизации подвергся центральный аппарат МВД СССР. С этого времени начинается интенсивный поиск новых организационных форм охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, обновляется нормативно правовая база строительства и деятельности милиции и т.п. В феврале 1969 г. вместо Главного управления милиции создаются в качестве самостоятельных структурных подразделений: управление административной службы милиции (в последующем - Главное управление охраны общественного порядка), управление уголовного розыска, управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (оба - на правах главных управлений), управление госу­дарственной автомобильной инспекции, управление специальной милиции (впоследствии преобразованное в специальное управление МВД СССР на правах главного управления), управление транспортной милиции (впоследствии - главное управление внутренних дел на транспорте).

По такому же принципу были реорганизованы МВД союзных республик.

В 1971 году началось создание при городских и районных органах внутренних дел специальных комендатур по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду и условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.

Для повышения уровня аналитической, плановой, контрольной деятельности в МВД было образовано Организационно-инспекторское управление, которое в 1972 году преобразуется в Штаб МВД СССР. Аналогичные изменения были произведены в МВД союзных и автономных республик, краевых и областных УВД. Создание штабных подразделений следует расценивать как положительный фактор: стало больше внимания уделяться информационно-аналитической работе, планированию, установлению системы контроля, проверки исполнения.

В целях улучшения работы по предупреждению преступлений в 1974 году в органах внутренних дел образуется профилактическая служба. В МВД СССР в составе Главного управления уголовного розыска было создано соответствующее управление со следующими структурными подразделениями:

- общей профилактики;

- индивидуальной профилактики и руководства участковыми инспекторами;

- профилактики правонарушений несовершеннолетних.

На профилактическую службу были возложены задачи изучения причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, информирования о них администрации предприятий и организаций; выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, и проведения с ними конкретной профилактической работы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 6964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.