Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника для города Белгорода




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Средств измерения

Абсолютные инструментальные погрешности

Средства измерения Предел измерения Цена деления Абсолютная инструментальная погрешность
Линейка ученическая чертёжная До 50 см 1 мм ±1 мм
Весы учебные 200 г - ±0,01 г
Секундомер 0-30 мин 0,2 ±1 с за 30 мин
Штангенциркуль 150 мм 0,1мм ±0,05 мм
Микрометр 25 мм 0,01мм ±0,005 мм
Термометр лабораторный 0-1000 С 1 0С ±1 0С
Амперметр школьный 2 А 0,1 А ±0,05 А
Вольтметр школьный 6 В 0,2 В ±0,15 В

Для определения абсолютной инструментальной погрешности прибора надо знать его класс точности. Класс точности g прибора показывает, сколько процентов составляет абсолютная инструментальная погрешность от всей шкалы прибора.

Класс точности указывается на шкале прибора или в его паспорте (знак % при этом не пишется). Существуют следующие классы точности электроизмерительных приборов: 1; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4. Зная класс точности прибора () и всю шкалу (Amax), определяют абсолютную погрешность измерения физической величины этим прибором: .

 

Цель работы: определить ускорение свободного падения с помощью математического маятника для города Белгорода.

 

Теория. Математическим маятником называется точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью может служить тяжелый шарик, размеры которого весьма малы по сравнению с длиной нити, на которой он подвешен (т.е. несравнимы с расстоянием от центра тяжести до точки подвеса).

Ученые Галилей, Ньютон, Бессель и другие установили следующие законы математического маятника.

1. Период колебания математического маятника не зависит от массы маятника и от амплитуды, если угол размаха не превышает 6°.

2. Период колебания математического маятника прямо пропорционален квадратному корню из длины маятника и обратно пропорционален квадратному корню из ускорения свободного падения. На основании этих законов можно записать формулу для периода колебания Т:

,

Этой формулой можно воспользоваться для определения ускорения свободного падения для конкретной местности:

,

Приборы и принадлежности: штатив с держателем, шарик, подвешенный на почти нерастяжимой нити длиной около 1м, измерительная лента, секундомер.

 

Порядок выполнения работы:

1. Чтобы определить ускорение свободного падения, необходимо определить период колебания математического маятника. Для этого нужно:

1.1. Поставить штатив на край стола так, чтобы к нему можно было подвесить маятник длиной более 1 м.

2. Определить длину нити маятника l. Для этого нужно измерить длину нити и радиус шарика и полученные величины сложить, т.е. l = l нити + rшара.

2.1. Вывести маятник из положения равновесия на 5 – 7 см (амплитуда колебаний должна быть не большой).

2.2. Отсчитать 100 полных колебаний и одновременно с помощью секундомера засечь время этих колебаний.

2.3. При выполнении работы следует следить за тем, чтобы точка подвеса была неподвижной.

2.4. Вычислить время одного полного колебания по формуле: , где t - время полных 100 колебаний.

3. Повторить опыт всего 3 раза, каждый раз изменяя длину нити на 3-5 см, используя пункт работы 1 – 2.4.

4. Вычислить ускорения свободного падения с помощью формулы:

4.1. Найти среднее значение ускорения свободного падения по формуле:

1. Определить относительную погрешность метода по формуле:

, где gбелг. = 9,83 м/с2 – ускорение свободного падения в г. Белгороде.

2. Результат измерений и вычислений занести в таблицу 6.1.

 

Таблица 6.1.

№ п/п   l, м   t, c   Т, с   g, м/с2   gср., м/с2   , %  
                         
                 
                 

7. Сделать вывод, ответить на контрольные вопросы.

8. Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы:

1. Что называется математическим маятником?

2. Зависит ли ускорение свободного падения от широты местности, высоты над поверхностью земли? Если зависит, то почему?

3. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях невесомости?

4. В каких положениях действующая на шарик возвращающая сила будет максимальна, равна нулю?

5. Наблюдая за движением шарика в течение одного периода, ответьте на вопрос: будет ли оно равноускоренным?

6. Изменится ли результат определения ускорения свободного падения, если проделать опыт с шариком другой массы? С нитью другой длины?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.