Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями)




Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют действовать так, а не иначе.

Содержательные теории мотивации стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

Основоположником содержательных теорий стал А. Маслоу, который представил потребности личности как иерархию, обосновав идею о приоритете тех из них, что лежат ближе к основанию пирамиды. Всего основных мотиваторов пять:

1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание, - пища, тепло, одежда, отдых.

2. Потребность в безопасности - уверенность в будущем, защищенность - в виде страховки, работы, обещающей хорошую пенсию.

3. Социальные потребности - желание принадлежать, быть принятым в группе. Состоять в дружеских отношениях, испытывать чувства привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении - признание личных достоинств и квалификации.

5. Потребность в самоактуализации - стремление к самовыражению, реализации своих потенциальных возможностей, стремление к личному росту.

Представление потребностей в виде иерархии Маслоу объяснял тем, что пока не удовлетворены потребности низшего уровня - высших уровней для человека как бы не существует. Он пишет: “Человек может жить хлебом единым, если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда его желудок постоянно сыт? Сразу появляются другие потребности и начинают доминировать. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие выходят на сцену и т.д.”. Человек, испытывающий голод, все силы употребит на добывание пищи, и только насытившись, обратится к заботе о будущем и начнет устраивать свое жилище. Лишь потом он обратит взгляд на окружающих и вдруг поймет, что его место не самое светлое, почетное, его усилия станут направляться на установление межличностных связей для поиска поддержки и сочувствия, после чего для обеспечения самоуважения ему необходимо провести работу по самосовершенствованию; личность окажется на пороге самоактуализации. Маслоу считал, что самоактуализация - удел лишь немногих, особо одаренных людей: художников, музыкантов, всего один процент людей достигают данного уровня развития. "Среди многообразных свойств самоактуализирующейся личности ведущее место занимает их концентрация не на индивидуальных интересах, а на более широких общественных целях... Человек должен быть тем, чем он может быть", - неоднократно подчеркивал Маслоу.

Практическое значение его работ заключается в том, что они указывают направления деятельности руководителю для создания сильной мотивации. Например, для удовлетворения потребностей низшего уровня можно использовать различные виды материального стимулирования (премии, бонусы); второго уровня - различные виды страхования; третий уровень потребностей может удовлетворяться за счет обеспечения свободного общения, совместного проведения различных праздников; потребности в признании могут удовлетворяться за счет привлечения к выполнению более сложной работы, делегирования полномочий, продвижения по служебной лестнице, обеспечения переподготовки и дальнейшего обучения и т.д.

Сложнее всего обстоит дело с потребностями в самоактуализации, т.к. зачастую в организации нет возможности обеспечить раскрытие творческих, художественных способностей работников. Тем не менее, в современных условиях уже существует некоторый опыт в этой области, накопленный российскими организациями: привлечение работников, обладающих поэтическими способностями, к написанию гимна компании, финансовая помощь в издании сборников произведений и организации выставок художественных полотен и т.д.

Дальнейшим продолжением трудов в области мотивации явились работа Ф. Херцберга, получившая название “двухфакторная модель мотивации”. В соответствии с данной моделью все факторы, влияющие на потребности работников, были разделены на факторы гигиены и факторы мотивации. В первую группу были включены условия работы - зарплата, взаимоотношения, состояния вентиляции, окраска стен, освещенность - все то, что создает лишь необходимые условия труда. Низкое или неудовлетворительное состояние какого-либо из факторов этой группы выступает как демотивация, снижает удовлетворенность в труде; если состояние этих факторов нормальное, то на них просто не обращают внимание. Вторая группа факторов - содержание работы, мера ответственности, напряженность и др.

Значение данной теории заключается в определении соотношения между мотивацией и характером работы. Скучная, монотонная работа создает много трудностей, таких, как текучесть кадров, низкая производительность труда и др. Кроме того, наличие гигиенических факторов не может стимулировать работников, а лишь предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Данная теория опровергала формулу: "Плати больше - работать будут лучше". Ее основные положения напоминают руководителю, что прежде, чем требовать от работника эффективных результатов - необходимо создать соответствующие условия деятельности, в первую очередь обеспечить своевременную выплату достойной заработной платы.

Дальнейшим развитием теорий мотивации является систематизация потребностей в работах Д. МакКлелланда. Основным моментом его теории является выделение трех основных потреб­ностей: потребность в успехе; потребность в причастности; потребность во власти.

Для людей с преобладанием потребности во власти мотивация должна включать, прежде всего, делегирование полномочий. "Чем больше вы ему поручаете, тем больше его производственный тонус, а если сложные поручения найдут соответствующую оценку и признание, то надежность этого работника будет самым дорогим вашим приобретением", - пишет МакКлелланд.

Тип личности с преобладанием потребности в успехе должен мотивироваться через признание его заслуг, причем безотлагательно. Работники этого типа предпочитают ситуации, требующие индивидуальных усилий.

Мотивация, основанная на потребности в причастности, формируется путем предоставления свободы передвижений в течение рабочего дня, отсутствием ограничений в налаживании межличностных контактов.

Положения разработанной теории ученый доказал на практике. Когда ООН приняла программу развивающимся странам, он первым отправился в Индию, где создал курсы психологического тренинга. Он набрал в группу тех, кто помоложе и у кого отсутствовало стремление к успеху. Результаты обучения оказались весьма внушительными: через шесть месяцев все его слушатели открыли собственное дело, создав более тысячи рабочих мест.

Для эффективной мотивации, в рамках содержательных теорий, необходимо детально изучить потребности каждого человека и стремление к их удовлетворению. Руководитель должен учитывать потребности, интересы и ценности каждого работника, с учетом будет оцениваться вознаграждение за деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.