Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по изучению учебного материала




Данные методические указания рассчитаны на повышение компьютерной грамотности и обращены к практическому освоению работы на компьютере, предусматривают овладение офисными программами, необходимыми для оформления документации и проведения расчетов при дальнейшем изучении других дисциплин и дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

Раздел 1. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Программное обеспечение

Тема 1.1 Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем, их программное обеспечение

Студент должен:

Иметь представление:

- о принципе построения компьютера и вычислительных систем;

- о структуре программного обеспечения персонального компьюте­ра.

Знать:

- общую функциональную схему компьютера;

- назначение и основные характеристики устройств компьютера.

Уметь:

- перечислять состав и назначение устройств и программного обеспечения компьютера;

- работать с носителями информации.

Изучить классификацию компьютеров, рассмотреть основные характерные особенности персонального компьютера. Обратить внимание на принципы построения компьютера и общую функциональную схему. Выявить роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. При изучении темы необходимо не только дать определение устройств компьютера, но и обратить внимание на их назначение и основные характеристики. Изучить классификацию программного обеспечения. Уметь работать с носителями информации и уметь определять объем информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные классы компьютеров вам известны?

2. На каких принципах построен компьютер?

3. Каково предназначение и основные характеристики главных устройств компьютера?

4. Каково предназначение и основные характеристики процессора?

5. Что такое регистры? Назовите некоторые главные регистры и опишите их функции.

6. В чем заключается основное отличие внутренней и внешней памяти?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 22-42

2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 42-65

Тема 1.2 Операционные системы и оболочки: графическая оболочка
Windows

Студент должен:

Иметь представление:

- об операционной системе, программах-оболочках, прикладных и специальных программных средствах компьютера;

- о видах программных оболочек;

- об операционной системе Windows.

Знать:

- определение файла, каталога, диска;

- правила обозначения каталогов и файлов;

- о возможностях графической оболочки Windows;

- назначение элементов окна;

- правила работы с меню и запросами;

- способы переключения между программами;

- организацию и способы обмена данными между программами;

- правила создания, открытия и сохранения документов в программ­ном приложении;

- методику выполнения операций редактирования документов в про­граммном приложении;

- возможности и порядок работы с прикладным и специальным про­граммным обеспечением.

Уметь:

- работать с файлами и каталогами: создавать, копировать, переиме­новывать, осуществлять поиск;

- запускать Windows-программы на выполнение;

- управлять окнами;

- работать с дисками, каталогами и файлами;

- выбирать команды меню и работать с окнами запросов;

- создавать ярлыки, папки и управлять ими;

- переключаться между программами;

- применять прикладные и специальные программы.

При изучении данной темы следует обратить внимание на выработку практических навыков работы в операционной системе Windows. Следует знать назначение и состав операционной системы, особенности записи имен файлов, каталогов, понимать принцип организации файловой структуры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему операционную систему Windows называют объектно-ориентированной, многозадачной, графической, оконной?

2. В чем заключается отличие операционной системы от файловой оболочки?

3. Что такое расширение в имени файла и для чего оно нужно?

4. Почему нельзя применять знаки «*» и «?» в именах файлов и папок?

5. В чем заключается отличие файловой структуры и системы хранения файлов на диске?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 69-114.

2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 82-109.

Тема 1.3 Файловые менеджеры, программы - архиваторы, утилиты

Студент должен:

Иметь представление:

- о назначении файловых менеджеров, программ-архиваторов, специальных программных средств (утилит);

- о типах файловых менеджеров, программ-архиваторов и утилит, получивших наиболее широкое распространение среди пользовате­лей;

Знать:

- принципы работы с программой «Проводник»;

- работу архиваторов;

Уметь:

- использовать файловые менеджеры;

- архивировать и разархивировать данные.

В данной теме необходимо обратить внимание на выработку практических навыков работы с папками и файлами с помощью Проводника. Иметь представление о работе с файлами хотя бы в одном файловом менеджере. Уметь пользоваться архиватором. Иметь представление о назначении стандартных программ Windows. Изучить работу в графическом редакторе Paint, уметь использовать встроенный калькулятор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем заключается дефрагментация диска?

2. Как понимать форматирование диска?

3. Для чего нужна программа восстановления системы?

4. Как перейти для вычислений в восьмеричную, двоичную, шестнадцатеричную систему счисления?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 102-114.

Раздел 2. Прикладные программные средства

Тема 2.1 Текстовые процессоры

Студент должен:

Иметь представление:

- о видах текстовых редакторов и их возможностях.

Знать:

- назначение элементов окна текстового процессора;

- правила создания, открытия и сохранения документов;

- порядок работы с командами меню и инструментами;

- способы форматирования символов и абзацев;

- основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграм­мами;

- методику выполнения операций при подготовке документа к печа­ти;

- правила задания параметров печати.

Уметь:

- создавать, открывать и сохранять документы;

- вводить и редактировать текст;

- выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;

- оформлять текст, устанавливать выравнивание и междустрочные интервалы;

- вставлять и редактировать рисунки, таблицы и диа­граммы;

- задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц;

- выполнять предварительный просмотр документа; распечатывать документы.

При изучении теоретической части данной темы нужно обратить внимание на терминологию, то есть знать определение и назначение основных элементов интерфейса, возможности текстового процессора, понятий шрифта на компьютере, гарнитуры шрифта, кегля, поля страницы, колонтитула, назначение и виды маркеров табуляции, знать различие редактирования и форматирования документа. Знать место нахождения наиболее часто встречающихся команд: по параметрам страницы, форматированию шрифтов, абзацев, списков. Знать о способах работы с панелью инструментов (добавить или убрать панель инструментов, настроить панель инструментов под свои потребности).

В практической части данной теме обратить внимание на выработку навыка работы по редактированию и форматированию текста или документа, знать способы построения таблиц и уметь их оформлять, уметь набирать формулы, нумеровать страницы, вставлять колонтитулы, устанавливать параметры печати документа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как добавить кнопку редактора формул на панель инструментов?

2. Что такое колонтитул и его предназначение?

3. Как изменить интервал между символами и между строками?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 204-234.

2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 148-189.

Тема 2.2 Электронные таблицы

Студент должен:

Иметь представление:

- о видах и возможностях электронных таблиц.

Знать:

- назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы;

- понятия и определения ячейки, адреса, блока;

- правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;

- методику оформления электронной таблицы;

- порядок применения формул и стандартных функций;

- методику поиска и обработки информации в электронной таблице;

- графические возможности электронной таблицы.

Уметь:

- вводить информацию и редактировать электронные таблицы;

- форматировать и оформлять таблицу;

- сохранять созданную или отредактированную таблицу;

- производить расчеты и поиск информации с использованием фор­мул, стандартных функций и запросов;

- вводить, редактировать и форматировать данные.

Для лучшего освоения темы теоретический материал следует изучать параллельно с работой в электронной таблице Microsoft Excel. При изучении темы обратить внимание на типы, форматы данных, методы автозаполнения данных и формул, правила записи формул, способы оформления таблиц, использование встроенных функций и формул, построение графиков и диаграмм, подготовку документа к печати.

Вопросы для самоконтроля:

1. Зачем нужны разные способы адресации в электронной таблице?

2. Как использовать диаграммы для построения графиков функций?

3. Каким знаком можно заменить функцию Степень?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 235-278.

2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 180-210.

 

Тема 2.3 Системы управления базами данных

Студент должен:

Иметь представление:

- о видах и возможностях типовых систем управления базами дан­ных.

Знать:

- режимы работы системы управления базами данных;

- правила создания, заполнения и сохранения базы данных;

- способы сортировки записей;

- режимы поиска;

- методику выполнения запроса и правила применения формул за­проса;

- порядок применения формул и статистических функций; структуру и назначение составных частей отчета.

Уметь:

- вводить, редактировать и форматировать данные;

- сохранять созданную или отредактированную базу данных;

- сортировать записи по одному и нескольким полям;

- выполнять поиск информации в базе данных;

- применять формулы запроса для выбора требуемых данных;

- создавать структуру отчета и заполнять его строки;

- просматривать и редактировать отчет.

При изучении темы обратите внимание на этапы создания базы и различные режимы работы с каждым объектом базы. При создании базы, поля по которым будет осуществляться связь таблиц, должны иметь одинаковый размер и формат. Записи в этих полях должны быть идентичными.

Вопросы для самоконтроля:

1. Может ли быть две одинаковые записи (строки) в одной таблице реляционной базы?

2. Могут ли быть повторяющиеся данные в одном поле?

3. Чем отличается запрос от отчета?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 280-307.

2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 211-255.

 

Тема 2.4 Программа создания презентаций

Студент должен:

Иметь представление:

- о возможностях программы Power Point.

Знать:

- основные приемы создания презентации.

Уметь:

- создавать презентацию;

- применять средства анимации.

При изучении данной темы следует выявить ключевые моменты работы в программе Power Point. Создание и оформление слайдов, применение анимации, вставка объектов WortArt, рисунков, клипов, возможна после внимательного изучения интерфейса окна и команд меню. Следует обратить внимание на организацию гиперссылок, вставку управляющих кнопок и настройку перехода слайдов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Может ли быть две одинаковые записи (строки) в одной таблице реляционной базы?

2. Могут ли быть повторяющиеся данные в одном поле?

3. Чем отличается запрос от отчета?

Литература:

1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие. - М. Бином.: Лаборатория знаний, 2010 г., с. 323-336.

Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации

Тема 3.1 Современные типы носителей информации. Способы защиты информации. Способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними

 

Студент должен:

Иметь представление:

- о способах защиты информации от несанкционированного доступа;

- о методах распространения компьютерных вирусов и профилактике заражения.

Знать:

- современные типы носителей информации

- способы защиты информации;

- способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними.

Уметь:

- осуществлять защиту данных каким-либо способом;

- проводить тестирование компьютера на наличие компьютерных вирусов.

Познакомиться с видами современных носителей информации, обзорно рассмотреть тему защиты информации. Обратить внимание на классификацию компьютерных вирусов, методы их распространения, познакомиться с основными приемами профилактики заражения компьютера.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите типы носителей информации.

2. Какова классификация мер защиты информации?

3. Чем отличаются черви, вирусы и троянские программы?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 58-60, 132-157.

Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации

Тема 4.1 Назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней. Основные принципы технологии поиска информации в сети

Студент должен:

Иметь представление:

- о работе электронной почты;

- о структуре, основных информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Internet.

Знать:

- назначение и возможности компьютерных сетей различных уров­ней;

- основные принципы технологии поиска информации в сети Internet.

Уметь:

- по заданному адресу находить ресурс в сети Internet;

- отправлять и принимать электронную информацию.

При изучении темы следует обратить внимание на типы сетей, топологию сетей, организацию работы в сети, типы протоколов. Понимать, как работает Интернет. Обратить внимание на принципы технологии поиска информации в сети Internet.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем WWW отличается от FTP?

2. Что такое XML и чем он отличается от HTML?

 

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 158-192.

2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 43-81.

Раздел 5. Автоматизированные системы

Тема 5.1 Автоматизированные системы. Понятие, состав, виды.

Студент должен:

иметь представление:

- об автоматизированном рабочем месте специалиста;

знать:

- виды профессиональных автоматизированных систем;

- назначение, состав и принципы АС.

При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы: определение понятия информационные технологии и автоматизированных информационных систем (АИС); принципы организации АИС; классификация АИС; структура АИС.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое АИС и чем она отличается от ИС?

2. В каких случаях необходимо создание АИС?

3. Дайте определение понятий «модель данных» и «база данных»?

Литература:

1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Стр. 328-340.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.