Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала




 

Логическая структура учебного материала имеет а своей основе логику науки, но определяется еще совокупностью дидактических целей и требований, особенностями учебно-познавательного процесса. Было бы нецелесообразно повторять в обучении логику исторического развития науки: необходимо избежать всех заблуждений и ненужных трудностей. Школьник за 5-7 лет обучения должен овладеть системой знаний, создававшейся подчас столетиями. В этом состоит основная задача педагогической технологии.

 

Поэтому в дидактической системе элементы знаний соединены кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено к минимуму, максимум внимания уделяется главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В этом заключается принцип оптимального содержания дидактической системы знаний.

 

Второе важнейшее требование к построению дидактической структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его современном, расширенном понимании, включающем требования системности передаваемой информации. Задача обучения включает последовательное формирование систем в индивидуальных знаниях учащихся: частнопонятийных, внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к знаниям с системных позиций реализуется и в структуре предъявляемой информации, и в использовании основанных на ней приемов систематизации знаний.

 

Наконец, построение дидактической структуры знаний не может не учитывать одного из самых современных требований формирования СУД - умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественной информации. В дидактической системе знаний ученику должны предъявляться не только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения знаниями - ориентировочная основа действий. По П.Я.Гальперину, обучаемый, овладев общим методом анализа определенного круга явлений, способен в дальнейшем самостоятельно составлять ориентировочную основу для усвоения нового материала в данной области знаний. Достижению этого результата способствует определенное построение изложения учебного материала, использование специальных схем умственных действий и других дидактических приемов.

Реализация названных принципов, комбинации расположения учебных предметов, частей учебного материала, преемственность, логика взаимосвязей, акценты содержания составляют сущность ряда известных педагогических технологий..

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

 

Человек на то имеет разум и науку,

 

чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.

 

К. Э. Циолковский

 

Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.

 

Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.

 

Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.

 

Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.

 

Классификационные параметры технологии

 

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.

 

По типу управления: современная традиционная.

 

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

 

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.

 

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

 

По категории обучаемых: массовая.

 

Целевые ориентации

 

• Раннее и всестороннее развитие детей;

 

• Развитие экологического и диалектического мышления;

 

• Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;

• Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;

 

• Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.

 

Принципы

 

- гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;

 

- единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования;

 

-осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;

 

- синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.

 

Особенности содержания

 

Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.

 

Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).

 

В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, исто-рии, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе -Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.

 

В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены -все они завершаются в IX классе.

Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).

 

Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальней перестройки всего курса математики; этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.

 

Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.

 

Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).

 

Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.

 

Особенности методики

 

В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.

Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод -проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:

 

1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;

 

2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V—IX классы;

 

3) развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:

 

- гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;

 

- восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, ви зуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).

 

Позиция ученика:

 

- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

 

- личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;

 

- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;

 

- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;

 

- ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;

 

- от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:

 

- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

 

Литература

 

1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996.

 

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

 

3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996.

4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996.

 

5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996.

 

6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.

 

7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21.

 

8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света //' Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.

 

9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996.

 

10. Тарасов Л. Число и окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.

 

11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч. - М.: Авангард, 1996.

 

12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996.

 

13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992.

 

14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.

 

15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. -1997. - № 1.

7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

Я стал разумнее всех учителей моих ибо,

 

размышляю об откровениях Твоих.

 

Св. писание

 

Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарно го университета, г. Москва.

 

Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

 

Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.

 

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

 

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

 

Классификационные параметры технологии

 

По уровню применения: общепедагогическая.

 

По философской основе: диалектическая.

 

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

 

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

 

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

 

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

 

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.

 

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

 

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

 

По категории обучаемых: продвинутого уровня.

Целевые ориентации

 

• Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

 

• Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

 

Концептуальные идеи

 

• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

 

• Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

 

• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.

 

• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

 

• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).

 

В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:

 

1. Форма организации обучения.

 

2. Принцип организации самого содержания науки:

 

а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;

 

б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;

 

в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

 

Особенности организации содержания (по В.С.Библеру)

 

1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:

 

- античное мышление - эйдетическое (образное);

 

- средневековое - причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);

 

- новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

- современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.

 

2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).

 

3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.

 

I-II классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.

 

III-IV: Античная культура.

 

V-VI: Культура Средневековья.

 

VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.

 

IX-X: Культура современности.

 

XI: Класс специально диалогический.

 

4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы.

 

5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.

 

6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.

 

Особенности методики

 

Создание ситуации диалога. По В.В.Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).

 

• Точки удивления, загадки бытия.

 

Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление, мышления — в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов («как возможно бытие простейших предметов понимания -слова, числа и т.д.?»). Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление - сознание», эти исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора... во всех последующих классах - возрастах - культурах.

 

А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания – в разных «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации (о чем-то...) в споре с идеей слова, языка, речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.

Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения (степени...) - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

 

В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть (частность, особенность, проявление) и - ее начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.

 

Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе -ученик.

 

Если семии восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося (обучающего себя), то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.

 

Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но -память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и -замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развернуты в «циклах культуры»). Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в Движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое. История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти - точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».

 

■Игровые средоточия

 

Основной смысл этих средоточий - метод «физических действий» (ср. Станиславский), по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра (дошкольная) - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:

 

A. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.

 

Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).

 

B. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объ ективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в за чатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.

 

Г. Элементы ручного труда, ремесла.

 

Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

 

Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

 

• Методические особенности урока-диалога.

 

• Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.

 

• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.

 

• Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

 

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

 

Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура» (Л.М.Предтеченская); б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории (С.В.Селеменов. А.А.Ткаченко); в) преподавание по четырехпредметному синхронизированному программному комплексу (Н.Н. Пайков).

 

Литература

 

1. Афанасьев И. Учебное незнание и точки удивления // Учительская газета. -1993. - №46.

 

2. Бер.лянд И.Е., Курганов СЮ. Математика в школе «диалога культур». - Кемерово: Алегро, 1993.

 

3. Библер B.C. Мышление как творчество. - М., 1975.

 

4. Библер B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. -1989. №2.

 

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

 

6. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. -1996. - N» 1.

 

7. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Народное образование. -1989. -№ 2,4,5.

 

8. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.

 

9. Курганов СЮ. Экспериментальная программа школы «диалога культур». 1- 4 классы. - Кемерово: Алегро, 1993.

 

10. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. - М., 1995.

11. Селевко Г.К. Основы молекулярно-кинетической теории // Вечерняя средняя школа. -1967. - №3.

 

12. Селеменов СВ., Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. -1996. - №3.

 

13. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - №5.

 

14. Школа диалога культур / Под ред. B.C. Библера. - Кемерово, 1993.

 

15. Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.СБиблера. - Кемерово, 1992.

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

 

Я выбрал борьбу против очевидностей, т.е. против всемогущества невозможностей.

 

Л. Шестов

 

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:

 

- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

 

- устанавливать больше логических связей в материале;

 

- выделять главное и существенное в большой дозе материала;

 

- понимать значение материала в общей системе ЗУН;

 

- выявить больше межпредметных связей;

 

- более эмоционально подать материал;

 

- сделать более эффективным закрепление материала.

 

Классификационные параметры

 

По уровню применения: общепедагогическая.

 

По основному фактору развития: социогенная.

 

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

 

По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.

 

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная.

 

По типу управления: система малых групп.

 

По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая -индивидуальная.

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

 

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

 

По направлению модернизации: дидактическое реконструирование.

 

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

 

Целевые ориентации

 

• Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

 

• Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

 

• Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).

 

Концептуальные положения

 

Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:

 

1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п. (в частности, взаимно обратные);

 

2) обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений!, неравенств и т.п.);

 

3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения);

 

4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

 

5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;

 

6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).

 

При этом используются фундаментальные закономерности мышления (вкупе оптимизирующие познавательный процесс):

 

• закон единства и борьбы противоположностей;

 

• перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей (И.П.Павлов);

• принцип обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К.Анохин), обратимости операций (Ж.Пиаже);

 

• переход к сверхсимволам, т.е. оперирование более длинными последователь ностями символов (кибернетический аспект).

 

Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

 

В отличие от гештальтистов П.М.Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.

 

Обучение строится по следующей схеме:

 

1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.

 

2) Выделение в целом элементов и их.взаимоотношений.

 

3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

 

Особенности содержания

 

В XX в. в школьном расписании встречались пять составляющих (предметов) единой науки математики: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, черчение, причем по некоторым предметам печаталось две книги (учебник и задачник). П.М.Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все эти предметы, а также теорию и упражнения.

 

В едином учебнике осуществляется синтез планиметрии и стереометрии, при этом классические разделы геометрии получают новую, координатную характеристику.

 

В едином учебнике широко используются умозаключения по аналогии - важнейшему элементу творческого мышления. Упражнения приводятся по каждому логически завершенному параграфу (уроку, занятию).

 

Учащимся предлагается:

 

а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п.;

б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции; возрастающие и убывающие функции; неопределенные и «определенные» уравнения: непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;

 

в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;

 

г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, на пример: графическое и аналитическое решение системы уравнений: аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определение вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.

 

Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри Учебных предметов, а в ряде случаев и внутри блока родственных учебных предметов.

 

Особенности методики

 

В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения».

 

Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

 

а) исходная задача;

 

б) ее обращение;

 

в) обобщение.

 

В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

 

а) составление математического упражнения;

 

б) выполнение упражнения;

 

в) проверка ответа (контроль);

 

г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.

Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

 

а) решение обычной «готовой» задачи;

 

б) составление обратной задачи и ее решение;

 

в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее;

 

г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

 

д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

 

Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.

 

Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.

 

Методы обучения реализуются путем выполнения упражнений и объективируются в знаниях. При этом не одно только количественное разнообразие методов и упражнений важно само по себе. Лишь набор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний.

 

В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.

 

Литература

 

1. Селевко Г.К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в техническом вузе. - Омск, 1985.

 

2. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1977.

 

3. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.

4. Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей /У Начальная школа. -1993. -1996.

 

5. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., 1992.

 

6. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, 1992.

 

7. Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.

 

8. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в на чальной школе. -М.: Педагогика, 1988.

 

9. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.34 сек.