Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства




В науке сложилось немало доктрин, теорий, с позиции которых объясняют первоначальное возникновение государства.

Согласно теологической теории (Фома Аквинский, Ж. Маритен), государство возникло в результате сотворения Богом мира, и потому оно незыблемо и не подвластно человеческой воле. Каждый обязан подчиняться государю как наместнику бога на земле и смиренно подчиняться его решениям.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский) основывает свое объяснение появления государства на том, что люди, стремясь к взаимному сосуществованию и совместному общению, создавали семьи. В последующем в процессе развитие и разрастание патриархальных семей происходит к их объединению в государство под единой «отцовской» властью правителя. Таким образом государство – это своеобразная большая семья, в которой подданные должны следовать воле правителя как дети в семье следуют воле отца.

Договорная теория (Гольбах, Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев) рассматривает возникновение государства как продукт сознательного общественного творчества, как результат добровольного объединения людей и заключения ими общественного договора. Народ по своей воле передает государству часть своей свободы в обмен на безопасность и обеспечение порядка. В итоге у правителя и общества (народа) возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также и ответственность за их невыполнение. Граждане обязаны подчиняться законам, платить налоги, но и получать от государства гарантированную защиту личной свободы и собственности. В случае злоупотребления государственной власти граждане вправе расторгнуть с ней договор, в том числе и путем свержения.

Органическая теория (Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.) развивалась под влиянием достижений естественных наук второй половины XIX в., особенно эволюционной теории Ч.Дарвина. Государство рассматривается как живой организм, который явился результатом эволюции человека и естественного отбора. Дальнейшее развитие человека приводит к объединению людей в единый организм – государство. Подобно живому организму, состоящему из клеток, государство состоит из людей. Правители в нем выполняют функции мозга и организуют деятельность всех его органов и систем. Подобно тому, как в процессе естественного отбора выживают самые приспособленные организмы, так и в результате войн и внутренней борьбы побеждают более совершенные государства.

Представители теории насилия (Е.Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) в качестве главных причин образования государства называют завоевания и порабощения, которые приводят к господству одних племен над другими, одних групп населения над другими. Государство возникло как аппарат, обеспечивающий повиновение завоеванными народами. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное противостояние победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия, такие как появление рабства, частной собственности, классового деления. «Племя победителей, – отмечал Каутский, – подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания воз­никает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, а вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство».

Психологическая теория (Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.) объясняет процесс формирования государства психологической потребностью большей части людей в повиновении, послушании, защите и стремлением отдельных личностей повелевать, вести за собой других. Государство – есть продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений и пассивной массой, способной лишь к исполнению чужой воли.

Экономическая теория (Сен-Симон).Согласно этой теории государство – это результат историческо­го прогресса. Ведущим звеном человеческого прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно изменения в об­ласти экономики приводят к образованию государства.

Классовая (марксистская) теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин) она развивает положения экономической теории и связывает происхождение государства с развитием материального производства. Согласно марксисткой концепции государство возникло прежде всего в силу общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно непримиримость классовых противоречий и порождает потребность в государственной власти, призванной обеспечить экономическое господство одного класса над другим.

Патримониальная теория. (А. Галлер). Представители утверждают, что государство произошло из поземельной собственности. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни. В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землей), и постепенно она переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Таким образом, государственная власть идет не от народа и не от кого-либо. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

В процессе поиска причин появления государства складываются и другие теории – расовая, спортивная, ирригационная и т. д.

Но следует заметить, что объяснить процесс возникновения государства в рамках лишь одной теории не представляется возможным, так как в основе этого сложного процесса лежала целая совокупность факторов, в той или иной степени оказавших влияние на образование конкретного государства. Более того, процесс образования государств еще продолжается и дискуссия о причинах, лежащих в его основе еще не закончена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.