Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизационный принцип типологии государств




 

Довольно широкое распространение в научной литературе за последние годы, наряду с формационным, получил также и цивилизационный подход. Суть его заключается в том, что вместо «общественно-экономической формации» как критерия типологии государства предпринимаются попытки использования в качестве такового «цивилизацию».

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

Согласно одному из определений, цивилизация – это относительно замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и иных факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность государствам, находящимся в ее рамках.

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. Он позволяет увидеть государство не только как орудие политического господства, но и как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества. Цивилизационный подход позволяет учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качества определенного типа.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.

Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др.

Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией.

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

С учетом религиозного фактора различают светские, атеистические, клерикальные и теократические государства, в каждом из которых складываются специфические отношения государственной власти с церковью (от полного отрицания ее роли – в атеистическом, до слияния государственной и религиозной власти в теократическом).

Рассматривая цивилизационный вариант типологии, некоторые ученые (в частности, В.В. Лазарев) отмечают ее недостаточную разработанность и невнимание к главному критерию, который характеризует государство – принадлежность политической власти. Предлагается использовать данный подход не в качестве основного, а как расширительное дополнение.

Существуют также и другие – нетрадиционные типологии государств.

Так, согласно собственно юридическому подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной зашиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право. Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан.

Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее.

Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия (Г. Кельзен).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой типология государств и каково ее значение?

2. Что следует понимать под «типом» государства?

3. Какие требования должны предъявляться к критериям типологии государств?

4. Выделите основные черты формационного подхода к типологии государств?

5. Проведите сравнительную характеристику основных исторических типов государства (рабовладельческому, феодальному, буржуазному и социалистическому)

6. В чем особенности цивилизационного подхода к типологии государств? Какие существуют классификации государств в рамках данного подхода?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.