Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как определить, связи какого типа образуют атомы элементов в определенном веществе? Рассмотрим примеры




1. Хлорид цезия CsCl. Атом цезия (IА группа) большой, с низким значением электроотрицательности, легко отдает электрон, а атом хлора (VIIА группа) небольшой с большим значением ЭО легко его принимает, следовательно, связь в хлориде цезия ионная (типичный металл с типичным неметаллом).

2. Гидрид азота (аммиак) NH3 Атомы азота (VА группа) и водорода (IА группа) отличаются по размерам – оба небольшие по размеру (неметаллы). По склонности принимать электроны они отличаются, связь в молекуле NH3 ковалентная полярная.

3. Азот N2. Простое вещество. Связываемые атомы одинаковые и при этом небольшие, следовательно, связь в молекуле азота ковалентная неполярная.

4. Кальций Са. Простое вещество. Связываемые атомы одинаковые и довольно большие, следовательно связь в кристалле кальция металлическая.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

61. Исходя из теории ковалентной связи, изобразите в виде валентных схем строение молекул: HCl, H2O, NH3.

62. Почему энергия двойной связи С = С (613,2 кДж) не равна удвоенному значению энергии одинарной связи С - С (348,6 кДж)?

63. Как изменяется полярность связи и прочность молекул в ряду HF, HCl, HBr, HI?

64. Какие химические связи имеются в ионах [NH4]+, [BF4]-?

65. Какую валентность, обусловленную не спаренными электронами (спин-валентность), может проявлять фосфор в нормальном и возбужденном состояниях?

66. Что такое гибридизация валентных орбиталей? Какое строение имеют молекулы типа АВn если связь в них образуется за счет sp-, sp 2 -, sp 3 гибридизации орбиталей атома А?

67. Как метод молекулярных орбиталей (МО) описывает строение двухатомных гомоядерных молекул элементов, второго периода?

68. Пользуясь таблицей относительных электроотрицательностей, вычислить их разность для связей Н–О и О–Rb в гидроксиде RbОН и определить: а) какая из связей в молекуле характеризуется большей степенью ионности; б) каков характер диссоциации этих молекул в водном растворе.

69. Как изменяется прочность связи в ряду СO2–SiO2–GeO2–SnO2? Указать причины этих изменений.

70. Дипольный момент молекулы HCN равен 0,97×10-29 Кл×м. Определите дли­ну диполя молекулы HCN.

71. Какой вид гибри­дизации электронных облаков имеет место в атоме кремния при образовании молекулы SiF4? Какова пространственная струк­тура этой молекулы?

72. Опишите с помощью метода молекулярных орбиталей молекулу Н20.

73. Определите тип гибридизации орбиталей центрального атома в частице Н3О+.Назовите и изобразите геометрическую форму этой частицы.

74. Определите тип гибридизации орбиталей центрального атома в частице NO2.Назовите и изобразите геометрическую форму этой частицы.

75. Укажите тип гибридизации орбиталей бора в молекуле BBr3.

76. Какие виды химической связи имеются в молекуле NH4I?

77. Сера образует химические связи с калием, водородом, бромом и углеродом. Какие из связей наиболее и наименее полярны? Укажите, в сторону какого атома происходит смещение электронного облака связи.

78. Описать с позиции метода МО молекулу ВеН2: определить кратность связи и магнитные свойства молекулы.

79. Описать с позиции метода МО молекулу СН4: определить кратность связи и магнитные свойства молекулы.

80. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [MoCl4]2-

81. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [ZnCl4]2-

82. С помощью метода валентных связей (ВС) опишите пространственное строение молекулы CO2.

83. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [Cd(H2O)4]2+

84. С помощью метода валентных связей (ВС) опишите пространственное строение молекулы (NН4)+.

85. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [Ni(OH)4]2-

86. С помощью метода валентных связей (ВС) опишите пространственное строение молекулы PF3.

87. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [Co(NH3)4]3+.

88. С помощью метода валентных связей (ВС) опишите пространственное строение молекулы SiF4.

89. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [Cr(H2O)4]3+

90. Определите тип гибридизации и геометрическую форму комплексного иона [CuCl4]2-

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Классификация сложных неорганических веществ.

 

Неорганические вещества делятся на четыре основных класса: оксиды, кислоты, основания, соли. Представим известные нам классы соединений в виде единой схемы:

 

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований. Между классами существует важная связь, которую называют генетической. Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов. Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами. Например, сульфат кальция CaSO4 можно получить либо из металла кальция, либо другим путем – из неметалла серы:

С другой стороны, из соли можно опять прийти к металлу и неметаллу:

Одновременно существуют и другие пути взаимопревращений соединений разных классов. Таким образом, генетические связи между разными классами соединений очень многообразны.

Оксиды и их классификация.

Как мы уже знаем, оксиды бывают кислотные и основные. Это деление положено в основу их классификации.

Большинство кислотных оксидов хорошо реагирует с водой, давая кислоту. Например, кислый вкус простой газированной воды объясняется образованием угольной кислоты Н2СО3 из кислотного оксида СО2:

СО2 + Н2О = Н2СО3 (угольная кислота)

В простейших случаях формулу образующейся кислоты легко получить из формулы кислотного оксида простым сложением. Например:

CO2 + H2O = H2CO3
SO3 + H2O = H2CO3

Однако не все кислотные оксиды растворяются в воде, поэтому не все могут непосредственно с ней реагировать. Зато все кислотные оксиды реагируют с основаниями. При этом получается сразу соль. Например:

 

SiO2 + H2O = реакция не идет
кислотный оксид (не растворим в воде)   вода    

 

SiO2 + 2 NaOH = Na2SiO3 + H2O
кислотный оксид   щелочь   соль кремниевой кислоты H2SiO3    

 

Полученную соль кремниевой кислоты можно превратить в саму кремниевую кислоту добавлением другой кислоты:

Na2SiO3 + 2 HCl = H2SiO3 + 2 NaCl

Таким образом, кислотному оксиду всегда соответствует определенная кислота:

CO2 (оксид углерода) – H2CO3 (угольная кислота);

SO3 (оксид серы VI) – H2SO4 (серная кислота);

SiO2 (оксид кремния) – H2SiO3 (кремниевая кислота).

Поскольку реакция с основаниями является общей для всех кислотных оксидов, им можно дать такое определение:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.