Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьная мебель и ее использование




С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой (столом) от 4 до 6 ч в младших классах и от 8 до 10 ч в старших классах. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5—7 мин, а у второклассников через 9—10 мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и неподвижное стояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5—7 мин (Р. А. Шабунин). Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе, пионерском лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла.
Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях учащийся также не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка.
Основные размеры парт (столов) и стульев приведены на рисунке 32.

Специальными антропометрическими исследованиями было выявлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые используются для установления функциональных размеров мебели и их оптимального соотношения, при колебаниях длины тела детей и подростков в пределах 10—15 см существенно не отличаются.
В начале 70-х годов для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой изготовлялись парты и комплекты ученических столов со стульями пяти групп: А, Б, В, Г, Д. В 1985 г. разработан и принят стандарт СЭВ «Мебель школьная». Введена новая нумерация и цветовая маркировка мебели. Предусмотрено изготовление шести номеров парт и комплектов ученических столов со стульями (табл. 8). ГОСТ обязывает все фабрики, мебельные комбинаты и другие производства при изготовлении мебели выдерживать установленные размеры (табл. 8), тип и отделку мебели. При ремонте парт, столов и стульев школы также обязаны руководствоваться размерами, указанными в ГОСТе на парты, ученические столы и стулья.

Таблица 8: Размеры парт, ученических столов и стульев

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста (в школе или детском саду) рекомендуется использовать дошкольную мебель (табл. 9).

Таблица 9: Размеры столов и стульев для детей 6-летнего возраста в детских садах

 

 
Группа мебели
Группа роста, см Высота над полом (в см)  
     
переднего края крышки стола переднего края сиденья      
Г Д Ж 100-115 115-130 Свыше 130      

Посадка за партой (учебным столом). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой – нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при правильной посадке.
Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3—4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе.
Антропометрические и физиологические исследования указывают, что несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положения конечностей облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему школьников. Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых дней посещения школы. О правильной позе следует постоянно напоминать учащимся в школе и дома, и не только в I—IV, но и V—IX классах.
Подбор мебели.
Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3—4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч, как показали исследования, отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за столы более низкие, чем требуется, асимметрия плеч регистрировалась у учащихся в 70% случаев. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половин тела. Изменения такого же характера наблюдались при использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.
В случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3—4 см наибольшие функциональные сдвиги, частые резкие нарушения позы и жалобы на неудобство мебели наблюдаются у школьников при использовании меньших размеров мебели по сравнению с требуемыми по длине тела, нежели при обратном соотношении. Поэтому если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.
Изготовление парт предусмотрено только для оборудования I—IV классов. Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских).
Ориентировочно для оборудования учебных помещений однокомплектных школ, как показали измерения учащихся в городах, рабочих поселках и сельской местности II—IV климатогеографических зон, требуется более всего мебель групп Б, В и Г.
Для начальных классов ориентировочно требуется двухместных столов: в I классе группы (номера) А—12 и группы В — 3, во II классе соответственно 10 и б, в III — 7 и 8, в IV классе группы Б—12 и группы В — 3.
Учебные кабинеты для учащихся V—XI классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столов каждой группы (номера) определяется количеством кабинетов на предмет.
При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы: II—III, III—IV, V—VI и т. д. При этом в помещение, предназначенное для II—III классов, ставят 2—3 парты группы А, 15—16 группы Б и 2—3 группы В. Такое соотношение мебели трех групп позволит рассадить большинство детей как II, так и III класса в соответствии с ростом.
Измерение роста учащихся для определения требуемого номера мебели. Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см начиная от 130 см. В промежутках между делениями последовательно проставляют все группы (номера) мебели: до 130 см наносят группу А, от 130 до 145 см — группу Б, от 145 до 160 см — группу В, от 160 до 175 см — группу Г и от 175 см и выше — группу Д.
Произведя измерение роста с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около рейки. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 1—2 см на обувь.
Расстановка мебели. Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят ближе к классной доске, а мебель больших размеров— дальше. Например, первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй — группы Б, третьей — мебель группы В и т. д.
В тех случаях, когда возникает необходимость ближе к классной доске поставить мебель больших групп (номеров), ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду.
Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха. Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с пониженной остротой зрения.
Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом" и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.
Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются установленные расстояния.
В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда столов (парт) — не менее 0,5 м, от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) — 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) —0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) — 2 м, между рядами — 0,6 м.
За соблюдением расстояния между наружной стеной и первым рядом парт требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые условия, и это отрицательно сказывается на механизме терморегуляции. Пульс ученика, сидящего около горячего радиатора, учащается, температура тела повышается. Количество острых респираторных заболеваний и ангин среди учащихся, сидящих в первом от окон ряду, в 3 раза больше, чем среди школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений.
В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м. Только в этом случае при длине доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и четвертом рядах, может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 30°. Другие расстояния в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда столов — 0,5 м, ширина проходов между рядами — не менее 0,6 м, от последних столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки,— 0,8 м.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.