КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Word, Excel
Информатика И. В. Ревина, С. В. Федоров В. А. Бондарев, И. И. Вавилова
Учебное пособие В двух частях Часть 1
Омск Издательство ОмГТУ УДК 004.4(075) ББК 32.973.26-018.2я73 И74
Рецензенты: Т. А. Мызникова, канд. техн. наук, В. И. Стариков, канд. техн. наук,
Информатика: учеб. пособие: в 2 ч. / В. А. Бондарев [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. ISBN 978-5-8149-1389-0
Ч. 1: Word, Excel. – 108 с.: ил. ISBN 978-5-8149-1390-6
Посвящено изучению программных продуктов фирмы Microsoft: Windows 2007, Word, Excel, которое происходит в процессе выполнения лабораторных работ. Предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих дисциплину «Информационные технологии». УДК 004.4(075) ББК 32.973.26-018.2я73
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
ВВЕДЕНИЕ Информационные технологии в корне изменили характер труда в подавляющем числе сфер деятельности, особенно у менеджеров различного уровня. Они превращаются в инструментарий, без которого невозможно представить деятельность менеджера независимо от его реального статуса на современном предприятии: новая интенсивность информации делает возможным точное планирование, предсказание и контроль. Современные информационные технологии позволяют изменить принципы организации взаимодействия работников: работа в команде, возможность общения с другими работниками и доступа к организованной информации Спектр информационных технологий для менеджеров чрезвычайно широк: начиная от технологий общего назначения (Microsoft Office, Internet и т. п.), заканчивая специальными технологиями, предназначенными для решения узкого круга задач (математические, бухгалтерские, аналитические системы для управления бизнесом, программы для командной работы и т. д.). Учебное пособие состоит из двух частей. Целью данного учебного пособия является эффективное освоение современных информационных технологий общего назначения. Первая часть учебного пособия состоит из 13 лабораторных работ (с 1 по 13), выполнение которых осуществляется с помощью следующих программных средств: – операционная система Windows, – стандартные программы Windows, – текстовый процессор Microsoft Word, – табличный процессор Microsoft Excel, – программы-архиваторы (WinRAR).
Лабораторная работа № 1 АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРА Цель работы – ознакомление с архитектурой персонального компьютера, изучение принципов работы со справочной системой Windows и стандартными программами Блокнот, Word 2007 и Paint. Программы, используемые для выполнения задания, находятся по адресу Пуск\Программы\Microsoft Office\Microsoft Word\ … (Word 2007). Пуск\Программы\Стандартные\ … (Блокнот, Paint). Справочная система операционной системы Windows находится по адресу Пуск\Справка и поддержка\ … Для достижения успеха следует уметь выполнять действия: Ø создать документ (файл),рис. 1.1. Щелкнуть левой кнопкой мыши по кнопке Office в верхнем левом углу окна программы, выбрать команду «Создать», в закладке «Шаблоны» выбрать «Пустые и последние», в появившемся окне выбрать «Новый документ». Нажать на кнопку «Создать» в нижнем правом углу окна программы.
Рис. 1.1. Создание документа
Файл®Создать®Шаблоны®Пустые и последние®Новый документ… Ø открыть документ (файл),рис. 1.2. В кнопке Office выбрать команду «Открыть» (в появившемся окне найти открываемый документ). Office®Открыть® Рис. 1.2. Окно «Открытие документа»
Ø сохранить документ (рис. 1.3). В кнопке Office выбрать команду «Сохранить как…», если файл сохраняется впервые. При этом необходимо определить место расположения сохраняемого файла (папка «Лабораторная работа №…», которая хранится в папке «Личная папка студента», которая хранится в папке «группа №»), задать имя сохраняемому файлу (имя задается в лабораторной работе) и проверить расширение файла (docx). Office®Сохранить как…® Ø В кнопке Office (рис. 1.1) выбрать команду «Сохранить». Уже существующий файл перезаписывается на прежнем месте. Office®Сохранить® Рис. 1.3. Сохранение документа
Ø добавить в текстовый документ дату и время (рис. 1.4). В меню программы выбрать пункт Вставка (щелкнуть левой кнопкой мыши), в разделе Текст выбрать «Дата и время», в появившемся окне выбрать формат вставки. Вставка®Объект®Дата и время®… Рис. 1.4. Окно «Дата и время» Ø просмотр рисунка Paint (рис. 1.5). В главном меню программы выбрать пункт Вид (щелкнуть левой кнопкой мыши), выбрать команду «Просмотреть рисунок» Вид ® Просмотреть рисунок Ø выбор инструмента Paint В главном меню программы выбрать пункт Вид/View (щелкнуть левой кнопкой мыши), выбрать команду «Набор инструментов» Вид®Набор инструментов®…
Рис. 1.5. Окно графического редактора Paint
Задание 1. 1. В графическом редакторе Paint изобразить структурную схему персонального компьютера. Файл сохранить в папке «Лабораторная работа № 1» под именем «Архитектура компьютера.bmp». Структурная схема персонального компьютера приведена в приложении к лабораторной работе № 1. Вставить полученный рисунок в документ Word 2007. 2. Используя текстовый процессор Microsoft Word 2007, описать компоненты, составляющие персональный компьютер. В конце текста вставить дату и время создания файла. Файл сохранить в папке «Лабораторная работа № 1» под именем «Архитектура компьютера.docx». Описание компонент, составляющих персональный компьютер, приведено в приложении к лабораторной работе № 1. Задание 2. 1. В справочной системе операционной системы Windows, найти информацию на заданную тему (табл. 1.1). Вариант задания определяется по номеру в журнале. 2. Скопировать найденную информацию и поместить её в файл Справка.txt, используя стандартную программу Блокнот. Если объем найденной информации превышает одну страницу текста, то копировать не более одной страницы информации. Таблица 1.1
Результаты выполнения работы В папке «Лабораторная работа №1» должны присутствовать файлы: Ø Архитектура компьютера.docx Ø Архитектура компьютера.bmp Ø Справка.txt
ПРИЛОЖЕНИЕ Описание компонент, составляющих персональный компьютер: · память (запоминающее устройство, ЗУ), состоящую из перенумерованных ячеек; · процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ); · устройство ввода; · устройство вывода. Эти устройства соединены каналами связи, по которым передается информация. Основные устройства компьютера и связи между ними представлены на структурной схеме (рис. 1.6). Жирными стрелками показаны пути и направления движения информации, а простыми стрелками – пути и направления передачи управляющих сигналов. Рис. 1.6. Структурная схема персонального компьютера Функции памяти: · приём информации из других устройств; · запоминание информации; · выдача информации по запросу в другие устройства машины. Функции процессора: · обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций; · программное управление работой устройств компьютера. Та часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством (АЛУ), а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, называется устройством управления (УУ).
Лабораторная работа № 2 ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА Цель работы – отработка навыков создания текстового документа, ознакомление с возможностями Microsoft Word 2007, в том числе: форматирование документа, организация оптимальной структуры документа, организация защиты документов, контроль орфографии и т. д. Форматирование документа – процедура оформления текста, набор операций, с помощью которых производится разбивка текста на строки и страницы, выбор расположения абзацев, отступов и отбивок между абзацами, обтекания отдельных абзацев, а также видов и начертаний шрифтов. Структура документа – порядок расположения в рабочем документе заголовков, текста и вложенных документов. Защита документа – обеспечение сохранности документа от случайного или несанкционированного изменения. Виды организации защиты документа: 1) опечатывание с помощью цифрового сертификата (требуется наличие сертификата на цифровую подпись); 2) запрос пароля при открытии или изменении документа; 3) рекомендация доступа только для чтения; 4) защита полей электронной формы от случайного изменения; 5) разрешение добавления только примечаний и записей исправления; 6) защита форматирования. Для достижения успеха следует уметь выполнять действия: Ø задать поля страницы текстового документа В меню программы выбрать вкладку Разметка страницы (щелкнуть левой кнопкой мыши); выбрать команду: «Поля» выбрать поле из предлагаемых или задать поля в закладке: «Настраиваемые поля» (рис. 2.1) Разметка страницы®Поля®Настраиваемые поля®… Рис. 2.1. Окно «Разметка страницы» для задания полей,
Ø задать ориентацию страницы текстового документа. В меню программы выбрать вкладку Разметка страницы (щелкнуть левой кнопкой мыши), выбрать команду «Ориентация», задать ориентацию страниц (книжная или альбомная) Разметка страницы®Ориентация®… Ø добавить в документ верхний и нижний колонтитул. В меню программы выбрать вкладку Вставка, в разделе «Колонтитулы» выбрать «Верхний колонтитул» или «Нижний колонтитул» (рис. 2.2) Вставка®Колонтитулы®… (после заполнения колонтитулов достаточно, ничего не сохраняя, просто закрыть окно колонтитула). Рис. 2.2. Окно вставки колонтитула
Ø вставить новую страницу. В меню программы выбрать вкладку Разметка страницы, в разделе «Параметры страницы» выбрать «Разрывы» (рис. 2.3). Разметка страницы®Разрывы®Страница Рис. 2.3. Окно вставки разрывов Ø вставить титульную страницу. В меню программы выбрать вкладку Вставка, в разделе «Титульная страница» определить стиль титульной страницы (рис. 2.4). Вставка®Титульная страница®… Рис. 2.4. Окно стилей титульных страниц документа
Ø вставить номера страниц. В меню программы во вкладке Вставка, в разделе «Колонтитулы» выбрать команду «Номер страницы» (рис. 2.5). Вставка®Колонтитулы®Номер страницы… Рис. 2.5. Окно расстановки номеров страниц в документе Ø вставить гиперссылку (рис. 2.6). В меню программы открыть вкладку Вставка, найти раздел «Связи», выбрать объект «Гиперссылка», выбрать команду «Связать с … файлом, веб-страницей». В появившемся окне выбрать файл, на который вставляется гиперссылка Вставка®Связи®Гиперссылка®Файлом, веб-страницей®… Рис. 2.6. Окно вставки гиперссылки
Ø вставить оглавление (содержание). В меню программы открыть вкладку Ссылки, в разделе «Оглавление» выбрать «Оглавление», в появившемся окне выбрать тип оглавления или открыть диалоговое окно «Оглавление» и самостоятельно задать параметры заполнителя, форматов, уровней оглавления (рис. 2.7). Ссылки®Оглавление®Оглавление®… Рис. 2.7. Окно выбора типа оглавления Ø просмотр структуры документа. В меню программы открыть вкладку Вид, в разделе «Режим просмотра документа» выбрать «Структура» Вид®Режим просмотра документа®Структура®… Ø выделить текст. В меню программы открыть вкладку Главная, в разделе «Редактирование» выбрать «Выделить», в появившемся окне выбрать «Выделить все» (рис. 2.8). Главная®Редактирование®Выделить®Выделить все
Рис. 2.8. Окно выделения объектов документа
Ø выделить фрагмент текста. Установить курсор в начало выделяемого отрезка, нажать на левую кнопку мыши и, не отпуская, протянуть курсор до конца выделяемого отрезка Ø определить параметры шрифта (тип шрифта, размер, начертание, цвет текста, подчеркивание и т. д.), рис. 2.9. В меню программы выбрать вкладку Главная, в разделе «Шрифт» и задать параметры шрифта, используя кнопки пиктограмм или вызвав диалоговое окно «Шрифт» (нижняя левая кнопка раздела) Главная®Шрифт®Шрифт®…
Рис. 2.9. Открытие диалогового окна «Шрифт»
Ø задать параметры абзаца (выравнивание, уровень, отступ, первая строка, интервал перед, интервал после, междустрочный), рис. 2.10. В меню программы выбрать вкладку Главная, в разделе «Абзац» и задать параметры абзаца используя кнопки пиктограмм или вызвав диалоговое окно «Абзац» (нижняя левая кнопка раздела) Главная®Абзац®Абзац®…
Рис. 2.10. Открытие диалогового окна «Абзац»
Ø задать рамки вокруг текста или абзаца (тип линии, цвет, образец, применить к…), рис. 2.11. В меню программы выбрать вкладку Разметка страницы, в разделе «Фон страницы» выбрать «Границы страниц», в появившемся окне «Границы и заливки» на закладке «Размер бумаги» задать тип и цвет линии, применить к выделенному тексту, разделу или абзацу Разметка страницы®Фон страницы®Границы страниц® Границы и заливка®Размер бумаги®… Рис. 2.11. Окно добавления границ вокруг текста
Ø разбить текст на колонки (число, ширина и промежуток между колонками), рис. 2.12. В меню программы выбрать вкладку Разметка страницы, в разделе «Параметры страницы» выбрать «Колонки», в появившемся окне задать количество и параметры колонок Разметка страницы®Параметры страницы®Колонки®… Рис. 2.12. Активизация диалогового окна «Колонки» Ø расставить переносы (рис. 2.13). В меню программы выбрать вкладку Разметка страницы, в разделе «Параметры страницы» выбрать «Расстановка переносов», в появившемся окне задать параметры расстановки Разметка страницы®Расстановка переносов®… Рис. 2.13. Окно расстановки переносов в тексте
Ø установить защиту документа от несанкционированного изменения. В меню программы выбрать вкладку Рецензирование, в разделе «Защитить/Защитить документ» выбрать «Ограничить форматирование и редактирование», в появившемся окне задать параметры защиты документа, задать пароль (рис. 2.14) Рецензирование®Защитить документ® Ограничить форматирование и редактирование®…
Рис. 2.14. Окно защиты документа Ø снять защиту документа от несанкционированного изменения. В меню программы во вкладке Рецензирование в разделе «Защитить/Защитить документ» выбрать «Снять защиту», при запросе программы ввести пароль (в случае отсутствия пароля защита снимается автоматически) Рецензирование®Защитить документ®Снять защиту®… Ø преобразовать текст в таблицу Выделить преобразуемый текст, в меню программы выбрать вкладку Вставка, в разделе «Таблица» выбрать «Преобразовать текст в таблицу», в появившемся окне «Вставка таблицы» задать количество строк и столбцов таблицы Вставка®Таблица®Преобразовать текст в таблицу® Вставка таблицы Ø скрыть границы таблицы. Поместить курсор в таблицу (щелкнуть по таблице левой кнопкой мыши), во вновь появившемся меню Работа с таблицами (правая часть меню программы) выбрать вкладку «Конструктор», в разделе «Стили таблиц» выбрать «Границы», в появившемся окне выбрать команду «Нет границы» (рис. 2.15). Работа с таблицами®Конструктор®Стили таблиц® Границы®Нет границы Рис. 2.15. Окно «Границы» меню «Работа с таблицами» Ø отобразить сетку таблицы. Поместить курсор в таблицу (щелкнуть по таблице левой кнопкой мыши), во вновь появившемся меню Работа с таблицами (правая часть меню программы) выбрать вкладку «Макет», в разделе «Таблица» выбрать «Отобразить сетку» (рис. 2.16). Работа с таблицами®Таблица®Отобразить сетку Рис. 2.16. Окно «Макет» меню «Работа с таблицами»
Ø применить стиль к заголовку (рис. 2.17). В меню программы выбрать вкладку Главная, в разделе «Стили» выбрать необходимый стиль заголовка Главная®Стили®Стили®Заголовок… Рис. 2.17. Окно выбора стилей в текстовом документе Ø создать рамку (границу) вокруг страницы (рис. 2.18). Поместить курсор в раздел, для всех страниц которого будут заданы границы. В меню программы Разметка страницы в разделе «Фон страницы» выбрать «Границы страниц», в появившемся окне перейти на вкладку «Страница», задать тип, цвет и ширину линии (или рисунок из которого будет сформирована граница страницы); в области «Образец» окна добавить границы сверху, снизу, слева и справа от страницы; указать объекты, к которым будет применяться граница (текущий раздел, весь документ, до конца документа) Разметка страницы®Фон страницы®Границы страницы®Страница… Рис. 2.18. Окно добавления границ страницы
Задание 1. 1. Используя текстовый процессор Microsoft Word 2007, набрать текст, который должен содержать название (заголовок) и восемь абзацев. Каждый абзац должен содержать не более четырех и не менее трех строк однородного текста. Файл сохранить под именем «Исходный текст». В простейшем случае текст может быть получен следующим образом: а) в справочной системе операционной системы Windows найти информацию на заданную тему (табл. 1.1, Лабораторная работа № 1). Вариант задания определяется по номеру в журнале; б) скопировать любой абзац из текста найденной темы в файл «Исходный текст» и привести его вид к требованиям, изложенным выше; в) произвести копирование полученного абзаца семь раз в файл «Исходный текст» до получения заданного текста и после этого дать тексту название по искомой теме. 2. Определить параметры страницы для текста: верхнее и нижнее поле – 3. Форматировать полученный текст по абзацам (параметры форматирования заданы в табл. 2.1): название текста – по правилу заголовка табл. 2.1; первый абзац текста – по правилу первой строки табл. 2.1 и т. д. 4. Сохранить форматированный текст в файле «Задание 1». Таблица 2.1
Задание 2. Пункты задания 2 выполняются над текстом из файла задания 1. 1. Включить автоматическую расстановку переносов. 2. В верхний правый угол страниц вставить номер страницы. 3. В нижний колонтитул поместить свою фамилию, номер группы и текущую дату. 4. В начало работы вставить новую страницу (первую). 5. Вырезать второй абзац документа (запомнить его в буфере обмена). 6. В конец документа добавить последний абзац с информацией об авторе работы (характеристику). В характеристику входит следующая информация: название факультета (полностью), название специальности (полностью), ФИО (полностью), группа, название лабораторной работы № 2. 7. Установить защиту документа. 8. Сохранить результаты в файл «Несанкционированный доступ». Следующие пункты задания 2 выполняются над текстом из файла «Несанкционированный доступ». 9. Снять защиту с документа. 10. Вставить в документ второй абзац (из буфера обмена). 11. Сохранить результаты в файл «Задание 2». Задание 3. Пункты задания 3 выполняются над текстом из файла задания 2. 1. На первой странице оформить титульный лист (скопировать с рис. 2.19, см. приложение к лабораторной работе № 2). 2. Проверить правописание. 3. Определить стиль заголовка текста как Заголовок 1. 4. Каждому абзацу текста дать заголовок. Например, если текст называется «ПЕЧАТЬ», то первому абзацу дать заголовок «ПЕЧАТЬ 1», второму – «ПЕЧАТЬ 2» и т. д., последнему – «ХАРАКТЕРИСТИКА» 5. Определить стиль заголовков всех абзацев как Заголовок 2. 6. Добавить новую страницу (вторую) и вставить на ней оглавление. 7. Сохранить файл «Задание 3» как документ Word 2007.
Результаты выполнения работы В папке «Лабораторная работа № 2» должны присутствовать файлы: Ø Исходный текст.docx Ø Задание 1.docx Ø Задание 2.docx Ø Несанкционированный доступ.docx Ø Задание 3.docx ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 2.19. Пример оформления титульного листа Лабораторная работа № 3 ТАБЛИЦЫ Цель работы – отработка навыков создания новых стилей текста, добавления таблицы, задания ее свойств, автоматической нумерации строк, использования формул в таблицах. Для оптимизации работ по добавлению таблиц в текст следует помнить следующее: 1) сложную структуру шапки легче получить путем объединения, а не разбиения ячеек; 2) количество строк и столбцов в добавляемой таблице должно определяться максимальным их числом, с учетом шапки таблицы и возможных объединений ячеек; 3) размер ячеек можно задавать, используя свойства таблицы или вручную (изменяя размер ячейки с помощью мыши); 4) вставлять нумерацию строк таблицы следует с помощью нумерованного списка (в конце чисел не должны стоять точки). При работе с таблицами в Microsoft Word 2007 все необходимые действия осуществляются в появляющемся при обращении к таблице меню «Работа с таблицами». Меню имеет две закладки: «Конструктор» и «Макет». В закладке «Конструктор» сгруппированы команды, обеспечивающие оформление внешнего вида. Закладка «Макет» содержит все команды, обеспечивающие изменение структуры таблицы, форматирование содержащегося в таблице текста и работу с данными. Стили используются для сохранения процедуры форматирования, чтобы в дальнейшем эту процедуру можно было применять на многих объектах. Для достижения успеха следует уметь выполнять действия: Ø вставить в документ таблицу (рис. 3.1). Задать число строк и столбцов таблицы можно с помощью выделения необходимого количества ячеек таблицы или с помощью команды «Вставить таблицу…» Вставка®Таблица®Вставка таблицы®Вставить таблицу®… Рис. 3.1. Окно вставки таблицы Ø изменить размеры строки или столбца таблицы. Выделить строки или столбцы, размеры которых необходимо задать В меню Работа с таблицами выбрать вкладку Макет, в разделе «Размер ячейки» задать параметры строк и столбцов (рис. 3.2) Работа с таблицами®Макет®Размер ячейки®… Рис. 3.2. Определение размеров ячеек таблицы
Ø объединить ячейки таблицы (рис. 3.3). Выделить объединяемые ячейки таблицы. В меню Работа с таблицами выбрать вкладку Макет, в разделе «Объединить» выбрать команду «Объединить ячейки» Работа с таблицами®Макет®Объединить®Объединить ячейки Рис. 3.3. Объединение ячеек таблицы Ø вставить формулу в ячейку таблицы (рис. 3.4) Работа с таблицами®Макет®Данные®Формула®… Рис. 3.4. Окно работы в текстовой таблице с формулой
Ø повторение заголовка в таблице при перетекании таблицы на новую страницу. Выделить строку заголовка таблицы; в меню Работа с таблицами выбрать вкладку Макет, в разделе «Данные» выбрать команду «Повторить строки заголовков» (активно только при выделении строки заголовка таблицы). Работа с таблицами®Макет®Данные®Повторить строки заголовков Ø создать новый стиль текста (рис. 3.5) Главная®Стили®Создать стиль®… Рис. 3.5. Окно создания нового стиля текста Ø применить стиль к тексту. Выделить часть текста, к которой будет применен иной стиль; в меню программы выбрать вкладку Главная, в разделе «Стили» выбрать применяемый стиль Главная®Стили®Стиль®Применить Ø организовать нумерованный список в таблице. Выделить ячейки, в которых будет установлен нумерованный список; в закладке Главная меню программы выбрать в разделе абзац команду «Нумерация» Главная®Абзац®Нумерация Ø изменить формат номера в нумерованном списке (рис. 3.6) Главная®Абзац®Нумерация®Определить новый формат номера
Рис. 3.6. Окно работы с форматом номера в нумерованном списке Задание. 1. Создать текстовый документ и сохранить его как файл «Таблицы». Определить параметры страницы для документа: слева – 2,5 см, сверху и снизу – 2. Скопировать табл. 3.1 с наименованием и номером в документ. Под ней создать копию таблицы средствами редактора Word 2007. Присвоить созданной таблице тоже наименование и номер – Таблица 1а.
Таблица 3.1
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |