Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольная политика гос-ва




Селютина Н.В.

Рощупкин А.Н.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Экономическая теория»

Тема: «Проблемы ограниченности и выбора»

Выполнил: студент группы 911

Руководитель: ст.преподаватель

Старый Оскол – 2011г.


 


* Тесты могут содержать несколько правильных ответов

[1] Когда авторов много, у книги есть редактор или редакционный совет, редакционная коллегия

Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе. Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная фирма. Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

18. Рынки ресурсов, их функции и особенности. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок — рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей — экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.. Рынок природных ресурсов включает два тесно взаимосвязанных сектора: рынок запасов и рынок потоков. На рынке запасов продаются и покупаются запасы природных ресурсов (месторождения, леса и т.д.). На рынке потоков продаются и покупаются те объемы ресурсов, которые необходимы фирмам и гражданам для удовлетворения их коммерческих и личных нужд. Рынок потоков устроен таким образом, что он экономически регулирует степень использования природных ресурсов: по мере истощения их запасов цена ресурсов возрастает. Это заставляет фирмы и граждан искать более экономичные способы использования ресурсов или прибегать к заменителям.

 

19. Трактовка капитала. Инвестиции: сущность, основные разновидности, характер проявления в кратко- и долгосрочном периоде. 1)«Вещная» трактовка (капитал как средство про-ва). Адам Смит,капитал-накопленый общественый труд.Поль Самуэльсон,капитал-благо длительного пользования. Класическая школа. 2)Денежная трактовка. Капита-это деньги. Неокласическое направление. 3) Теория «человеческого капитала» Величина чел.капитала оценивается потенциальным доходом который он способный приносить. Неокласическая школа. 4) Капитал как самовозрастающая стоимость (теория Маркса). Капитал-это движение процес кругооборота Капитал-это не вещь а общественное отношение которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общ. Характер. Другие трактовки: Капитал-ценость приносящая поток дохода. Капитал – общест-историческая форма соединения факторов товарного пр-ва приносящая доход. Инвестиции- это денежные средства, целевые банковские вклады, акции, и др. ценные бумаги, технологии, машины и оборудование лицензии, товар. знаки, кредиты, любое др. имущество или имуществ. права, интеллектуал. ценности, вкладываемые в объекты предпринимат. деятельности или др. виды деятельности в целях получения прибыли.. В наст. дремя в эк-ке нашей страны применяется оба термина как инв. так и капитал. вложения В рыночной экономике по своей сущности инв. включают в себя 2 стороны инвест деятельности: затраты ресурсов и результаты. Инв. осуществляются с целью получения результата и явл-ся бесполезными, если они не принесли ожидаемого результата. К общим характерным чертам инв. относятся реальные инв. как правило носят долгосрочный характер(краткосрочные инв. осущ-ся в финансовой сфере с быстро ликвидными ценными бумагами) инвест. Деятельность и принимаемые инвест. Решения оказывают комплексное воздействие на все стороны предпринимательской деятельности и соц.-экономич. Ситуацию в регионе, поэтому нужна техническая информация и организац. обоснованность принимаемых инвестиц решений.

 

20. Движение капитала. Основной и оборотный капитал. Износ капитала. Амортизация. Денежный оборот состоит из большого количества отдельных платежей, благодаря которым денежное движение и весь денежный оборот есть совокупностью потоков отдельных платежей. Денежный оборот, с одной стороны, есть потоком доходов, а с другой стороны, есть потоком затрат. Ключевым элементом в денежном обороте есть национальный доход, который получают хозяйства от реализации своих ресурсов за определенный период (С) и национальный продукт - ВВП, которое выступает в виде дохода фирм, полученного от реализации своих продуктов (В). Капитал – это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Получение определенного потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производственном процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, т.е. капитала. Различают 2 основные формы капитала: физический, или материально-вещественный, капитал (машины, здания, сырье); человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт). Физический капитал подразделяется на: основной капитал (реальные активы длительного пользования); оборотный капитал (расходуется на покупку средств для каждого цикла производства). Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене по мере его физического или морального износа. Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства. Амортизационный капитал - капитал, предназначенный для воспроизводства основных средств, образуемый за счет амортизационных отчислений. Амортизация - процесс перенесения стоимости изношенных основных средств (средств труда) на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, аккумулируемых и направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств.

 

 

21. Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит: формы, источники, принципы кредитования. Деньги, предназначенные для приобретения средств произ­водства, выступают в качестве инвестиционных ресурсов. Если эти день­ги были взяты в долг на определенное время на условиях возврата и уплаты процента, то они принимают форму ссудного капитала. Здесь предоставление денег взаймы означает предоставление возможности приобретения капитала как фактора производства. Большую роль в образовании и распределении ссудного капитала играют финансовые учреждения, прежде всего банки. Финансовые учреждения способствуют формированию и функционированию рынков ссудных капиталов, на котором, с одной стороны, складывается спрос на деньги как на ссудный капитал, а с другой - формируется его предложение. Конкретные размеры процента как цены ссудного капитала опре­деляются соотношением спроса и предложения на рынке капитала че­рез норму процента. Связь между процентом и его нормой наглядно представлена в следующей формуле: где I - величина ссудного процента, К - размеры ссудного капитала, г - норма ссудного процента. Движение ссудного капитала осуществляется в форме кредита. Выдача кредита представляет собой сделку, предполагающую предос­тавление денег или имущества одних экономических субъектов другим на определенный срок с условием возврата и уплаты процента. основные принципы кредитования. 1. Возвратность кредита. Деньги или имущество, отданные в долг, должны быть возвращены. 2. Срочность кредита. Кредит предоставляется на определенный срок, который фиксируется в договоре. В зависимости от срока догово­ра кредит относится к краткосрочному, среднесрочному или долгосроч­ному. 3. Платность кредита. Этот принцип означает обязательность уп­латы процента за взятый кредит. 4. Материальная обеспеченность кредита. Данный принцип пред­полагает предоставление кредита под залог имущества либо под пору­чительство какой-то надежной компании или организации. Кредит имеет весьма разнообразные формы. Отметим наиболее важные. 1. Банковский кредит. Этот кредит предоставляется банками в виде денежных ссуд. 2. Коммерческий кредит. Эта форма кредита предполагает про­дажу товаров в долг под платежное обязательство - вексель. 3. Ипотечный кредит. Эта одна из ранних форм кредита, для ко­торой характерна выдача ссуд под залог недвижимого имущества, преж­де всего земли. Здесь предполагается, что если взятая сумма не возвра­щается, то имущество переходит кредитору или продается с аукциона для получения нужной суммы. 4. Лизинг. Это весьма своеобразная форма кредита, предполага­ющая сдачу внаем оборудования, машин, станков и т.п. на определен­ный срок с возможностью выкупа взятого имущества. В случае его воз­врата, уплачивается не только процент, но и стоимость износа. Прежде всего следует отметить влияние кредита на скорость обо­рота капитала. Благодаря кредиту капитал во всех своих функциональ­ных формах не лежит без дела, а находится в движении, принося тем самым дополнительный доход, увеличивая богатство общества.

 

 

22. Рынок ценных бумаг: структура, ф-и. Виды ценных бумаг. РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением) и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.) На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д. Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг. Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды. Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В соответствии с российским законодательством к ценным бумагам относятся: Государственные и муниципальные ценные бумаги: Облигация, Вексель, Чек, Депозитный и сберегательный сертификаты, Банковская сберегательная книжка на предъявителя, Коносамент, Акция, Приватизационные ценные бумаги, Складское свидетельство, Инвестиционный пай, Закладная.

 

23. Рынок труда и трудовые ресурсы. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Внешним выражением отношений между договаривающимися сторонами является зар.плата как факторный доход. Этот доход в своем движении проходит три стадии: до процесса труда зар.плата выступает как цена раб.силы; в процессе труда - плата за труд по его кол-ву и качеству; после процесса труда - это личный, семейный доход. На воспроизводство раб.силы осуществляются следующие виды затрат: стоимость благ и услуг по обеспечению физического существованию самого работника; содержание членов его семьи; расходы на обучение работника, повышение его квалификации; стоимость благ и услуг, обеспечивающих интеллектуальное, духовное, социальное развитие самого работника и членов его семьи. Из перечисленных затрат складывается рынок раб.силы, который является материальной основой ее цены, выраженной в зар.плате. Зар.плата как плата за труд выступает в процессе производства, ее делают таковой следующие условия: предпринимателя интересует прежде всего само реальное явление - труд, а не только способность работника к труду, зар.плата определяется количеством и качеством затраченного труда; работник получает плату после того, как затратил труд, а не до того. Критерий, по которому определяется размер зар.платы, обусловил ей две основные формы: повременная, связанная с продолжительностью раб. времени и квалификацией работника, и сдельная, зависящая от кол-ва произведенной продукции и цены каждой ее единицы.. Номинальная зар. плата-сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная зар. плата - это кол-во товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зар. плату; "покупательная способность" номинальной зар. платы. Очевидно, что реальная зар. плата зависит от номинальной зар. платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

 

24. Спрос и предложение на рынке труда. Дифференциация ставок заработной платы и факторы её определяющие.

Особености фкнкционирования рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Особености: 1)Работник нетеряет право собствености на свою рабочую силу. 2)Отношение между продавцом и покапателем имеет относительно длительный характер. 3)Высокая степень индивидуализации сделок(при заключении о договоре о найме на работу). 4)Недежные аспекты сделки (интерисуется какой колектив,гарантия сохранения места). 5)Воздействие на рынок труда общественых институтов(профсоюзов). Спрос на труд. Факторы влияния:1)уровень зарплаты 2)предельный продукт труда который зависит от произ.труда. Рыночное предложение труда. Зависимости:1)от числености населения 2)доля которая составляет трудоспобность населения в общей числености.3)от зарплаты. 4)от ко-ва и качества труда и квалиф.работников. Зарплата-это денежное выражение стоимости рабочей силы,т.е стоимость средств существования необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи. Факторы влияния на уровень зарплаты: 1)Уровень социально-экон. развития страны. 2)Прожиточный минимум 3)Уровень квалификации 4)Компенсационые различия 5)Экон.рента (доход от фактора пр0ва предложение которого неэластична) 6)Соотношение спроса и предложения на рынке труда. Формы зарплаты:1)повременная 2)сдельная. Виды зарплаты: 1)номинальная 2)реальная.

25. Безработица: сущность, измерение, виды. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. Во время спада уровень безработицы растет, а в периоды подъема сокращается. Причиной безработицы являются также экономические кризисы, во время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за банкротств, снижения объемов производства и необходимости его модернизации. Фрикционная безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы. Структурная безработица возникает в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Циклическая безработица связана с экономическими циклами. Добровольную безработицу, когда люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, отдаленности места работы от места жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест; вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую зарплату; скрытую, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

 

 

26.Социально-экономические последствия безработицы. Роль гос-ва на рынке труда. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на неё. Структура безработицы по её причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок труда после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда. На динамику безработицы влияют: экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции активных профсоюзов. Важнейшие особенные функции государства по регулированию экономических кризисов: - руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования ин­ститутов рыночной инфраструктуры, проведение антимоно­польной политики и т.п.; - руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм про­ведения, оценка приватизируемого государственного имуще­ства и т.д.; - обеспечение правовой основы всех преобразований; - умелое проведение макроэкономической политики - кредитно-денежной, налого­вой, политики доходов и др. Конечно, правильная макроэкономическая политика госу­дарства не сможет устранить полностью макроэкономические кризисы. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразо­ваний, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разру­шительных форм (например гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного про­цесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста.

 

27. Земля как фактор производства. Рента как экономическая категория. Виды ренты. Особенность формирования цен на землю и аграрную продукцию. В рыночной экономике земля, как и другие факторы производ­ства, может покупаться и продаваться. Однако до сих пор одним из слож­ных вопросов в экономической теории является вопрос о сущности цены на землю. Обращение к полезности земли показывает, что она способна удов­летворять самые разнообразные потребности: в географическом про­странстве вообще, местожительстве, продуктах питания, производимых на земле, сырье, находящемся в земле и т.д. Очевидно, что та или иная полезность конкретного участка земли учитывается покупателем при назначении цены спроса. Цена покупаемой земли не должна превы­шать размеры рентного дохода, соотносимого с нормой банковского процента по вкладам. Рента - регулярно полу­чаемый доход от собственности, не связанный с предпринимательской де­ятельностью собственника. В более узком смысле и более точном рента - доход от земли как фактора производства, получаемый ее собственни­ком. Причем собственниками земли могут быть частные лица, учрежде­ния и государство. Чтобы получать ренту, достаточно быть собственни­ком земли и при этом не обязательно самому ее использовать в качестве фактора производства. В таком случае получение ренты связано со сдачей земли в арен­ду. Аренда земли предстает как вид землепользования, основанный на передаче собственником земельного участка за плату на определенный срок тому, кто его использует в качестве фактора производства. Подоб­ная передача оформляется договором аренды, в котором указываются размеры арендуемой земли, находящиеся на ней объекты, сроки аренды и величина арендной платы.

 

28. Предпринимательство как фактор производства: условия развития, ф-и, виды. Источники предпринимательской прибыли

Предпринимательство как фактор производства. В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции. Во-первых, факторную, состоящую в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности. Во-вторых, организаторскую, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. В-третьих, творческую, связанную с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском, роль, которых в условиях НТР и усиления конкуренции выросла. Многообразие форм предпринимательской деятельности, которая свойственна современной рыночной экономике, содействует развитию, как государственного, так и частного сектора. При этом высокие результаты предпринимательской деятельности зависят не только от форм собственности и хозяйствования, но и качества управления, организации труда и производства, эффективности использования факторов производства.. Главное, чем отличается предприниматель от других субъектов экономики,- это предпринимательский доход (прибыль предпринимателя), который меньше, чем валовая и чистая прибыль.. Свою прибыль предприниматель должен получать после того, как из валовой прибыли будут сделаны внешние отчисления: налоги, проценты за кредит, арендная плата.

 

29. Организационные формы предпринимательства. Сущность и типы предпринимательских фирм, их достоинства и недостатки. Целеполагание, внешние и внутренние факторы деятельности фирмы.

Формы предприятия. Предприятие - обособленный технико-экономический социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ. Главный признак – совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным. Крупные предприятия обладают целым рядом преимуществ: возможность разделения труда внутри предприятия (разделение труда в рамках предприятия уступает мощным фактором повышения его производительности); могут приобретать ресурсы в объемах, предоставляющих право на оптовые скидки; способны вкладывать средства в научно – исследовательские и опытно – конструкторские программы, дающие возможность уменьшить издержки и повысить качество. Но могут возникать и отрицательные последствия – нарушаться производственное единство, снижаться уровень управляемости и т.д. Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием мелкого бизнеса, преимущества которого в следующем: он динамичнее крупного, легче приспосабливается к изменяющимся условиям; развитие мелкого бизнеса облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала; быстрее впитывает новые веяния НТП, т.к. он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически; улучшает общую структуру производства, т.к. облегчает адаптацию крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям НТП.

 

30. Краткосрочный период деятельности фирмы. Издержки, доходы и равновесие фирмы. Изокванты и изокосы. краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей. Производственные мощности фирмы остаются не именными в пределах краткосрочного периода, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья и других ресурсов.. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Модификацией производственной функции является изокванта —это геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек - изокоста -комбинации ресурсов, использование которых ведет к одинаковым затратам.

 

 

31. Долгосрочный период деятельности фирмы. Интеграция. Эффект масштаба. Оптимальные размеры фирмы. Долговременный период –это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количества занятых ресурсов, включая и производственные мощности. Долговременный период также включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли сформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. Если краткосрочный период представляет собой период фиксированных мощностей, то долговременный период –период изменяющихся мощностей. Новая черта современных рыночных отношений, предпринимательства определяется переходом к интеграции экономической, технологической, организационной, информационной, социальной и культурной составляющих деятельность предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. Эффект масштаба производства — это соотношение между изменением объемов производства и изменением количества всех используемых ресурсов, проявляющееся в динамике средних общих издержек.. Рост масштабов производства сопровождается положительным, отрицательным и постоянным эффектом. Положительный эффект масштаба производства проявляется в снижении средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и называется возрастающей отдачей от масштаба, или экономией от масштаба. Отрицательный эффект масштаба производства проявляется в росте средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и называется убывающей отдачей от масштаба. Такая зависимость означает, что объем производства (выработка) растет медленнее, чем затраты ресурсов. Постоянный эффект масштаба производства проявляется в неизменности средних издержек при увеличении объема производства и называется постоянной отдачей от масштаба. Это означает, что объем производства (выработка) и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции. Оптимальный размер проектируемого предприятия должен обеспечить минимум затрат ли максимум прибыли, рассчитанных по формулам:

Тс+С+Тп+К*Ен _- минимум, П – максимум,

Где: Тс – затраты на доставку сырья и материалов; С – затраты на производство, т.е. себестоимость продукции; Тп – затраты на доставку готовой продукции до потребителей; К – капитальные затраты; Ен – нормативный коэффициент эффективности; П – прибыль предприятия.

Следовательно, под оптимальными размерами предприятий понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции и приросту производственных мощностей с минусом приведенных затрат (с учетом капитальных вложений в сопряженные отрасли) и максимально возможной народнохозяйственной эффективностью.

 

32.. Себестоимость, прибыль и рентабельность фирмы.

«Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию». несколько типов себестоимости: Полная себестоимость (средняя) — соотношение полных издержек к объему производства; Предельная себестоимость — это себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции; Виды себестоимости: Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учета); Себестоимость по элементам затрат. При́быль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. Различают бухгалтерская прибыль — разница между ценой реализации (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками; экономическая прибыль — учитывает дополнительные издержки, такие как некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников, дополнительные премиальные работникам. Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. Показатель, характеризующий степень прибыльности или убыточности производства, фирмы в целом или отдельных видов продукции. Рассчитывается за определенный период времени. Рентабельность предприятия определяется полученной прибылью, отнесенной к размерам его производственных фондов. Рентабельность продукции рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости или к собственным затратам» то есть без учета расходов на материальные ресурсы.

 

33. Экономика и экономическая политика. Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация; заключение договоров в целях выполнения целевых программ и для удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование должно быть направлено на стимулирование предпринимательской деятельности.

С точки зрения содержания государственного регулирования, оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование хозяйственной деятельности и контроль за ней. Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналием). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Типичными примерами общественных благ являются:национальная оборона;фундаментальные научные исследования;рограммы борьбы с бедностью.

 

34.Кругооборот доходов и продуктов. Система нац. Счётов. Основные макроэкономические показатели нац экономики. Модель кругооборота предполагает участие каждого макроэкономического агента в качестве как продавца, так и покупателя:

у = C + I + G + X, (36.1)
где у – произведенный в стране национальный продукт, составляющий совокупное предложение благ на рынке;
C – потребительские расходы населения на различные виды товаров и услуг;
I – инвестиционные расходы фирм на средства производства как для расширения производства, так и для замены выбывшего оборудования;
G – государственные расходы на покупку товаров и услуг и содержание государственного сектора экономики (электростанции, больницы, школы, оборона и т. д.);
X – чистый экспорт как разность между импортом и экспортом;

для домохозяйств: у = C + T + S;
где у – доход домохозяйств; C – потребительские расходы; T - выплачиваемые налоги; S – сбережения;

для фирм: у = C+ I + G,
где I – инвестиционные расходы; G – государственные расходы;

для государства: G = T + S;

для заграницы: Z = X,
где Z– импорт; X – экспорт;

Состояние и динамику национальной экономики показывает система макроэкономических показателей. Система показателей макроэкономики – это совокупность основных показателей, измеряющих масштабы хозяйственной деятельности страны.

Система макроэкономических показателей позволяет измерять объем производства в стране и выявить причины экономического спада.

Макроэкономические показатели характеризуют функционирование национальной экономики за длительное время путем сравнивания уровней деятельности страны за определенные отрезки времени.

Макроэкономические показатели являются основой для формирования и проведения в жизнь государственной экономической политики.

СНС – свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой – их доходы от результатов хозяйственной деятельности.

В систему национальных счетов входят следующие показатели: валовой национальный продукт (ВНП); чистый национальный продукт (ЧНП); национальный доход (НД); личный доход (ЛД). Валовой национальный продукт – это весь объем конечных результатов материального производства и сферы услуг за определенное время (например, за 1 год), выраженный в деньгах (рассчитанный по рыночным ценам).

в ВНП заложен прошлый труд в виде амортизации – денежного выражения стоимости износа основного капитала. Если из величины ВНП вычесть величину амортизации, получим чистый национальный продукт (ЧНП). если из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги, получим показатель общего дохода, который называется национальным доходом (НД). Национальный доход отражает величину экономических ресурсов (в рыночных ценах), которые пошли на создание объема производства данного года. Личный доход первичный равняется национальному доходу, уменьшенному на величину страховых платежей (СП), нераспределенной прибыли (НП) и всех видов налогов (Н) на личные доходы:

ЛД = НД – СП – НП – Н.

35. Методы расчёта и распределения ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

Валовой внутренний продукт (ВВП ) — это совокупная сто­имость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны какотечественными, так и зарубежными фирмами. Данные показатели рассчитываются как в текущих (действую­щих) ценах, так и в неизменных (постоянных) ценах базисного года. Рассчитанный ВВП (ВНП) в текущих ценах называется но­минальным ВВП (ВНП), а рассчитанный в постоянных ценах - реальным ВВП (ВНП). Номинальный ВВП (ВНП) может увели­читься как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП (ВНП) уровень цен не влияет. Поэтому реальный BHП выступает основным показа­телем физического объема товаров и услуг. Формулы: реальный ВВП=номинальный ВВП/индекс цен;;; индекс цен текущего года=цены текущего года/на цены базисного года*100%. Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП.

Реальный валовой внутренний продукт определяется на основе индекса цен. Это один из важнейших экономических показателей, на основе которого определяется и уровень инфляции в стране.

 

36. Макроэкономическое равновесие. Факторы, воздействующие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Макроэкономическое равновесие – это равенство между созданным и использованным ВВП в масштабе страны. Произведенный ВВП выступает как совокупное предложение, а использованный ВВП – как совокупный спрос. Совокупный спрос включает: потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (J), государственные расходы (G), чистый экспорт (Х). Важнейшим фактором совокупного спроса является доход всего населения страны, или количество денег в стране, скорректированное на скорость обращения этих денег. На совокупный спрос влияют и другие факторы: уровень налогов, уровень ссудного процента, инфляция и инфляционные ожидания, рост трансфертных платежей, уровень импорта, степень насыщенности населения долговременными потребительскими товарами, колебания валютных курсов, степень криминальности экономики.

Совокупное предложение (aggregate supply, AS) – это весь созданный в стране валовой национальный продукт (ВНП). На совокупное предложение влияют и другие показатели. Так, рост цен на факторы производства (сырье, энергоносители, труд, техника) увеличивают издержки производства и снижают AS. Кривая AS сдвигается влево. Рост производительности труда, инвестиций и субсидий сдвигает AS вправо. Рост налогов и высокая степень монополизации уменьшает объем совокупного предложения и т.д.

На совокупное предложение действуют и такие факторы, как: развитие техники и технологии производства; уровень издержек производства; степень монополизации рынка и др. Все это может изменять положение AS от AS1 до AS2.

Равенство между совокупным спросом и совокупным предложением называется общим макроэкономическим равновесием (сбалансированность экономики): AD = AS. Реальное макроэкономическое равновесие означает:

а) весь произведенный продукт продан (AD = AS);

б) совокупный доход населения достаточен для покупки всего ВНП (Σ дохода = Σ расхода = ВНП, или MV = ВНП);

в) все желающие работать по найму находят работу – в стране лишь естественный уровень безработицы;

г) цены стабильны – мягкий уровень инфляции или полное ее отсутствие;

д) все предприниматели находят средства для инвестиций (V сбережений = V инвестиций).

Эффект мультипликатора – общий прирост нац.фин.дохода, в итоге превышение гос. Расходов на стимулирование совокупного спроса. Занятость в первой отрасли порождает занятость во второй.М=НД/I(инвестиционные расходы со стороны гос-ва). Эффект акселератора. Возрастание спроса на предметы потребления вызывает значительный рост производства (расширение и появление новых предприятий по производству автомобилей, телевизоров, стройиндустрии и др.).

 

 

37.. Понятие экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Экономическое развитие – это совершенствование производства, повышение качественных социально-экономических показателей, например – восстановление экологического равновесия. Экономический рост - это динамика общественного продукта и факторов его производства. Под «экономическим ростом» принято понимать увеличе­ние объемов созданных за определенный период товаров и ус­луг. Экономический рост принято измерять относительно предшествующего пери­ода в процентах или в абсолютных величинах. два основных типа экономического роста. Во-первых, это экстенсивный тип. Его суть состоит в том, что увеличение национального продукта осуществляется за счет привлечения дополнительных фак­торов производства. Во-вторых, интенсивный экономический рост, который осуществляется за счет применения более со­вершенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. Результатом интенсификации может явиться не толь­ко увеличение объема продукции, но и повышение ее каче­ства. В чистом виде экономического роста нет, всегда име­ет место преимущественно интенсивный или экстенсивный эко­номический рост. Прямые факторы – это те элементы, которые прямо и непосредственно обеспечивают возможность роста ВВП. Например, к прямым факторам относятся количество и качество природных ресурсов, рабочей силы и др. Косвенные факторы показывают условия реального использования возможностей роста ВВП. К ним относятся: уровень конкуренции и монополизации в экономике; возможность получения кредитов; уровень налогообложения; величина инвестиций со стороны населения и правительства; уровень конкурентоспособности отечественных товаров и пр.

 

 

38. Цикличность развития рыночной экономики. Промышленный цикл и его фазы. Эволюция цикла. Цикличность - это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий развития, экономического прогресса. Внутренние причины циклов.

1. Эффект акселератора. Диспропорция между спросом и предложением по ассортименту товаров. Воздействие НТП на обновление активного основного капитала. "Недопотребление" населения, ошибки правительства.

Наиболее болезненными циклами являются средние промышленные циклы, связанные с обновлением основного капитала. Промышленный цикл в классическом варианте состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем. Кризис – это нарушение равновесия между спросом и предложением. Различают два типа экономических кризисов: кризис перепроизводства товаров и кризис недопроизводства товаров. Депрессия (застой, стагнация) – время, в течение которого уже не происходит падение уровня производства, но еще нет и подъема его. В этот период постепенно исчезает избыток товаров: часть распродается по сниженным ценам, часть его приходит в негодность и часть сознательно уничтожается.. Фаза оживления четко характеризуется подъемом уровня производства. Эта фаза заканчивается тогда, когда уровень производства достигает уровня, с которого начался кризисный спад.4. Подъем означает превышение предкризисного уровня и достижение нового максимума роста производства в пределах данного цикла. В этот период формируются условия для нового кризиса и все повторяется снова.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.