Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприниматели и предпринимательство




Предпринимательство – новое явление в нашем обществе, утвердившее себя за короткий срок и вызвавшее определенные социальные ожидания. Многие видели и видят в предпринимательстве своеобразную панацею от напастей, срочную социально – экономическую помощь. На деле все оказалось непросто, и первоначальный энтузиазм относительно роли и места предпринимателей в российском обществе подчас сменился разочарованием. Наша задача – непредвзято взглянуть на предпринимательство и предпринимателей.

Экономисты рассматривают предпринимательство как функцию, необходимую для успешного экономического развития. Для социолога важен взгляд на предпринимательство как на феномен, обусловленный социально – культурными факторами, а на предпринимателей как на социальный слой, который занимает определенную позицию в обществе и выполняет специфическую социальную роль. Трудность идентификации предпринимательства состоит в том, что слой неоднороден, включает разные группы, границы его размыты и не всегда верно обозначаются. К предпринимателям причисляют хозяйственников, капиталистов, менеджеров, создателей и руководителей новых негосударственных предприятий, массовые группы самостоятельных работников-индивидуалов. Однако не все они могут быть названы полноправными предпринимателями.

Классический тип предпринимателя производен от инновации. Он изначально не имеет капитала и не продает свой труд, зато обладает организаторскими и лидерскими способностями, инициативой, готовностью идти на риск. Благодаря такой возможности, как кредит, предприниматель мобилизует факторы производства и, получив их в свое распоряжение, осуществляет инноваторскую деятельность. На Западе классический предприниматель отождествляется с активностью по созданию новых благ, нетрадиционным решением вопросов по внедрению новых технологий, продуктов и услуг, поиском «новых комбинаций» управления производством.

В таком понимании предприниматель отличается от капиталиста, хотя может владеть капиталом, но чаще им только распоряжается. Он не менеджер, хотя выполняет менеджерские функции. Его задача – организовать дело, а задача наемного менеджера обеспечить устойчивый рост предприятию. Кроме этого, менеджеры ограничены в принятии решений.

Российский социолог Т.И. Заславская основными признаками предпринимательства как деятельности называет целевую установку на получение прибыли, свободу и автономность в принятии решений, самостоятельность, выражающуюся в личном риске и личной ответственности. Следовательно, предприниматели – это такой социальный слой, представители которого профессионально «делают деньги», самостоятельно распоряжаются капиталами, независимы в принятии экономических решений и берут на себя соответствующие риски.

Самостоятельные работники – индивидуалы обладают отмеченными признаками, но отличаются от предпринимателей меньшими размерами бизнеса и индивидуальным характером труда. Самая же емкая категория – хозяйственники включает как классических предпринимателей и руководителей государственных предприятий, так и всех, кто причастен к хозяйственной деятельности.

Считается, что слой предпринимателей в современном капиталистическом обществе очень тонкий и охватывает до 4% населения. В России по данным статистики в 1992 году слой предпринимателей составлял 6–8% самодеятельного населения (около 4,2–5,8 млн. человек), в 1993 году на предприятиях “нового бизнеса” было занято 22% от общей численности занятых(16 млн. человек), в 1995 – 36% от общего числа занятых (более 26 млн. человек). Однако официальная статистика относит к предпринимателям и наемный персонал, и собственно предпринимателей, составляющих незначительную долю от общей заявленной численности. Есть данные по сферам предпринимательской деятельности: 1993 году производственным предпринимательством было занято 4%, финансовым – 3%, коммерческим – 93%.

Статистика улавливает то обстоятельство, что занятых бизнесом в разных формах в России гораздо больше, чем реальных предпринимателей. Т.И. Заславская обозначает этих людей понятием бизнес - слой. К ним относятся собственно предприниматели (по данным мониторинга, проведенного в мае – декабре 1993 г., их было 11% от общего числа представителей бизнес-слоя), самозанятые (11%), бизнесмены-менеджеры (7%), полупредприниматели (46%), менеджеры-совладельцы (7%), классические менеджеры (18%).

Наиболее многочисленная часть бизнес-слоя - полупредприниматели, примечательное явление как в нашем обществе, так и в других постсоциалистических странах. Для занятых бизнесом немаловажно сохранить должность в государственном секторе в качестве страховки на случай банкротства, да и как возможность пользоваться дефицитными ресурсами, льготами, наработанными связями. К полупредпринимателям относятся и руководители крупных акционерных структур, и малоквалифицированные рабочие, подрабатывающие в свободное время.

Группы бизнес-слоя выделяются по характеру труда (управленческий и исполнительский), конкретному содержанию труда (наемный и самостоятельный), масштабам экономической деятельности, отношению к собственности. Между группами “чистых” предпринимателей внутренние границы проводятся на основании масштабов и сферы хозяйствования, происхождения капитала, характера опорных связей, политического влияния.

Каналы рекрутирования предпринимателей в бизнес самые разнообразные.

Среди принимающих ключевые решения в российском бизнесе велика доля бывших представителей “партийно-хозяйственной номенклатуры”, которая с помощью связей сумела овладеть значительной собственностью, обменяв власть на собственность. Это представители директорского корпуса бывших государственных предприятий, работники органов государственного управления и общественно-политических организаций (партия, комсомол, профсоюзы), отчасти квалифицированные специалисты. В 1993 году 70% экономической элиты составляли те, кто входил в административно-хозяйственную номенклатуру еще в 1988 году. В целом, хозяйственная элита за эти годы претерпела меньшие изменения, чем политическая. Известный исследователь бизнес-элиты О.В. Крыштановская приводит следующую картину её становления в нашей стране(10, с.8) (Табл.2).

Таблица 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.