Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности научного стиля речи




Лексические Морфологические Синтаксические
     

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

 

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 14 Словари Научно-справочный подстиль.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

 

 

Послушайте высказывание и текст. Заполните тест.

1 Кто является автором этих строк? Объясните значение выражения мой бедный слог пестреть гораздо б меньше мог иноплеменными словами.

 

? Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в

А) систематическом

Б) симметричном порядке

В) алфавитном порядке

 

? Когда Готье спросил Бодлера, читает ли он словари, тот ответил

А) «Да, читаю охотно»

Б) «Нет, не читаю»

В) «Не читаю, а просматриваю»

? Для большинства людей словарь – это

А) книга

Б) справочник

В) энциклопедия

 

? человек читает словарь

А) с начала до конца

Б) нужное место

В) весь подряд

? словаА. Франса следует отнести

А) к энциклопедиям

Б) к словарям

В) к книгам

 

? В лингвистических словарях содержатся сведения

 

А) о словах

Б) о вещах

В) о высказываниях

§ Грамматический комментарий Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля - обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

 

Что же такое — словарь?

- Послушай, Алия, нам сегодня задание по русскому дали — ужас! — определить в словах значимые морфемы. А еще сказали, что помочь в этом может словарь. Вот…

- Ну, и как — справилась?

- Если бы… Я, правда, ходила в библиотеку, хотела словарь-помощник найти, да где там! Их там целая полка стоит — поди, выбери… И синтаксический, и фразеологический, и грамматический, и… Ой-ой-ой, как там разберешься — в какой смотреть надо?

- Что ж ты, раньше в словари-то не заглядывала, что ли? Ты же всегда столько вопросов задаешь! А значит, словари должны стать твоими самыми близкими друзьями и помощниками.

 

Помогите разобраться Алие, в каком словаре она может найти значение морфем.

 

 

 

Составьте свой диалог на тему «Словари – наши друзья и помощники», упомянув в нем конкретный словарь.

 

Прочитайте текст:

 

 

_________________________________________________________

 

Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

словари энциклопедические и лингвистические.

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем! А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные).

Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого. Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. Если же ты хочешь узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари.

У словарей нет срока годности. Лексические словари служат очень долго. Между собой все словари отличаются объёмом и наличием в них дополнительной информации. Как и везде, словари тоже могут содержать ошибки. Заключаться они могут в небрежности их составителя, где могут быть пропущены многие широко используемые слова и автор не хочет его переделывать лишь по тому, что ему экономически выгодно создать редактированно е издание под видом нового, что принесёт большую прибыль. Пользу вам принесёт лишь проверенный словарь, который является брендом.

 

 

¤ Объясните значения выделенныхв тексте слов и выражений.

 

 

? Ответьте на вопросы:
 
  1. На какие два больших разряда делятся словари?
 
 
  1. Какой из толковых словарей является самым известным?
 
 
  1. Чем отличаются словари друг от друга?
 

 

 

Составьте небольшой рассказ на тему:«Словари – волшебные ключи»  

¤ Продолжите предложения:

Орфографические словари фиксируют…

Энциклопедические словари рассказывают…

Толковые словари предназначены для …

Двуязычные словари — это те книги, которые….

Фразеологические словари несут в себе…

Переводные словари необходимы, чтобы…

В словарях диалектов вы найдёте…

 

¤ Прочитайте словарную статью словаря эпитетов.

Стиль - Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Блестящий, выпуклый, выразительный, гибкий, гладкий, живописный, индивидуальный, лаконичный, неповторимый, неподражаемый, оригинальный, отточенный, превосходный, прекрасный, сочный, яркий, вычурный, изысканный, книжный, многословный, напыщенный, приподнятый, пышный, торжественный, утонченный, цветистый, банальный, бесцветный, бледный, заштампованный, казенный, канцелярский, ложный, мертвый, мудреный, неясный, протокольный, серый, стандартный, стереотипный, трафаретный, тусклый, убогий, шаблонный, штампованный, благородный, блеклый, душещипательный, едкий.

 

¤ Составьте предложения с тремя из этих эпитетов.

 

Прочитайте текст.

 

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ОЖЕГОВ

 

Имя Сергея Ивановича Ожегова принадлежит к тому счастливому кругу имен, которым суждена долгая жизнь и широкая известность далеко за пределами специтальной науки, известность и любовь поистине всенародные. Это имя прочно вошло в скоровищницу национальной культуры. Ожегов стал тем, кого в других старнах с любовью и гордостью называют «человек-словарь».

А что привлекало больше всего в Сергее Ивановиче как вученом и как в незаурядной личности? Неутомимость поиска в науке, тщательность в собирании о обработке научных фактов.

Особо надол сказать о том, что он страстно любил книги и вообще печатное слово.

Личное знакомство, а подчас и многолетняя дружба связывали Ожегова со многими писателями, для которых, как и для Сергея Ивановича, чувство любви к родному языку было едва ли не самым важным как в жизни, так и в творчестве.

(По Л.Озерову)

$ Тесты для самоконтроля

37.Закончите фразу: Аннотация - это…

a) Краткая характеристика книги, ее содержания и назначения

b) Мнение о произведении, впечатления о нем

c) Научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса

d) Кратко сформулированные основные положения статьи, доклада

38.Закончите фразу: Реферат - это…

a) Краткое изложение основного содержания книги, статьи

b) Сжатая, краткая характеристика книги, ее содержания и назначения

c) Мнение о произведении, впечатления о нем

d) Научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса

39. Выберите нужное слово: Легко взять, да трудно ….:

a) отдать.

b) спросить.

c) Наказать

d) кричать

40.Закончите фразу: Аннотация, реферат, конспект, монография относятся...

a) К научному стилю

b) К разговорному стилю

c) К официально-деловому стилю

d) К языку художественной литературы

 

 

  Русский Казахский Английский
  Великое множество Көптык a great many
  Энциклопедические Энциклопедиялық encyclopaedic
  Редактированное издание Редакцияланған басылым redaktirovannoe Edition
  Торжественный Мейрамдык Gala
  Благородный Игілік noble
  Словарь Сөздік Dictionary
  Справочник Анықтамалық Handbook
         

 

Задание на СРС. 1. Придумайте оригинальные идеи для любого словаря: назначение, дизайн, структура и т.д. 2. Составьте русский словарь по образцу шведского словаря в картинках

 

 

Задание на СРСП.Выразите свое отношение к тезису «Словари – основа изучения языков»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

 

 

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО  

 

 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 11 Приборы и измерение в строительстве. Морфологические особенности научного стиля. Употребление отвлеченных отглагольных существительных.     Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна  

 

 

Прослушайте слова, запишите их и проставьте ударение. Выясните значения слов при помощи словаря. Прослушайте текст. Заполните тест.
? С древнейших времен почти во всех областях деятельности че­ловек использовал специальные

А) наблюдения

Б) измерения

В) приспособления

? Строительство городов было немыс­лимо без

А) приборов

Б) проемов

В) проходов

? Очень важную роль сыграли приборы и в развитии

А) медицины

Б) лингвистики

В) естество­знания

? Астрономические инструменты долгое время называли

А) астрологическими

Б) математическими

В) космическими

? Совершенствование наблюдений позволяло уточнять и уста­навливать новые

А) карты

Б) меры длины

В) закономерности

? На создание новых приборов повлияло

А) строительство городов

Б) появление новых наук

В) знание законов природы

 

? Ответьте на вопросы
  Для чего человек использовал специальные приспособления?  
  Какие требовались приборы, инструменты для строительства городов, ирригационных систем, сооружения мостов и т.д.?  
  Назовите орудия, появившиеся в рабовладельческую эпоху.  
  Появление чего позволило повысить точность изготовляемых инструментов?
  Какие основные группы приборов и инструментов исполь­зовались в древности?  
  Чему способствует изучение развития точных приборов с древнейших времен?
Перескажите прослушанный текст.  
2Прочитайте текст.    
       

 

Текст №1

 

Линейное (аффинное) пространство определяется как множество элементов (векторов) с заданными в нем операциями умножения на числа и сложения. С помощью этих операций можно сформулировать, что такое прямая, плоскость, число измерений пространства, параллельные прямые и т.д. Однако данных понятий недостаточно, чтобы охватить все многообразие фактов, составляющих содержание так называемой евклидовой геометрии. Например, в одних терминах сложения и умножения на число мы не сможем дать определение вектора, угла между векторами, скалярного произведения векторов и т.д. Чтобы ввести данное понятие, необходимо выбрать в качестве основного понятие скалярного произведения, которое определяется аксиоматически.

 

? Ответьте на вопросы
  С помощью чего можно сформулировать основные математические понятия?  
  Какие требовались приборы, инструменты для строительства городов, ирригационных систем, сооружения мостов и т.д.?  

¤ Переведите текст.

Подсчитайте количество различных частей речи в этом тексте. Заполните таблицу. Сделайте выводы.    
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Числительное Другие части речи
         
           

 

  § Грамматический комментарий
В НАУЧНОМ СТИЛЕ РЕЧИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ЭТО ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО НС ИМЕЕТ ИМЕННОЙ ХАРАКТЕР.  
  2Прочитайте Текст №2.    
       

В практике производства маркшейдерско-геодезических работ появились современные электронные приборы, например, 3D-сканер, тахеометр и др. Эти приборы при съемках позволяют получить прибортовой массив в объект в электронном виде. Точность получения параметров съемки лазерным сканером определяется расстоянием между прибором и снимаемым объектом.

Использование результатов съемки лазерным сканером для получения элементов залегания трещин и размеров структурных блоков возможно при отстаивании прибора от прибортового массива до 700 метров. Последние сканеры позволяют сканировать массив до 2000 метров. При этом появляется уникальная возможность получения информации о положении прибортового массива без непосредственного контакта исполнителя.

 

? Ответьте на вопросы
  Чем определяется точность получения параметров съемки лазерным сканером?
  Каковы возможности последних сканеров последнего поколения?  

 

Выпишите из текста все глаголы. Определите их время и вид:

 

1. ______________________________________________

2. _______________________________________________

3. _______________________________________________

4. _______________________________________________

5. _______________________________________________

¤ Переведите текст.

Прочитайте текст №3.    

Рассчитаем коробчатую конструкцию, которая частично заглублена в грунт. Пусть в направлении, перпендикулярном плоскости рисунка, протяженность конструкции значительно превышает размеры поперечного сечения, а нагрузки равномерно распределены. Выделим в этом направлении расчетный участок длиной b=1 м. Грунт под днищем и за стенами будем рассматривать как упругое сопротивление прогибам днища и стенок.

 

? Ответьте на вопросы
  О каких расчетах идет речь в тексте?
  Какова длина расчетного участка?  

¤ Определите лицо глаголов в тексте.

¤ Переведите текст.

§ Грамматический комментарий
В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ НЕ ПРИНЯТО УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМЫ 1-ГО ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МЕСТОИМЕНИЯ Я. ЭТО СЧИТАЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ НАУЧНОЙ ЭТИКИ. АВТОРЫ УПОТРЕБЛЯЮТ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ АВТОРСКОЕ МЫ «ДЛЯ СКРОМНОСТИ» И ОБЪЕКТИВНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ. НАПРИМЕР, мы считаем, наше исследование, в нашей работе и т.д.  
     

¤ Суммируйте информацию АРМа, продолжив следующие положения:

1. В НС преимущественно употребляются такие части речи, как …

2. Практически не используются местоимения …

3. Из местоимений чаще всего используется…

 

Опишите любой известный вам прибор.

Измените формат вашего описания, превратив его в диалог.

Выразите свое отношение к дискуссионному высказыванию «Без приборов нет науки».

 

 

Составьте микротекст с использованием следующих конструкций.

 

¤ Используйте лексику текста №1 или №2 или любую другую на выбор.

… составляет …

Произведено …

Определим вероятность…

Отсюда мы можем вывести заключение о том, что…

Известно, что не существует …

 

Вспомогательная лексика прибор, строительство, измерение, точность, компетентность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.437 сек.