Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортировка нефтепродуктов




Транспортировка газа

Транспортировка нефти

Область применения различных видов транспорта

Различные виды транспорта энергоносителей применяются как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.

Нефть в нашей стране доставляют всеми видами транспорта (даже автомобильным на коротких расстояниях).

Возможных схем доставки нефти на НПЗ всего пять: 1) использование только магистральных нефтепроводов; ''•'•' 2) использование только водного транспорта; <v 3) использование только железнодорожного транспорта;

4) сочетание трубопроводного транспорта нефти с водным, либо железнодорожным;

5) сочетание водного и железнодорожного транспорта друг с другом.

Динамика изменения количества транспортируемой нефти с участием различных видов транспорта представлена в табл. 11.2. Из нее видно, что с 1960 г. по 1980 г. доля нефти, перекачиваемой по трубопроводам увеличилась с 70,6 до 90,9 %. На втором месте по объемам перевозки находится железнодорожный транспорт (6,0 %), на третьем -- морской (2,7 %) и на последнем - речной (0,4 %). В 1996 г. магистральные нефтепроводы обеспечили транспортировку 97 % добываемой в России нефти. Таким образом, трубопроводный транспорт - основной способ перевозки нефти.

Таблица 11.2 Участие различных видов транспорта в перевозках нефти

Вид транспорта 1960 г. 1965 г. 1970г. 1975 г. 1980г.
    млн.т % млн.т % млн.т % млн.т % млн.т %
Железнодорожный 36,5 22,3 50,3 18,7 59,6 15,0 59,3 11,0 37,7 6,0
Морской (каботаж) 9,5 5,8 11,5 4,2 17,1 4,3 15,1 2,8 17,3 2,7
Речной 2,0 1,3 2,4 0,9 7,3 1,8 5,4 1,0 2,6 0,4
Трубопроводный 115,4 70,6 205,3 76,2 314,6 78,9 458,0 85,2 574,0 90,9
Всего 163,4 100,0 269,5 100,0 398,6 100,0 537,8 100,0 631,6 100,0

В нашей стране практически весь газ транспортируется потребителям по трубопроводам. Исключение составляют сжиженные гомологи метана (этан, пропан, бутаны), транспортируемые танкерами, а также в цистернах или баллонах.

Перевозки нефтепродуктов в нашей стране осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в ряде случаев и воздушным транспортом. Причем по трубопроводам транспортируют только светлые нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов.

Сведения о распределении перевозок нефтепродуктов между различными видами транспорта в 1985 г. приведены в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Использование различных видов транспорта в общем объеме перевозок нефтепродуктов в 1985 г., %

Вид транспорта Все нефтепродукты В том числе автобензины, дизтопливо и керосин
Трубопроводный 13,3 24,9
Железнодорожный 76,3 67,4
Речной 7,0 4,6
Морской (каботаж) 3,4 3,1

Как видно из табл. 11.3, основным способом транспортировки нефтепродуктов является железнодорожный. На его долю в 1985 г. приходилось 76,3 % объема перевозок всех нефтепродуктов и 67,4 % светлых. Обусловлено такое положение целым рядом факторов, главным из которых является относительно слабая развитость сети нефтепродуктопроводов в России. Такой вывод вытекает из сравнения данных табл. 11.3 с показателями работы различных видов транспорта в США (табл. 11.4), где протяженность нефтепродуктопроводов в несколько раз больше.

Таблица 11.4

Перевозки нефтепродуктов различными видами транспорта в США в 1985 г.

 

Виды транспорта Объем перевозок
млн. т %
     
Трубопроводный 461,8 40,3
Железнодорожный 19,5 1.7
Водный (включая морской каботаж) 315,0 27,5
Автомобильный 350,9 30,5

 

Возможные схемы доставки нефтепродуктов потребителям следующие.

При использовании трубопроводного транспорта нефтепродукты поступают с НПЗ на головную перекачивающую станцию и далее перекачиваются по магистральному нефтепродуктопроводу (МНПП). В конце МНПП находится крупная нефтебаза откуда нефтепродукты автоцистернами доставляются потребителям. Частичная реализация нефтепродуктов производится и по пути следования МИПП. Для этого производятся периодические сбросы нефтепродуктов на пункты налива железнодорожных цистерн, либо на попутные нефтебазы. Этот способ не имеет ограничений на дальность перевозок.

Другой способ - налив нефтепродуктов в автоцистерны непосредственно на НПЗ и доставка груза в них напрямую потребителям. В этом случае исключаются перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а, следовательно, и их потери при этом. Однако чем больше дальность транспортировки, тем больше нефтепродуктов уходит на собственное потребление автоцистерн. Поэтому автомобильный транспорт применяется преимущественно при небольшой дальности перевозок.

Два других способа в общем случае в пути предусматривают перевалку с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный или наоборот). Перевалка осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того при перевалках возникают дополнительные потери грузов.

Таким образом, хотя трубопроводный транспорт нефтепродуктов в нашей стране не является основным, он имеет большие перспективы для своего дальнейшего развития, т.к. наиболее удобен и допускает наименьшие потери транспортируемых продуктов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.