Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственность народов Средней Азии в период раннего средневековья. Зарождение феодального способа производства




ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД

План

1. Государственность народов Средней Азии в период раннего средневековья. Зарождение феодального способа производства.

2. Завоевание Средней Азии Арабским халифатом и его последствия. Борьба среднеазиатских народов с арабскими завоевателями.

3. Централизованные государства на территории Средней Азии IX - XII вв.

Общественно-политическая, экономическая жизнь.

К середине V в. завершается сложение нового мощного государства на территории Средней Азии – ЭФТАЛИТСКОГО. Первые сведения об эфталитах в письменных источниках появляются с 457 г. в связи начавшимся эфталитским завоеванием Средней Азии, в частности в них говорится о подчинении царем эфталитов Вахшунваром Чаганиана, Тохаристана и Бахдахшана. Опасаясь растущей экспансии со стороны эфталитов, против них выступил сасанидский царь Пероз (459-484 г.г.). Он трижды воевал с эфталитами. Одновременно, продолжая свою экспансию, эфталиты захватили Согд (между 467-470 и 480 г.г.), затем начали подчинение владений Восточного Туркестана: Турфана - 479 г., Урумчи - 490-497 г.г., Карашара - между 497 и 507г.г. Если учесть, что Хотан и Кашгар также вошли (вероятно, в конце Vв.) в состав Эфталитского государства, то можно считать, что в начале VIв. они владели всем Восточным Туркестаном. Эфталиты, кроме того, провели ряд завоеваний на юге. Ими была захвачена долина Кабула, Гандхара (во второй половине Vв.), позже - некоторые территории Северной Индии (Пенджаб и др.).

Таким образом, эфталиты создали огромные государственное образование, которое включало основную часть Средней Азии, восточный Иран, Афганистан, северную Индию и Восточный Туркестан, причем создается впечатление, что важнейшие частью их владений был Тохаристан. Но определенных данных относительно политического центра Эфталитского государства пока нет. Возможно, это действительно был Тохаристан с Балхом, а может быть, Согд с Пайкендом.

Сведений о государственном устройстве эфталитов очень мало. По словам византийского историка Прокопия (VIв.), эфталиты "управляются одним царем, имеют законную государственность и соблюдают между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев (византийцев) и персов".

Эфталиты выступают как полуоседлый народ, имеющий большие укрепленные поселения с огромными общинными домами. Многочисленные вещественные памятники, относящиеся к эфталитскому, периоду, показывают, что хозяйство эфталитов носило комплексный характер: соединяло земледелие (выращивались ячмень, просо и др. культуры) со скотоводством (разводились крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды) и рыболовством. В городах развивались ремесла и торговля.

На основании археологических данных можно судить о том, что в эфталитский период наблюдается временный упадок в развитии производительных сил, ирригации, некоторое сокращение орошаемых земель, уменьшение числа городов и замирания городской жизни, что происходило на фоне государственной доцентрализации. Однако, несмотря на некоторый упадок ремесленного производства, оно все же сохраняло высокий уровень. В частности, к эфталитскому периоду относится расцвет производства цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай.

Следует особо подчеркнуть, что главной особенностью социально-экономических отношений эфталитского периода является создание предпосылок для складывания феодальных отношений. Еще в конце кушанского периода начинает выделяться знать, владеющая землями и замками, позже получившая название "дехканство". О переменах в экономике и социальном строе общества свидетельствует и такое явление, как упадок старых городов, а также укрупнение за счет городов и увлечение числа отдельных укрепленных усадеб - замков с двором, присущее феодальной эпохе.

Важное место в жизни Эфталитского государства занимала торговля, в частности международная. Они торговали с Ираном, Византией, Индией и Китаем. Эфталиты, участвуя в мировой торговле, выпускали свою монету. Важной особенностью было появление самостоятельных чеканов небольших владетелей (например, Нахшебский чекан). Это явление можно рассматривать как проявление процесса децентрализации, сопутствовавшего сложению феодальных отношений.

Армия эфталитов была очень сильная. Они были вооружены палицами; китайцы считали их хорошими стрелками из лука, более поздние авторы полагали, что их главное оружие- меч. О духовной культуре эфталитов известно немного: преемница кушанской культуры, она должна была сохранить ряд черт, характерных для народов, входивших в состав Кушанского царства.

Вопрос о языке эфталитов остается пока дискуссионным. У оседлого населения эфталитского государства продолжали сохраняться и развиваться древние местные языки иранской группы, главным образом согдийский. Кроме согдийского письма и его бухарского варианта, было распространено также хорезмийские и кушано-эфталитское курсивное письмо. На территории Бактрии и Индии пользовались, кроме того, письмом карошти, а в смежных с Ираном областях был распространен пехлеви (раннесредневековое персидское письмо, восходящее к арамейскому).

Религиозные верования: существовали зороастризм, имевший несколько иные формы, чем в Иране, манихейство, а также учение Маздака (после истребления его последователей, в Иране). Некоторую роль играл буддизм, особенно в больших городах, хотя сами эфталиты не были буддистами, а почитали своих богов, в частности бога огня. Возможно, они почитали солнце. Постепенно, однако, в эфталитскую среду стали проникать верования подчиненного ими населения, в частности буддизм. Есть также сведения о распространении среди эфталитов христианства. В городах, вероятно, существовали общины христиан- несториан и еврейские общины.

К середине VI в. из объединения различных племен и народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии сложилось большое кочевое государство- ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (551-744г.г.), которое возглавили два брата Тумынь и Истеми. Наибольшего расцвета он достиг в 60-70-х г.г. VI в.

Заключив союз с могущественным сасанидским Ираном, тюрки в 563-567 г.г нанесли сокрушительные поражения эфталитам, и их государство окончательно распалось. Самые южные области Средней Азии, в частности территории южных областей Узбекистана, Таджикистана и Турмении, оказались в сфере влияния сасанидского Ирана, более северные области - под верховной властью тюрок.

В результате междоусобных войн в начале VII в. (в 600 - 603г.г.; по другим данным в 80-х гг. VI в.) каганат распадается на две части: Восточнотюркский и Западнотюркский (в него входила и Средняя Азия.). Дальнейшее его развитие представляло собой сменяющие друг друга периоды упадка и подъемов, пока в конце VII - середине VIII в.в. арабы ни положили конец политическому господству тюрок в средней Азии, подчинив себе ее основные территории.

Организация государства. Западнотюркский каганат никогда не был настоящим централизованным государством.

В начале VIII в. в Средней Азии было около 15 самостоятельных владений, каждое из которых состояло из города и земледельческой округи. Возглавлявшие их царьки принадлежали к династии Кан, старшим среди них был владелец Самарканда. Фергана и Тохаристан в объединение Кан не входили и управлялись своими князьями (в Фергане он назывался "ишхид"). Первоначально политика тюрков, захвативших Среднюю Азию, мало чем отличалось от политики эфталитов - они обложили данью местных правителей, прежние династии сохранялись, оставались неизменными и порядки, существовавшие в тех или иных владениях. Разумеется, они должны были поддерживать своего сюзерена в случае военной опасности. По сути, среднеазиатские области сохранили некоторую свободу во внутреннем самоуправлении.

Но со временем завоеватели начинают активно вмешиваться в их внутреннюю жизнь. В 618 г. при западнотюркском кагане Тун-шеху была декларирована реформа: он решил превратить местных правителей в своих наместников. Для контроля за ними назначил своих представителей, которые также должны были собирать подати. Это была попытка организовать на месте разрозненных самостоятельных владений единое государственное образование.

Внутренние и внешнеполитические причины привели сначала к развалу Западнотюркского каганата, а затем к полному его крушению.

Социально-экономический строй. Народы каганата в VI-VII вв. распадались на оседлое (земледельческое) и кочевое (скотоводческое) население. Передовой и ведущей в культурном отношении частью общества были оседлые земледельческие народы. Местное земледельческое население в Согде, Хорезме и Тохаристане в значительной своей массе превратилось в зависимых "кедиверов". Существовала большая патриархальная семья, в состав которой входили иногда и домашние рабы. "Кедивер", экономически и, отчасти, лично зависел от богатого землевладельца -"дехкана" и даже от сохранившего хозяйственную самостоятельность земледельца. В этот период численно возросшие "кедиверы" представляли собой основную силу формирующегося феодального общества Средней Азии.

Большую роль, особенно в Согде, в тот период играли купцы. Выходили они, по преимуществу, из среды той же дехканской знати, с которой были тесно связаны всем бытовым укладом своей жизни.

Занятия населения. Ирригационная система по сравнению с эфталитским периодом в это время в одних районах несколько увеличилась, в других (Хорезм)- сократилась. Население продолжало возделывать землю под те же зерновые культуры (пшеница, ячмень, рис, просо), занималось виноградарством и садоводством, много внимания уделяя культуре хлопчатника, люцерны, тутового дерева и разведению домашнего скота.

Рудные разработки имелись в Фергане и Согде (золото, киноварь, медь и железо), в Илаке (свинец, серебро, золото), и в районах Шахрисабза (красная соль).

Археологические раскопки в различных областях Средней Азии, входивших в состав Тюркского каганата, свидетельствуют, что города в VII-VIIIв.в были важнейшими центрами ремесла и торговли. Массовое распространение медной монеты в VII-VIIIв. указывает на расширение товарных отношений. Внутренняя и международная торговая в период Тюркского каганата составляла одно из важных занятий населения. Торговые пути в этот период передвинулись с юга на север. В период с 627 г. до 647 г. из Самарканда в Китай было направлено девять торговых посольств.

Отдельные владения, расположенные на территории Средней Азии, общего войска не имели. В каждом княжестве были свои небольшие военные отряды, численностью от нескольких сот человек до тысячи и нескольких тысяч воинов. Во время военных действий их пополняли дружины многочисленных дехкан. В организации войска сказываются и четкое классовое расслоение

Культура: письменность, религиозные верования. Широкое распространение имела согдийская письменность. Параллельно существовало, как и в предшествующее время, отличное от согдийского, хорезмийское письмо. В этот период было в ходу и сирийское письмо, занесенное в Среднюю Азию манихейцами. В определенных кругах были в употреблении индийский алфавит буддистов и особое сирийское письмо христиан-эстрангело. Продолжала существовать и поздняя форма кушано-эфталитского курсивного письма, но основу письменности составляла согдийская и хорезмийская письменность.

Большая часть населения исповедовала зороастризм в его среднеазиатских вариантах. Начиная с кушанского периода, широкое распространение в южных областях Средней Азии начал получать буддизм, главным образом в городах, в среде купцов. Продолжало распространяться, хотя слабо и случайно, христианство несторианского толка. Существовали в этот период и манихейские общины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.