Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Духовная и культурная зависимость Узбекистана в годы советской власти и ее последствия. Политические репрессии




План

 

1. Культурное строительство в Узбекистане в годы советской власти: проблемы, трудности, недостатки.

2. Духовная жизнь республики в советский период. Противоречия в развитии духовной культуры.

3. Политика репрессий, проводимая советской системой в Узбекистане и ее последствия.

1. Культурное строительство в Узбекистане в годы советской власти: проблемы, трудности, недостатки.

Чрезвычайно высока была роль в культурной жизни Узбекистана национальной интеллигенции-литераторов, журналистов, учителей. Ее выдающимися представителями были А.Фитрат, А. Чулпан, А.Кадыри, А. Авлони, А.Айни, Х.Х. Ниязи, молодые таланты Бату (М.Хадиев), Зия Саид, Наим Саид и другие, талантливый артист и режиссер М.Уйгур и другие.

Начало 20-х годов в Узбекистане ознаменовалось осуществлением ряда мер в культурной жизни. Во всей Средней Азии проводилась огромная работа по ликвидации малярии, других распространенных болезней. Результативными явились мероприятия по предотвращению выдачи замуж малолетних девочек.

Политика советской власти распространялась так же на работу среди женщин-мусульманок, поскольку с точки зрения европейской цивилизации считалось, что их роль в общественной жизни проявлялась недостаточно, а следование таким обычаям, как ношение чадры, унижает их. Характер политических компаний носила и работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Классовый подход, составлявший один из ведущих принципов культурной политики советской власти, нанес непоправимый урон таким институтам национальной культуры Узбекистана, как вакуф, старометодные школы, медресе и др., притеснение которых вызывало противодействие населения, порождая конфликтные ситуации.

7 мая 1923г. Политбюро ЦК РКП (б) специальным постановлением обязало "пересмотреть школьную сеть в Туркестане в сторону расширения ее для обслуживания коренного населения". На основе этого постановления в 1923 г. Центром было выделено краю 1 млн. рублей золотом, а в 1924 г. - более 2 млн. рублей. На потребности культуры были направлялись средства и из местного бюджета. В 1924 г. в Туркестанской АССР начали свою работу 1100 школ. В 1925 г. в Узбекистане ремесленно-техническим обучением было охвачено 6800 молодых людей.

Положительные процессы осложнялись идеологическим диктатом партии в культурной сфере. Так, в начале 20-х годов наряду с советскими школами продолжали действовать и старометодные школы - мактабы, вакуфные школы, содержавшиеся религиозными организациями и медресе. Еще в 1925 г. в Узбекистане насчитывалось 97 вакуфных школ и более 1,5 тыс. старых мактабов, из которых 250 существовали нелегально. Эти школы в течение жизни многих поколений выполняли важные просветительские функции и являлись составной частью духовной жизни населения. Но к 1928 г. они фактически прекратили свою деятельность в результате жесткой политики советской власти. Во второй половине 20-х годов были созданы различные учебные заведения, готовящие кадры со средним специальным и высшим образованием. К этому времени в вузах республики насчитывалось около 4 тыс. студентов, в основном из рабочих и дехкан.

В 20-е годы в республике были созданы и первые научно-исследовательские учреждения, которые развернули научные разработки в области ирригации, хлопководства и медицины. К концу 20-х годов в Узбекистане функционировали уже десятки научно-исследовательских учреждений, в которых трудились более 1000 научных работников.

К середине 20-х годов в Туркестане, Бухаре и Хорезме действовали 14 театров, 19 кинотеатров, 152 библиотеки, 5 музеев. В республике работало свыше тысячи школ, курсов и пунктов ликбеза, в которых обучались грамоте 50 тыс. человек. Ликвидация неграмотности в первые годы восстановительного периода столкнулась с большими трудностями: не хватало учителей, школьных помещений, инвентаря, учебных пособий, денежных средств. Однако работа в этом направлении, хотя с трудом, но налаживалась.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 5811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.