КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 15. Экономическое, духовное и культурное развитие Узбекистана в годы независимости
План 1. «Узбекская модель» - собственный путь перехода к рыночной экономике. Формирование рыночных отношений в Республике Узбекистан. 2. Духовная и культурная жизнь страны в годы независимости. 3. Формирование идеологии национальной независимости. 1. «Узбекская модель» - свой путь перехода к рыночной экономике. Формирование рыночных отношений в Республике Узбекистан. С провозглашением государственной независимости в Узбекистане был взят курс на формирование рыночных отношений. Этот курс получил конституционное утверждение. Учитывая стартовые условия состояния экономики республики, низкий жизненный уровень населения, сложную демографическую ситуацию и опираясь на международный опыт и собственный потенциал природных сырьевых и трудовых ресурсов, в Узбекистане разработали свой путь перехода к рынку. Наша собственная модель перехода к рыночным отношениям была основана всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, искоренении тяжелого наследия однобокого, гипертрофического развития экономики в прошлом. В то же время модель вобрала в себя все то лучшее, что накоплено мировым опытом, теми странами, которые прошли этот непростой путь обновления и преобразований страны и общества. Они известны как пять принципов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Они получили признание не только в нашей стране, но и в других государствах. Во-первых, приоритет экономики над политикой и при экономика должна быть деидеологизирована; Во-вторых, главным реформатором является государство; В-третьих, верховенство закона; В-четвертых, сильная социальная политика;
В-пятых, переход к рынку должен быть поэтапным. Эти пять принципов и были положены в основу собственного пути обновления, развития и прогресса, образуя несущие конструкции концепции переходного периода. Реализация этих принципов обеспечила общественно-политическую стабильность в республике, а главное-последовательное движение к внедрению рыночных отношений. Экономической основой государственного суверенитета Узбекистана была выбрана социально ориентированная рыночная экономика, которая в наибольшей мере соответствовала этапу общественного развития и специфическим условиям республики. Рыночная экономика такого типа призвана была обеспечить: -конституционные, законодательные и правовые гарантии для развития предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, стимулирование конъектуры свободного рынка; -юридическое равноправие всех видов собственности и форм хозяйствования, максимальную свободу деятельности экономических субъектов; -полную ответственность экономических субъектов за результаты своей хозяйственной деятельности; -приоритет общечеловеческих ценностей и наиболее полный учет в экономических отношениях национальных традиций, обычаев, уклада жизни народа; -достойные условия жизнедеятельности и развития человека, надежные социальные гарантии, неуклонное повышение жизненных стандартов населения; -обретение Узбекистаном достойного места в мировом сообществе, активное участие в международном разделении труда на равноправных и взаимовыгодных условиях. Для создания цельной рыночной системы нужны были законы регламентирующие деятельность всех субъектов хозяйствования, равноправие и защиту всех форм собственности, права и обязанности работника и работодателя, продавца и покупателя, банкира и вкладчика, акционера. Исходя из этого за прошедшие годы в Узбекистане было принято более 2000 указов Президента, свыше 200 законов и сотни постановлений правительства, которые создали необходимые правовые нормы и гарантии для многообразия форм собственности и рыночных отношений, развития мелкого и среднего частного предпринимательства, привлечения инвестиций, интеграции в мировые хозяйственные связи.
В первые годы независимости главным содержанием проводимых реформ заключались в том, чтобы создать правовые основы многоукладной экономики, преодолеть отчуждение людей от собственности, обеспечить государственную защиту частной собственности как основы развития инициативы и предприимчивости людей. В этих целях были осуществлены следующие меры: -широкая приватизация квартир - более одного миллиона; -передача в частную и коллективную собственность мелких предприятий торговли, бытового обслуживания, местной промышленности. Одновременно осуществлялись крупные меры по предоставлению широких экономических свобод предприятиям и гражданам, отказу государству от прямого вмешательства в их хозяйственную деятельность. В этих целях были ликвидированы такие мощные монополистические структуры, как Госплан, Госснаб, реорганизованы отраслевые министерства и ведомства. Взамен созданы биржи, банки, корпорации, акционерные общества. Заново созданы структуры внешнеэкономической деятельности, таможенной и налоговой служб и т.д. И все это на новой юридической, правовой основе. В торой этап приватизации государственного имущества начался после принятия и 21 января 1994 г. Кабинетом Министров Республики Узбекистан постановления «Об углублении экономических реформ и мерах по развитию предпринимательства». В этот период начинают формирование акционерные общества открытого типа, выпускаются акции предприятий, приватизация государственного имущества через аукционы. В этот период были созданы условия для формирования рынка ценных бумаг, а также повальной приватизации гос. имущества. Надо отметить, что в таких отраслях как связь, геологоразведка, и транспорт и топливно-энергетический комплексы приватизация не проводилась. В таких отраслях как химическая, золотодобывающая, хлопкоочистительная, горная промышленность- 51% акций были оставлены в руках государства. Становление класса собственников осуществлялось двумя путями. Во-первых, путем широкого развития частного предпринимательства и малых предприятий, во-вторых, путем вклада денежных средств в банки и сберегательные кассы или путем обмена их (денежных средств) на ценные бумаги.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 8904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |