Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов измерений




В физике основным способом получения информации является измерение. Измерение представляет собой процесс, заключающийся в сравнении измеряемой физической величины с однородной физической величиной, принятой за единицу измерения, в результате которого устанавливается, во сколько раз измеряемая величина больше или меньше соответствующей единицы измерения.

Измерения делятся на прямые и косвенные. Прямые измерения производятся с помощью приборов, которые измеряют саму исследуемую величину. Так, массу тел можно найти с помощью весов, длину – измерить линейкой, электрическое сопротивление проводника – измерить омметром. При косвенных измерениях исследуемая величина определяется через величины, связанные с ней определенной функциональной зависимостью: масса – по плотности и объему, длина (расстояние) – по скорости и времени движения, электрическое сопротивление проводника – по напряжению на нем и току.

Как бы ни были совершенны приборы и постоянны условия, при которых производятся измерения, всегда определяются только приближенные значения измеряемой величины, а возникающая при этом погрешность характеризует точность измерений. Погрешности возникают из-за конструктивных недостатков приборов, трения между подвижными частями, усталости упругих элементов, изменения параметров среды в процессе эксперимента, ошибок экспериментатора при градуировке приборов, считывании результатов и т. д.

Погрешности разделяются на три вида: случайные, систематические и промахи.

Случайными называются погрешности, которые при многократных повторениях опыта изменяются нерегулярным, непредсказуемым образом, приводя к разбросу измеренных значений; их нельзя устранить при обработке результатов измерений.

Систематическими называются погрешности измерений, происходящие в результате действия постоянных причин, при повторных измерениях в одинаковых условиях тем же методом они остаются постоянными по величине и по знаку, либо изменяются закономерно, в зависимости от тех или иных факторов. Влияние систематических погрешностей может быть выявлено и учтено при обработке эксперимента введением поправки либо предельной систематической погрешности.

Промахи (грубые ошибки) представляют собой случайные погрешности, величина которых резко превышает допустимые и искажает результаты измерения. Они возникают вследствие неисправности прибора, невнимательности наблюдателя, при резком нарушении методики эксперимента или условий его проведения. Промахи выявляются при повторных измерениях и исключаются из результатов измерений.

Под абсолютной погрешностью измерения понимают разность между изме-ренным х изм и истинным х ист значениями физической величины:

Dх = х изм - х ист. (1)

При выполнении лабораторных работ допускается упрощенная методика обработки экспериментальных данных прямых измерений. Суть ее состоит в следующем.

1. Так как истинное значение х ист измеряемой физической величины часто неизвестно, как и конкретные причины погрешностей, то все ошибки, которые меняются от опыта к опыту и вызывают разброс результатов, рассматривают как случайные и называют ошибками разброса. При отсутствии информации о причинах наблюдаемого разброса за наиболее вероятное значение измеряемой величины принимается среднее арифметическое из измеренных значений:

, (2)

 

где х 1, х 2, …, х n - измеренные значения физической величины; n - число измерений.

При большом числе измерений среднее арифметическое <х> из измеренных значений можно считать равным истинному значению физической величины х ист:

 

<х> = х ист.

 

2. Отклонением D xi результатов отдельных измерений xi от среднего <х> называется величина

D xi = xi - < x >, (3)

 

которую можно принять за абсолютную погрешность отдельных измерений, где

i =1, 2, …, n. Величина D xi может принимать как положительные, так и отрицательные значения.

3. Если ширина разброса отражает все погрешности (как случайные, так и систематические), то за меру точности в упрощенной методике обработки результатов измерений принимают среднюю абсолютную погрешность по разбросу

, (4)

 

являющуюся средним арифметическим из абсолютных значений отклонений |D xi | результатов отдельных измерений хi от среднего <х>.

4. Измеренная физическая величина хизм всегда записывается вместе с погрешностью:

хизм = <х> ± <Dх>, (5)

что эквивалентно неравенству . Интервал <х> ± <Dх> называется доверительным интервалом, отвечающим доверительной вероятности b. Доверительная вероятность интервала <х> ± <Dх> равна 75-80 % при условии, что число измерений не меньше 4-5, и выше, если сделано более пяти измерений.

5. Средней относительной погрешностью измерения называется величина

 

. (6)

 

Относительная погрешность выражается в процентах. Точность определения средней относительной погрешности при упрощенной обработке результатов невелика, поэтому следует ограничиваться целыми числами, если dх ³ 2 %, и округлить dх до 1,0 или 1,5 %, если dх £ 1,5 %.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.