КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура современного издательства
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Внутрииздательское управление — важная составляющая системы управления издательским процессом, получившая за годы демократических реформ самостоятельное значение и определяющую роль в решении почти всех хозяйственных и творческих вопросов издательского дела. Укрепление значимости внутрииздательского управления совпало с переходом издательской отрасли на полный хозяйственный расчет, положивший начало самостоятельности издательских предприятий. Хозрасчет и самофинансирование привнесли много новшеств в управление издательской отраслью, но все же за годы реформ эффективность некоторых традиционных механизмов внутрииздательского управления, таких как планирование производимой продукции и управление ее качеством, под сомнение поставлена не была. В 1982 г. было принято типовое положение о редакциях и отделах издательства, разработанное с целью разграничения обязанностей между различными подразделениями издательства, повышения ответственности, соблюдения производственной дисциплины, рационального использования квалифицированного состава работников издательства. Типовое положение предусматривало такую структуру издательских подразделений, учитывающую существующую технологию издательского процесса и использующуюся на тот момент редакционно-издательскую технику (технологии автоматизированной подготовки издательских оригиналов в начале 80-х гг. уже широко применялись). Не все структурные схемы организации издательства, предписанные типовым положением, выдержали проверку временем и сохранились в наши дни. Однако некоторые формы организационной структуры интегрировались в рыночные отношения и интенсивно развиваются. Цели издательства, как организации, предусматривают формирование структуры предприятия, установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условий ее функционирования. Функции организации включают в себя: • группировку задач и логические блоки; • подбор и расстановку кадров; • определение рациональных форм разделения труда; • распределение работы среди сотрудников, групп и подразделений; • координацию работы подразделений; • разработку структуры органов управления; • установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; • регламентацию функций, подфункций, работ, операций. В издательстве любой формы собственности формируется система управления его ресурсами, представляющая собой структуру организационного подчинения различных служб и подразделений издательства, а также систему управленческих решений руководящих органов издательства разных уровней компетенции. Организация как одну из основных функций управления подразумевает процесс руководства и исполнения и имеет отношение к организации работ по каждой управленческой функции, включая планирование, управленческий контроль, проведение нормативно-календарных расчетов, совещаний и принятие конкретных решений. Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Под функциями управления понимаются также особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда, которые характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления (преимущественно воздействие субъекта на объект) и которые для эффективного, целостного управления должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления. Эффективность выполнения перечисленных функций управляющей структурой предприятия будет зависеть от целого ряда факторов, среди которых выделяют тип организационной структуры, ответственность и компетентность органов системы управления и т.п. Применительно к условиям издательско-полиграфического производства различают функциональные, товарные и проектные организационные структуры. Функциональная структура управления предусматривает деление управленческого аппарата на отдельные подразделения, каждое ИЗ которых выполняет отведенную ему функцию. Такая структура позволяет разделить груз ответственности за принимаемые решения между несколькими службами. Функциональное деление организационной структуры предприятия, как правило, обусловливается основными функциями менеджмента (производство, финансы, маркетинг, кадры) и условиями производственного процесса (книжные редакции, производственный отдел и т.д.). В свою очередь, эти службы при необходимости могут делиться на входящие в них функциональные подразделения (например, производственный отдел может объединять техническую редакцию и корректорскую). Функциональную структуру целесообразно использовать на издательских предприятиях, специализирующихся на выпуске изданий литературы определенного целевого назначения и читательского адреса, действующих в условиях стабильного рынка. В.М. и В.В. Распоповы называют следующие достоинства и недостатки функциональной организационной структуры: • снижает трудоемкость деятельности руководителя высшего уровня управления; • уменьшает дублирование управленческих функций; • улучшает координацию управления; • относительная простота подбора руководителей функциональных служб управления; • стимулирует деловую и профессиональную специализацию сотрудников; • нарушает принцип единоначалия; • способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных управленческих решений; • в крупных организациях цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной. Примерная схема функциональной структуры управления издательским предприятием приведена на рис. 2.
Рис.2. Функциональная структура управления издательским предприятием
При товарной структуре полномочия по производству и реализации какого-либо товара передаются одному руководителю. В издательском деле этот тип организационной структуры наиболее характерен для крупных издательств, выпускающих книгу, пользующуюся массовым спросом. Некоторые наиболее прибыльные направления деятельности издательского предприятия организационно обособляются, получают собственные управленческие, планово-хозяйственные и производственные структуры. Пример товарной организационной структуры представлен на рис. 3. Среди достоинств товарной структуры управления называют: • конкретное определение лица, ответственного за изготовление и реализацию продукции; • быстрое реагирование на внешние изменения; • единоначалие в производстве и реализации продукта. Недостатком ее является повышенный объем управленческих затрат за счет дублирования одних и тех же функций (бухгалтерия и сбыт).
Рис.3. Товарная организационная структура
Обособленные издательские подразделения, специализирующиеся на выпуске определенных видов литературы, получают несомненное преимущество перед аналогичными функциональными подразделениями, прежде всего, в плане свободы в тематическом и финансовом планировании, а также управлении производством и кадрами. К важнейшим элементам любой организационной структуры относятся органы управления, производственные и вспомогательные службы, руководители и работники. Между ними складываются горизонтальные и вертикальные организационно-управленческие отношения, носящие, соответственно, характер согласования и подчинения, В наиболее характерной форме названные отношения выразились в принципах работы издательской редакции и в ее организационной структуре. Ведущий редактор, являющийся центральной фигурой редакции, работает в непосредственной связи с производственным отделом, взаимодействует с отделами маркетинга и сбыта, координирует работу над оригиналами редакторов и корректоров. В некоторых издательствах ведущему редактору подчиняются младшие редакторы и секретари. Перечень их компетенции чрезвычайно широк: от административно-организационной деятельности до работы над рукописью под руководством ведущего редактора и выяснения вопросов, касающихся авторского права, а в некоторых издательствах в перечень их задач может входить также и рецензирование издательских предложений. В издательствах, где редактирование преимущественно осуществляется внештатными редакторами, ведущие редакторы заняты выдачей заданий и контролем выполненной работы. Ведущий редактор активно включен в редакционно-издательский процесс и на производственном этапе. Он обсуждает с «производственниками» художественно-технический облик книги, выбирает фор мат, бумагу, контролирует компоновку текста и иллюстраций оформление обложки, совместно с художником готовит иллюстративную часть издания. Характер взаимодействия ведущего редактора с сотрудниками, занятыми производственным исполнением издания зависит от целого ряда факторов, включая технические возможности издательства по подготовке оригиналов к тиражированию, особенности технологического процесса, принятые в издательстве, и, наконец, организационную подчиненность производственных служб. Внедрение компьютерной техники позволило частично вывести ряд процессов издательской подготовки оригиналов, в том числе набор, корректуру, верстку и спуск полос. Довольно часто в современной практике все процедуры набора текста осуществляет автор, а первую корректуру исполняет редактор. Многочисленные препринт-студии помимо набора текста предлагают услуги по форматированию, верстке и подготовке оригинал-макетов. В этой связи многие издательства, экономя средства, отказываются от инвестирования в быстро устаревающее компьютерное техническое и программное обеспечение, упраздняют должности корректоров, художественных и технических редакторов. Структура производственных служб издательств отличается большим разнообразием. На одних предприятиях дизайн-служба является частью производственного отдела, в других издательствах все художественные решения обязательны к согласованию с главным художником издательства (арт-директором). В ходе совместной работы с производственными службами редактору приходится решать вопросы подготовки дополнительных корректур, согласования сроков прохождения изданием различных процедур производственной подготовки. Ведущий редактор является полноправным участником совещаний сотрудников производственного отдела, на которых обсуждаются технические вопросы подготовки изданий. Он же контролирует выполнение производственным отделом определенных требований к изданию, в том числе соблюдение стандартов, читаемости шрифтов, яркости иллюстраций, размеров полос, качества книжного блока и переплета и т.д. Взаимоотношения редакции и маркетинговых служб в последнее время претерпевают большие изменения, связанные со становлением издательского маркетинга. Однозначной тенденцией считается упрочнение Самостоятельности маркетинговых служб, вычленение их из состава редакций. Работа редактора с отделом реализации строится таким образом, что последний планирует, готовит, координирует и контролирует все действия издательства по продвижению книг на рынке. Редактор же занят выдвижением идей для новых книг и серий, готовит концепции издательских проектов, находит авторов. Кроме того, редактор выступает исключительным носителем важной маркетинговой информации о потенциальной читательской аудитории будущего издания, изданиях конкурентов, наконец, о содержании самого издания, в работе над которым он принимает непосредственное и самое активное участие. В некоторых случаях редактор привлекается для подготовки прикнижных аннотаций, аннотаций для издательских каталогов и т.д. Таким образом, взаимоотношения редактора и других субъектов редакционно-издательского процесса носят самый разнообразный характер, определяющийся особенностями принятой технологии подготовки оригиналов, а также организационной структуры издательского предприятия. В схематичной форме характер взаимоотношений редактора с другими сотрудниками и подразделениями издательства представлен на рис. 4.
Рис.4. Взаимодействие редактора с различными субъектами редакционно-издательского процесса.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 6114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |