КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление рисками в природоохранной деятельности
Классические теории и методы управления риском. Определение риска в данном контексте содержит в себе три ключевые компоненты (рис. 13.3), которые неявно объединены в широко распространенном "бытовом" понимании риска. Во-первых, риск связан с событиями - причинами, хотя это обычно опускают. Во-вторых, события наступают или не наступают - т. е. они не достоверны, а лишь возможны (вероятны). В-третьих, сами по себе события ни нежелательны, ни благоприятны - в каждом конкретном случае требуется оценка их последствий для пользователя управляемой системы, т. е. оценка качества состояний, в которые может попасть система в результате реализации риска. В последнее время все более остро ощущается необходимость пересмотра старых взглядов на оценку и управление риском. Основной акцент делается на сравнительный анализ преимуществ и критику недостатков классических парадигм принятия решений в условиях риска. Суть критики состоит в двух тезисах: 1) практика показывает существенное и систематическое отличие человеческих решений, основанных на субъективных эвристиках, от решений, предписываемых распространенными концепциями оптимальности и рационального выбора, 2) рыночные механизмы несовершенны, рынок неэффективен, рыночное равновесие зависит от событий - рисков во внешней среде, риски неслучайны и подчиняются определенной логике.
Рис. 13.3. Определение риска - базовые элементы
В одном из вариантов новых взглядов на указанную проблему рассуждения сводятся к следующему. Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте в сфере природопользования. Риски могут быть "известные" - те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. "Неизвестные" риски - это те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. Хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть. Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения, обычно уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления. Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии РМВОК описаны шесть процедур управления рисками. Согласно подходу PMIуправление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур. 1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками природоохранного проекта. 2. Идентификация рисков — определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик. 3. Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта. 4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект 5. Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ. 6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков. Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать. 1. Планирование управления рисками - процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного природоохранного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.
Таблица 13.3. Планирование управления рисками
2. Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на природоохранный проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта. Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов. Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков.
Таблица 13.4. Идентификация рисков
3. Качественная оценка рисков - процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков - это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенностей, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков.
Таблица 13.5. Качественная оценка рисков
4. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять: • вероятность достижения конечной цели проекта; • степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться; • риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект; • фактические затраты, предполагаемые сроки окончания. Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и качественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков. Таблица 13.6. Количественная оценка рисков
5. Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействия риска на проект положительными или отрицательными Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски.
Таблица 13.7. Планирование реагирования
6. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом возможности понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождают процесс внедрения проекта в жизнь. Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновения рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.
Таблица 13.8. Мониторинг и контроль
Целью мониторинга и контроля является выяснить, были ли: • система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом; • реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения; • риски изменились по сравнению с предыдущим значением; • наступление влияния рисков; • необходимые меры приняты; • воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом. Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно. Таким образом, решение проблемы управления природоохранной деятельностью требует создания эффективной информационной технологии для ее внедрения в системы мониторинга окружающей среды и интересующих нас объектов. Эта технология должна включать: - планирование измерений, - развитие алгоритмов комплексной обработки данных из различных предметных областей знания, - создание методов принятия решений на основе анализа динамической информации, - оценки риска от реализации этих решений. Реальное воплощение описанных выше идей требует сосредоточения интеллектуальных, экономических и технических ресурсов в едином информационно-аналитическом центре мониторинга. Его функционирование должно обеспечить получение информации по следующим направлениям: - о влиянии глобальных изменений на окружающую среду региона; - о роли происходящих или планируемых в регионе изменений природной среды и связанных с ними изменениях окружающей среды и в прилегающих регионах; - о состоянии атмосферы, гидросферы и почвенно-растительных формаций на территории региона; - о наличии необходимых данных об экологических, климатических, экономических и демографических параметрах любого региона; - об уровне экологической безопасности на данной территории; - о появлении опасных для человека и окружающей среды явлений; - о тенденциях в изменениях состояния лесов, болот, пастбищ, сельско-хозяйственных посевов, морских, речных и озерных систем и других природных комплексов; - о риске тех или иных мероприятий по изменению окружающей среды. Такой информационный центр поможет системам принятия решений, ответственным за управление природопользованием, обеспечить: - своевременное научно-обоснованное планирование и управление хозяйственной деятельностью с учетом их экологической целесообразности и разработки стратегии рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности; - оперативное оповещение и предупреждение о появлении внутри и за пределами конкретной территории событий, явлений и процессов, могущих повысить риски для природы и человека.
Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |