Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление рисками в природоохранной деятельности




Классические теории и методы управления риском. Определение риска в данном контексте содержит в себе три ключевые компоненты (рис. 13.3), которые неявно объединены в широко распространенном "бытовом" понимании риска.

Во-первых, риск связан с событиями - причинами, хотя это обычно опускают.

Во-вторых, события наступают или не наступают - т. е. они не достоверны, а лишь возможны (вероятны).

В-третьих, сами по себе события ни нежелательны, ни благоприятны - в каждом конкретном случае требуется оценка их последствий для пользователя управляемой системы, т. е. оценка качества состояний, в которые может попасть система в результате реализации риска.

В последнее время все более остро ощущается необходимость пересмотра старых взглядов на оценку и управление риском. Основной акцент делается на сравнительный анализ преимуществ и критику недостатков классических парадигм принятия решений в условиях риска. Суть критики состоит в двух тезисах:

1) практика показывает существенное и систематическое отличие человеческих решений, основанных на субъективных эвристиках, от решений, предписываемых распространенными концепциями оптимальности и рационального выбора,

2) рыночные механизмы несовершенны, рынок неэффективен, рыночное равновесие зависит от событий - рисков во внешней среде, риски неслучайны и подчиняются определенной логике.

 

 
 

 


Рис. 13.3. Определение риска - базовые элементы

 

В одном из вариантов новых взглядов на указанную проблему рассуждения сводятся к следующему.

Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте в сфере природопользования. Риски могут быть "известные" - те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. "Неизвестные" риски - это те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. Хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть.

Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения, обычно уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии РМВОК описаны шесть процедур управления рисками.

Согласно подходу PMIуправление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур.

1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками природоохранного проекта.

2. Идентификация рисков — определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3. Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.

4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект

5. Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

1. Планирование управления рисками - процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного природоохранного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.

 

Таблица 13.3. Планирование управления рисками

 

ВХОДЫ Методы и средства ВЫХОДЫ
1. План проекта Организация встреч и совещаний Методология
2. Опыт и практика управления рисками   Роли и ответственности
3. Распределение ролей и ответственности   Регламент (сроки)
4. Восприятие рисков менеджерами   Методики оценки и расчета
5. Доступность системы и данных   Пороговый уровень рисков
6, Шаблоны корпоративного плана управления рисками   Форматы отчетов
7. Принципы учета и документирование

 

2. Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на природоохранный проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков.

 

Таблица 13.4. Идентификация рисков

 

ВХОДЫ Методы и средства ВЫХОДЫ
1. План управления рисками Обзор документации Список рисков или условий возникновения рисков
2. Выходы других процессов планирования Средства сбора информации Признаки рисков
3. Классификаторы рисков Контрольные таблицы Входы и другие процессы
4. Накопленный опыт Анализ сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз  
5.Анализ предположений    
6. Диаграммы    

 

3. Качественная оценка рисков - процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков - это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенностей, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков.

 

Таблица 13.5. Качественная оценка рисков

 

ВХОДЫ Методы и средства ВЫХОДЫ
1. План управления рисками Методика оценки вероятности возникновения и влияния рисков Обобщенная оценка рисков проекта
2. Идентифицированные риски Матрица показателей рисков Список рисков по приоритетам
3. Состояние проекта Оценка тенденций рисков Список рисков, требующих дополнительного анализа
4. Тип проекта Проверка предположений о проекте  
5. Оценка надежности и точности исходных данных Методы оценки данных, исходя из требований к ним  
6. Шкалы для оценки вероятности возникновения и влияния рисков    

 

4. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

• вероятность достижения конечной цели проекта;

• степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться;

• риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект;

• фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и качественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков.

Таблица 13.6. Количественная оценка рисков

 

ВХОДЫ Методы и средства ВЫХОДЫ
1. План управления рисками Интервью Список приоритетных рисков с оценками
2. Список рисков, сгруппированных по приоритетам и условиям Анализ чувствительности Вероятностные параметры проекта
3. Предыдущий опыт Анализ решений Вероятность невыполнения плановых сроков и бюджета
4. Экспертная оценка   Оценка необходимых резервов
5. Выходы других процессов    

 

5. Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействия риска на проект положительными или отрицательными

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски.

 

Таблица 13.7. Планирование реагирования

 

ВХОДЫ Методы и средства ВЫХОДЫ
1. План управления рисками Избежание рисков План реагирования
2. Список приоритетов рисков Передача рисков Оставшиеся риски
3. Возможные способы реагирования Минимизация рисков Вторичные риски
4. Пороговый уровень рисков Принятие рисков Условия контрактов, оговаривающих ответственность за риск
5. Ответственные за риски   Входы и другие процессы
6. Общие возможности реагирования    

 

6. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом возможности понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождают процесс внедрения проекта в жизнь.

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновения рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

 

Таблица 13.8. Мониторинг и контроль

 

ВХОДЫ Методы и средства ВЫХОДЫ
1. План управления рисками Контрольные таблицы Переработанные планы реагирования на риски
2. План реагирования Периодический обзор рисков Корректирующие действия
3. План коммуникаций проекта Анализ проекта по фактической выработке Требования на изменения
4. Дополнительная идентификация и анализ рисков Дополнительное планирования реагирования Обновление плана реагирования на риски
5. Аудит риска Независимый анализ риска Стандартные отчеты по управлению рисками

 

Целью мониторинга и контроля является выяснить, были ли:

• система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом;

• реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения;

• риски изменились по сравнению с предыдущим значением;

• наступление влияния рисков;

• необходимые меры приняты;

• воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Таким образом, решение проблемы управления природоохранной деятельностью требует создания эффективной информационной технологии для ее внедрения в системы мониторинга окружающей среды и интересующих нас объектов. Эта технология должна включать:

- планирование измерений,

- развитие алгоритмов комплексной обработки данных из различных предметных областей знания,

- создание методов принятия решений на основе анализа динамической информации,

- оценки риска от реализации этих решений.

Реальное воплощение описанных выше идей требует сосредоточения интеллектуальных, экономических и технических ресурсов в едином информационно-аналитическом центре мониторинга. Его функционирование должно обеспечить получение информации по следующим направлениям:

- о влиянии глобальных изменений на окружающую среду региона;

- о роли происходящих или планируемых в регионе изменений природной среды и связанных с ними изменениях окружающей среды и в прилегающих регионах;

- о состоянии атмосферы, гидросферы и почвенно-растительных формаций на территории региона;

- о наличии необходимых данных об экологических, климатических, экономических и демографических параметрах любого региона;

- об уровне экологической безопасности на данной территории;

- о появлении опасных для человека и окружающей среды явлений;

- о тенденциях в изменениях состояния лесов, болот, пастбищ, сельско-хозяйственных посевов, морских, речных и озерных систем и других природных комплексов;

- о риске тех или иных мероприятий по изменению окружающей среды.

Такой информационный центр поможет системам принятия решений, ответственным за управление природопользованием, обеспечить:

- своевременное научно-обоснованное планирование и управление хозяйственной деятельностью с учетом их экологической целесообразности и разработки стратегии рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности;

- оперативное оповещение и предупреждение о появлении внутри и за пределами конкретной территории событий, явлений и процессов, могущих повысить риски для природы и человека.

 

 

Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.