Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности как проявление индивидуального в психике




Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия — это особенности психических явлений (процессов, со­стояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Инди­видуальные различия, природной предпосылкой которых выс­тупают особенности нервной системы, мозга, создаются и раз­виваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влия­нием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия чело­века с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изуче­ния дифференциальной психологии.

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е. А. Климов), кото­рый представляет собой: 1) устойчивую систему приемов и спо-собов деятельности, 2) эта система обусловлена определенны­ми индивидуальными личными качествами, 3) эта система яв­ляется средством эффективного приспособления к объектив­ным требованиям, 4) это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Способностиэто индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фикса­цию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать следующим обра­зом:

1) природные (или естественные) способности в основе сво­ей биологически обусловленные, связанные с врожден­ными задатками, формирующиеся на их базе, при нали­чии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечиваю­щие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тон­кость движений рук и т. д.), испециальные, определяю­щие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их раз­витие (способности математические, технические, лите­ратурно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогическо­го воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений ма­териальной и духовной культуры, новых идей, откры­тий, изобретений. Высшая степень творческих проявле­ний личности называется гениальностью, а высшая сте­пень способностей личности в определенной деятельнос­ти (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам дея­тельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. един­ством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие дея­тельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально психологи­ческие особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От спо­собностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — при­жизненные образования, что их развитие идет в процессе ин­дивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формиру­ют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был проведен Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врож­денными могут быть анатомо-физиологические и функцио­нальные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задат­ками.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе опреде­ленным образом организованной деятельности и общения. Раз­витие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки раз­вития способностей. Способности, развивающиеся на их осно­ве, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характер­ным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим обра­зом, на процесс формирования и развития способностей, кото­рые формируются прижизненно в процессе деятельности и вос­питания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту раз­вития.

 

вопрос 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.