КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация права
Юридические нормы отвечают своему предназначению лишь тогда, когда они выполняются, т.е. реализуются на практике в поведении людей. Реализация правовых норм - это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права. Процесс реализации права достаточно сложен и осуществляется в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм. Соблюдение - это такая форма реализации норм права, которая проявляется в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения запрещенных деяний. Исполнение - это такая форма реализации права, при которой субъекты права обязаны своими действиями выполнять требования правовых норм. В данном случае поведение субъектов проявляется в активном осуществлении возложенных на них обязанностей независимо от внутреннего отношения к ним (например, своевременно вносить квартирную плату). Использование - такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве. Иными словами, использование предполагает совершение управомоченными субъектами деяний в зависимости от их желания и воли (например, совершение сделок купли-продажи, найма, аренды и др.). Однако не всегда соблюдение, исполнение и использование позволяют реализовать предписания правовых норм. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов. Такая форма реализации права, при которой государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность, обеспечивающая соблюдение, исполнение или использование субъектами права своих прав и обязанностей, называется применением права. Применение права может быть определено как властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или по их уполномочию негосударственных организаций, осуществляемая в установленных законодательством формах, по реализации правовых норм путем принятия индивидуально-правовых решений (актов). Применение права имеет место в случаях, когда права и обязанности конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующих актов компетентных органов (например, при назначении пенсии); когда требует официального разрешения правовой спор (рассмотрение судом дела о разделе имущества); когда необходимо обеспечить исполнение обязательств или защитить права от нарушений (принять решение о возмещении причиненного ущерба); когда требуется наказать правонарушителя путем определения и реализации мер юридической ответственности (вынесение приговора преступнику). Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены основные стадии, отражающие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридических дел. В теории права выделяют следующие стадии правоприменения: 1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела. 2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к дан 3. Проверка подлинности текста избранной правовой нормы. 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных 5. Принятие решения по делу и доведение его содержания Акт применения права - это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое компетентным органом в установленном порядке на основе действующих правовых норм, в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц. 6. Реализация принятого правоприменительного акта. По принятие мер по его своевременному и полному исполнению в соответствии с законом. Толкование правовых норм выше упоминалось как стадия правоприменения. Толкование представляет собой сложный мыслительный процесс. Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации. С целью более глубокого познания процесса толкования и его практической значимости в юридической науке используют различные классификации толкования правовых норм. 1. По способам (приемам) толкования его принято под 2. Толкование по объему может быть буквальным, распро 3 В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования оно подразделяется на официальное и неофициальное. Поскольку третья классификация имеет наибольшую практическую значимость, рассмотрим ее подробнее. Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченного на то органа, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы. Толкование этого рода, в свою очередь, подразделяется на аутентическое и легальное, нормативное и казуальное. Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы тем органом, который сам издал ее (Президентом, Парламентом, Советом Министров и др.). Результаты аутентического толкования обычно облекаются в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт. Легальное толкование - это официальное разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от государственного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему полномочий вправе осуществлять эту деятельность. В Республике Беларусь разъяснения такого рода даются, например, Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом в форме постановлений пленумов этих судебных инстанций Нормативное толкование - это толкование, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида. К нему относятся все виды аутентического и легального толкования. Казуальное толкование в отличие от нормативного дается компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела. Примером такого толкования является разъяснение вышестоящего судебного органа нижестоящему суду, решение ко горого содержит ошибки в применении нормы права при рассмотрении конкретного дела Неофициальным яв /яется толкование, которое исходит от органов и отдельных лиц, не наделенных правом давать обязательное (нормативное или казуальное) разъяснение смысла правовых норм. Обычно такое толкование выступает в виде трактовок правовых норм, рекомендаций, даваемых любыми субъектами, но на него нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел. Разновидностями неофициального толкования являются профессиональное, доктринальное и обыденное толкования. Профессиональное толкование - это неофициальное толкование, которое исходит от лиц, обладающих профессиональными (юридическими) познаниями - прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и др Доктринальное толкование - это разъяснение правовых норм, осуществляемое отдельными правоведами, научными учреждениями и коллективами ученых-юристов в монографических исследованиях, научных статьях, комментариях к законодательным актам. Обыденное толкование - это разъяснения содержания правовых норм, даваемые любыми лицами, не обладающими основательными познаниями в сфере права. Они имеют место в бытовой обстановке и не могут претендовать на достаточную юридическую обоснованность. Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Права и обязанности, закрепленные в правовых нормах, носят абстрактный характер (статутные права и обязанности). Они представляют собой предусмотренные государством пределы, в границах которых и при наличии необходимых для этого оснований (юридических фактов) возникают субъективные, т.е. совершенно определенные (личные), права и обязанности. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на высшее образование (статутное право), но каждый конкретный гражданин реализует это право по-своему. Поступая в определенный вуз на предусмотренных законом основаниях, гражданин приобретает субъективное (личное) право учиться в этом вузе. Субъективные права могут реализовываться самостоятельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным телевизором), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Такие отношения называются правовыми (работа по найму, назначение и получение пенсий и т.п.). Правоотношения отличаются весьма сложным юридическим содержанием и структурой. К основным признакам (чертам) правоотношений относятся: 1.Правоотношения возникают на основе правовых норм 2. Правоотношения представляют собой общественно зна 3. Если в правовых нормах заключена государственная 4. Правоотношения характеризуются наличием у сторон 5. Осуществление взаимных субъективных прав и обязан Правоотношения - юридическая форма общественных отношений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, реализация которых гарантируется государством. Правоотношения имеют свою особую структуру, элементами которой являются: субъекты правоотношения; субъективные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъектов правоотношения. • Субъектами правоотношений (их сторонами, участниками) являются субъекты права, вступившие в соответствующие правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К таким качествам относятся правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность еще не означает способности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные права и обязанности. Так, правоспособными в отношении гражданских прав могут быть и малолетние, и умалишенные, но осуществлять эти права будут за них их представители (родители или опекуны). Дееспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них. Разновидности дееспособности: сделкоспособпостъ (способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки); деликтоспособность (способность понимать противоправность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юридической ответственности за совершенное правонарушение). Разграничение правоспособности и дееспособности в отношении личности характерно лишь для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек, независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (ст. 16-37 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Поэтому гражданская правоспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста (полная - с 18 лет, а частичная - несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одновременно. В юриспруденции оба эти качества охватываются таким общим понятием, как правосубъектность. Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации (государственные, общественные); социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив); государство в целом. Государственные и общественные организации, организации физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще- ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс. Правовое положение юридических лиц определяется ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Правоотношения как форма реализации правовых предписаний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, в том числе у субъектов правоотношений. Юридические факты чрезвычайно многообразны. Тем не менее они могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие и правопрекращаю-щие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствия. По волевому основанию юридические факты подразделяются на события и деяния (действия или бездействие). События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права (наводнение, естественная смерть человека и т.п.). Деяния - акты волевого поведения людей'(сделки, причинение вреда и т.п.). Деяния могут быть правомерными, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоречат им, и неправомерными, т.е. противоречащими правовым предписаниям. Неправомерные деяния делятся на правовые проступки, носящие общественно вредный характер (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), и преступления -правонарушения, отличающиеся общественно опасным характером и запрещенные уголовным законодательством. Нередко для достижения некоторых правовых последствий недостаточно одного юридического факта, а требуется определенная их совокупность. Такая совокупность нескольких взаимосвязанных между собой юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений, называется фактическим составом. Юридические факты могут носить как одномоментный, так и длящийся характер. Длящиеся юридические факты принято называть фактическими состояниями (например, пребывание в гражданстве, в определенной должности, семейное положение, болезнь и т.п.). Реализация правовых норм находит свое проявление в правомерном поведении субъектов права. Правомерное поведение определяется как осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Правонарушение - это противоправное виновное деяние де-ликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридический ответственности. Структура (состав) правонарушения - весьма сложное правовое явление, которое включает в себя четыре элемента: субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъективную его сторону. Поскольку составы правонарушений существенно разнятся в различных отраслях права, они будут рассмотрены в соответствующих разделах учебника. Главным орудием борьбы с правонарушителями является юридическая ответственность. Юридическая ответственность - особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния. Юридическая ответственность конкретного лица возможна только в том случае, если она предусмотрена в законодательстве за определенное правонарушение и если этим лицом такое правонарушение действительно совершено. Как особая субъективная обязанность юридическая ответственность заключается в необходимости для правонарушителя претерпеть карающие его меры правового воздействия. В то же время юридическая ответственность не сводится к наказанию, не тождественна ему. Наказание - это форма реализации ответственности. Возникнув у определенного лица вследствие совершения им правонарушения, юридическая ответственность как субъективная обязанность может по разным причинам оставаться нереализованной, правонарушитель по различным предусмотренным законом основаниям может освобождаться от наказания при сохранении за ним юридической ответственности. Правонарушитель в соответствии с законодательством может освобождаться и от ответственности, что влечет за собой освобождение и от наказания (гл. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь). В зависимости от того, какой отраслью права предусмотрена ответственность, она подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников за вред, причиненный предприятию, учреждению. Специфика этих видов юридической ответственности определяется отраслевым законодательством. Последовательная реализация правовых норм с учетом всех требований действующего законодательства создает такой режим общественно-политической жизни, который именуется законностью. В современных условиях с учетом требований правового государства законность определяется как точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов, всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами. Приведенное определение исходит из требований строгой иерархии нормативных правовых актов, верховенства закона, равенства всех перед законом, приоритета права перед государством (верховенства права). Законность как политико-правовой режим, складывающийся в отношениях, регулируемых правом, не является самоцелью. Она предполагает достижение необходимой упорядоченности общественных отношений, гарантирующей социальную стабильность. Такую упорядоченность общественных отношений принято называть правовым порядком. Правопорядок - это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их осуществления (реализации). Следовательно, правопорядок является результатом законности. По существу, это - реализованная законность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений. Таким образом, основой правопорядка является право как система нормативных правовых актов, а условием его достижения - законность. Глава 2 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |