Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники гражданского законодательства




Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основ­ным источником права признается нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему гражданского законодательства.

Содержание системы гражданского законодательства оп­ределено в ст. 3 ГК. К актам гражданского законодатель­ства относятся'.

- Конституция Республики Беларусь 1994 г., с изменени­
ями и дополнениями, принятыми на республиканском (1996 г.)
референдуме. Особый интерес для гражданского права пред­
ставляют, в частности, ст. 13 и 44, касающиеся регулирова­
ния основополагающих отношений собственности, ее форм,
содержания, гарантий защиты, ст. 28, 29, 51, 60 и др.

«Гражданский кодекс Республики Беларусь. Он занимает центральное место в системе источников гражданского зако­нодательства.

» Законы Республики Беларусь, в том числе:

- законы, напрямую направленные на регулирование от­
дельных групп гражданских правоотношений
(например, За­
кон от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)» ');

- кодексы, относящиеся к другим отраслям права, но со­
держащие в себе нормы гражданского права. В качестве

1 НРПА. 2000. № 73. 1/198; 2003. № 8. 2/932. 260


примера достаточно сослаться на Жилищный кодекс Респуб­лики Беларусь.

» Декреты и указы Президента Республики Беларусь. На­пример, Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяй­ствования» '.

«Распоряжения Президента Республики Беларусь. Сле­дует отметить, что в соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» распоряжения Прези­дента относятся к ненормативным правовым актам, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Постановления Правительства Республики Беларусь.
Занимают особое место прежде всего в силу их направленнос­
ти на развитие отдельных положений кодексов, законов, дек­
ретов, указов, без чего немыслима их практическая
реализация. Постановлениями Правительства, утверждаемы­
ми ими правилами, положениями, уставами и т.п. формируется
конкретный механизм действия правовых предписаний актов,
обладающих более высокой юридической силой, определяются
правила поведения участников гражданских правоотношений.

Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Выс­
шего Хозяйственного Суда и Национального банка Республи­
ки Беларусь.
Акты указанных судебных органов составляют
особую группу источников гражданского законодательства.
Что касается Верховного Суда и Высшего Хозяйственного
Суда, то их решения по конкретным делам не являются норма­
тивными правовыми актами. Следовательно, речь может идти

0 разъяснениях Пленумов этих судов, в которых содержатся
нормы толкования гражданско-правовых актов, применяемых
судами. Что касается решений Конституционного Суда, то
мнения юристов разделились. Некоторые относят решения
Конституционного Суда к числу ненормативных правовых
актов, другие стоят на той точке зрения, что Конституцион­
ный Суд является «негативным законодателем» и, давая оцен­
ку конституционности проверяемому нормативному акту,

1 НРПА. 1999. № 23. 1/191; 2000. № 109. 1/1779; 2002. 142. 1/4230;
2003. № 105. 1/4909, № 113. 1/4994, № 127. 1/5084; 2005. № 40. 1/6300;
2005. № 106. 1/6589.


формирует в решении правовую позицию, являющуюся обяза­тельной для всех органов, должностных лиц и граждан. Более того, вынося заключение о несоответствии нормативного акта в целом или в части Конституции, Конституционный Суд при­знает эти положения утратившими силу, что делает невозмож­ным их применение на практике. Последняя точка зрения представляется более убедительной.

» Ведомственные акты занимают значительное место в массиве актов гражданского законодательства. Это акты ми­нистерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления. Эти акты могут быть изданы в случаях и пределах, предусмот­ренных законодательными актами, распоряжениями Президен­та Республики Беларусь и постановлениями Правительства (ст. 3 ГК).

«В ст. 6 ГК предусмотрено, что нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республи­ки Беларусь, вступивших в силу, являются частью действую­щего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосудар­ственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Одним из источников гражданского права во многих госу­дарствах являются обычаи, деловые обыкновения. Не причис­ляя их официально к числу источников гражданского законодательства, белорусский законодатель тем не менее в некоторых статьях обращает на них внимание.

Наконец, правила морали и нравственности. Не относя их к источникам права, законодатель тем не менее стоит на пози­ции соблюдения моральных принципов и ценностей. Достаточ­но в этой связи сослаться на положение ст. 2 ГК о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских пра­воотношений. Требования о необходимости соблюдения ука­занных морально-этических принципов присутствуют в ряде других статей ГК (ст. 49, 221, 242, 290, 970 и др.).


Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется ст. 137 Конституции, ст. 3 ГК и ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

В гражданском праве имеет значение деление актов на за­конодательные акты и акты законодательства. К законода­тельным актам в соответствии со ст. 3 ГК относятся: Конституция, Гражданский кодекс, законы, декреты и указы Президента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.