Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие правила о подведомственности




Подведомственность и подсудность гражданских дел

Задачи гражданского процессуального законодательства

Суды в гражданском процессе. Общая характеристика

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит су­дам (ст. 109 Конституции).

Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан и интересов юридических лиц независимо от формы собственнос­ти, конституционного строя, обеспечение верховенства права, верховенства Конституции.

Правом судить государство наделяет только суды. Ника­кой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляю­щие компетенцию судов.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.

Судебную власть осуществляют в Республике Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь, общие и хозяй­ственные суды.

Конституционный Суд Республики Беларусь - особый су­дебный орган, осуществляющий функции правосудия (консти­туционное правосудие), обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех госу­дарственных органов, в том числе и актов Верховного и Выс­шего Хозяйственного судов (ст. 116 Конституции).

К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Бе­ларусь, областные, Минский городской, районные (город­ские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и при­равненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов.

В системе общих и хозяйственных судов закон допускает образование специализированных судов и коллегий (по семей­ным делам, по делам несовершеннолетних и иным).

Судебная власть реализуется в определенных процессуаль­ных формах.

Правосудие по гражданским делам осуществляется суда­ми в соответствии с их компетенцией.


определены в ст. 5 ГПК. Ими являются: обеспечение правиль­ного и своевременного рассмотрения и разрешения судами гражданских дел, исполнения судебных постановлений и дру­гих актов, подлежащих исполнению, защита прав и охраняе­мых законом интересов граждан и юридических лиц.

К полномочиям суда относятся:

- рассмотрение гражданского дела и вынесение судебного
постановления;

- рассмотрение дела в кассационном порядке и в порядке
надзора;

- пересмотр постановлений суда по вновь открывшимся
обстоятельствам;

- рассмотрение вопросов, возникающих при исполнении
решений и других документов (ст. 29 ГПК).

Юридические дела могут разрешаться различными орга­нами. В Республике Беларусь, как и в любом государстве, су­ществует система органов, которые в соответствии с действующим законодательством наделены правом разрешать юридические дела. К ним относятся: судебные органы; орга­ны, входящие в систему исполнительной власти; органы, со­здаваемые, назначаемые самими сторонами спора (примирительные комиссии, третейские суды и т.п.); межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека.

Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подве­домственны ему.

Таким образом, подведомственность определяется в науке гражданского процессуального права как относимость нужда­ющихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению какого-либо государ-


ственного или иного органа, как свойство юридических Дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрис-дикционными органами.

Подведомственность дел тем или иным органам устанавли­вается законами или иными нормативными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и исключения из них.

Определяя подведомственность того или иного юридичес­кого дела, необходимо исходить из характера спорного право­отношения, состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, ха­рактера оспариваемого правового акта.

В силу ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, тре­тейский суд в соответствии с подведомственностью, установ­ленной процессуальным законодательством.

Определить судебную подведомственность по граждан­ским делам - значит выяснить, какие именно гражданские дела подлежат рассмотрению в судах в порядке гражданского судопроизводства.

Система разделения компетенции между органами судеб­ной власти основана на принципе универсальной подведомствен­ности юридических дел судам общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Рес­публики Беларусь и хозяйственных судов Беларуси. Иными сло­вами, все споры, которые не подведомственны иным судам, подведомственны судам общей юрисдикции. Такой вывод осно­ван и на ст. 60 Конституции Республики Беларусь, предусматри­вающей, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится.

Правила и виды подсудности гражданских дел

В отличие от подведомственности подсудность разграничи­вает компетенцию в той же области, но между разными судами.

Определив, что гражданское дело подведомственно суду общей юрисдикции, следует определить, какому именно суду оно подсудно.


В систему общих судов Республики Беларусь включены: районные (городские) суды; областные суды и Минский го­родской суд, действующий на правах областного суда; Вер­ховный Суд Республики Беларусь и специализированные суды: межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд; судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда.

Общим для всех названных судов является их право разре­шать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из этих судов вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции, за исключением Верховного Суда Республики Беларусь, который вправе раз­решить по первой инстанции любое гражданское дело, подсуд­ное судам общей юрисдикции.

В теории гражданского процессуального права под под­судностью понимается институт процессуального права, регу­лирующий относимость подведомственных общим судам гражданских дел к ведению того или иного суда, одной и той же судебной системы.

В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой функционирует тот или иной суд, при­нято различать подсудность родовую (предметную) и терри­ториальную (местную).

Родовая (предметная) подсудность определяется по роду дел, рассматриваемых нижестоящими и вышестоящими, а так­же специализированными звеньями одной судебной системы.

За последние годы правила родовой подсудности измени­лись. Появилась определенная родовая подсудность у Верхов­ного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского судов и военных судов.

Так, на основании ст. 45 ГПК Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела:

1) по жалобам на отказ в регистрации республиканских и
международных общественных объединений граждан;

2) по заявлениям о прекращении деятельности обществен­
ных объединений;

3) по жалобам на отказ в регистрации инициативной груп­
пы по проведению республиканского референдума;


4) по жалобам на отказ в регистрации политических
партий;

5) по заявлениям о прекращении деятельности политичес­
ких партий;

6) по жалобам на решения Президента Республики Бела­
русь по вопросам гражданства;

7) по жалобам на отказ Центральной комиссии Республи­
ки Беларусь по выборам и проведению республиканских рефе-,
рендумов в регистрации кандидатов в Президенты
Республики Беларусь;

8) по спорам, вытекающим из применения законодатель­
ства, регулирующего имущественные и личные неимуществен^
ные отношения, возникающие в связи с созданием
(выявлением, выведением), правовой охраной и использовани­
ем объектов промышленной собственности и др.

К родовой подсудности областных, Минского городского и военных судов отнесен целый ряд гражданских дел, предус­мотренных в ст. 43, 44 ГПК и в других актах законодатель­ства (в частности, ст. 86, 68 Избирательного кодекса, ст. 395 Трудового кодекса к др.).

Все остальные дела, за исключением отнесенных к родо­вой подсудности вышестоящих судов, рассматриваются рай­онными (городскими) судами.

Территориальной (местной) подсудностью именуется под­судность дела суду в зависимости "от территории деятельности суда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.